01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«На просторах родины чудесной, закаляясь в битвах и труде, мы сложили радостную песню о великом друге и вожде…»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / «На просторах родины чудесной, закаляясь в битвах и труде, мы сложили радостную песню о великом друге и вожде…»

«На просторах родины чудесной, закаляясь в битвах и труде, мы сложили радостную песню о великом друге и вожде…»

Автор: В. Дмитриевский; А. Алексеев — Дата создания: 29.06.2017 — Последние изменение: 29.06.2017
Из цикла эссе В. Дмитриевского «На ночь глядя» - 42.

 

 

 

 

 

 

 

На ночь глядя, засмотрелся  теледиспутом  известных политологов – они пламенно обличали бесчеловечный режим Северной Кореи и даже процитировали куплет песни о бессмертном вожде: «Полководца имя всегда в сердцах людей // Ким Ир Сена имя будет всегда сиять всё светлей». Сочинили ее композитор Ким Ван Гюн и поэт Ли Чхан.

Телесюжет пробудил во мне детские воспоминания. В давних 1940-50-х гг. я учился в Ленинградском Хоровом Училище и дважды в сезон, в майские и ноябрьские праздники всенепременно участвовал в театрализованных песнопениях, открывающих правительственные концерты в Мариинском театре.

У нас теперь не принято петь песни о вождях, а тогда это было непременной традицией. Концерт всегда  открывался «Кантатой о Сталине» А. Александрова на стихи М. Инюшкина «От края до края по горным вершинам где горный орел совершает  полет // О Сталине мудром, родном и любимом // Прекрасную песню слагает народ».

Многие годы эта песня была главной, после Гимна страны, в нём  также звучали имена вождей: «…И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». ( Слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

О Сталине в 30-50-е гг. песен сложено великое множество. Традиция слагать песни о вождях родилась в начале 20-х. . Вот  журнал «Красная Новь» опубликовал озорные частушки: «Сидит Ленин на березе // Держит серп и молоток // А товарищ его Троцкий высекает огонек».

Поначалу склоки в высших эшелонах власти комментировалась весело: «Сегодня снова выдача // портретов Льва Давыдыча (Троцкого) // Велят повесить вновь его // На место Г.Зиновьева.

Но нескромные шутки нижестоящих в адрес вышестоящих настораживали. В песне П. Горенштейна Троцкий-наркомвоенмор представлен героически: «С отрядом флотских товарищ Троцкий нас поведет на смертный бой».

После изобличения Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Н. Бухарина и их сообщников к сочинительству песен о вождях художники стали относится много серьезнее.

В 1930-х годах  стала популярной песня «Два Сокола» В. Захарова на слова М. Исаковского. Диалог Ленина и Сталина покоряет символической  образностью,  тёплыми мотивами  живой природы:

 

 «На дубу зеленом, что над тем простором

 Два Сокола ясных ведут разговоры:

-- Сокол ты мой сизый! Час пришел расстаться

 Все труды-заботы на тебя ложатся.

А другой ответил: -- Позабудь тревоги.

Мы тебе клянемся: не свернём с дороги».

 

С середины 30-х поток песен о Сталине растет и ширится. «Споем же, товарищи, песню, // О самом большом полководце // О самом бесстрашном и сильном // О Сталине песню споем» (Дм. и Дан. Покрассы, М. Исаковский); «Славься первый полководец! // Наш отец,учитель,воин! // Гений счастья и свободы, нашей правды торжество!» (И. Дунаевский --С. Васильев и А. Коваленко)-            «На просторах родины чудесной, закаляясь в битвах и труде, // Мы сложили радостную песню о великом друге и вожде. // Сталин наша слава боевая. Сталин наша юность и полет. // С песнями борясь и побеждая, Наш народ за Сталиным идет!» (М. Блантер, А. Сурков)  и т.д., и т.п.

Новая упорядоченная структура партгосуправления СССР образовала четкую административную и ценностную пирамиду. Параллельно выстраивалась ранговая  иерархия политических,  идеологических, ведомственных авторитетов, внедрять её безусловную значимость в массовое сознание поручалось деятелям искусств. На строгий окрик  М. Горького «С кем вы, мастера культуры?» многие дружно ответили вдохновенным  творчеством. И вслед за песнями о Верховном правителе массы запели песни о его выдающихся  соратниках.

Сложность международной и внутренней  обстановки определила четкие приоритеты господразделений --  военно-морского ведомства, внешней политики, промышленности, транспорта, наконец, институций, обеспечивающих  идеологическое здоровье, позитивность общественного сознания и жесткий порядок во внутренних делах государства. Соответственно и художественные произведения отвечали требованиям времени: всем ответственным персонам -- руководителям этих важнейших ведомств  посвящались песни.

Вообще-то сам  Сталин  в отличие от многих вождей  не был консервативен и мелочно щепетилен, потому какими-либо обязательствами по отношению к своим соратникам себя не связывал, а заповедь «своих не сдаем» полагал не более чем устаревшим  наивным «мелкобуржуазным» предрассудком. Он  смотрел на вещи широко. Многие преданные ему сподвижники были беспощадно репрессированы, расстреляны, жены председателя Совнаркома Молотова, председателя ВЦИК Калинина находились в тюрьмах и лагерях, но это тревожное и печальное обстоятельство не мешало высоким чиновникам дружески соседствовать с вождем на праздничных трибунах, ответственных совещаниях, приемах, на официальных банкетах и веселых домашних вечеринках.

Советский ритуал крепил в массах морально-политическое единство и тотальный социальный оптимизм  кантатами в честь Сталина,   славословием его соратникам, распределенным в строгом соответствии с  ранговой иерархией.      Наркому железных дорог и  строителю метрополитена посвятили песню поэт С. Алымов и композитор А.  Александров. «Нашей песне  печаль незнакома // Веселее ее не найти // Этой песней встречаем наркома // Дорогого наркома пути! // Эх, песне улыбается Каганович, сталинский нарком».

Внешняя политика в конце 1930-х – дело не менее ответственное, чем транспорт. В. Захаров и М. Исаковский посвящают наркому иностранных дел В. Молотову «Величальную»: «Вячеслав Михайлович! Всей страны избранник // Гений, самого Сталина боевой соратник!»

Внутренняя политика – область деятельности  Председателя ВЦИК,  «всесоюзного старосты» М.И. Калинина.  Те же  В. Захаров и М. Исаковский славят его   от имени поселян-колхозников: «Лети, письмо приветное, лети в далекий край. От нас поклон Калинину в столице передай!» 

В тяжелые годы блокады композитор М. Глух и поэт В. Мусатов сочинили патетическую песню о заботливом секретаре ленинградского обкома партии и члене ЦК ВКП(б): «Пусть имя Жданова Андрея гремит раскатом боевым // Багряным светом пламенеет // На берегах седой Невы// Твои дела, товарищ Жданов, нам, ленинградцам, не забыть. Орде коричневых тиранов ты не дал город задушить».

Сложнее обстояло дела с силовыми ведомствами. В армейских и чекистских рядах наблюдалась большая текучесть кадров, а они, «кадры», по известному сталинскому выражению, «решали всё!». Здесь надежной  опорой выступали герои Гражданской войны – звучали бодрые песни о Котовском, Щорсе. Недолго была в пропагандистском обороте песня о маршале Блюхере, он был вскоре репрессирован и расстрелян. На взлете в 1930-х оказался маршал Тухачевский, но тоже был казнен и песню о нем сочинить просто не успели. Первого военного наркома Троцкого сменил Фрунзе, потом должность занял маршал Ворошилов. О нем  и песня --  «Нас тобою, Ворошилов, жизнь походная сдружила» А. Александрова и О. Колычева. Ворошилова вытеснил на недолгое время маршал Тимошенко, но тут  А. Александров  и В. Лебедев-Кумач оказались оперативны – выпустили  песню:—«Мы идем вперед с боями и куда ни погляди // Тимошенко вместе с нами, Тимошенко впереди!».

В начале войны с Германией после провального отступления   Сталин отстранил Тимошенко от командования, сам занял пост главнокомандующего и главные армейские песни в основном  посвящались ему.

С наркомами внутренних дел ситуация сложилась ещё противоречивей. Первые руководители ведомства А.И. Рыков и Г.И. Покровский  правили недолго. Ф.Э. Дзержинский ведал ОГПУ-ВЧК  почти шесть лет, до 1923 года и не услышал песен о себе, но зато посмертно их было написано немало. Припев одной из них --  авторы композитор П. Купрейшвили, слова Ф. Петрова, Е. Рябова, Н. Шуклина – звучал так: «Феликс, Феликс железный! Феликс добрый, сердечный //Наш друг боевой. Чекист волевой. Народный, навек легендарный герой».

Сменившие  Дзержинского специалисты  в служебном кресле долго не задерживались, видимо, специфика рискованной и ответственной работы этому не способствовала. Времена стремительно менялись,  официозное песнесочинительство становилось делом рискованным, требовало личной отваги и идеологического чутья. После Дзержинского  наркоматом руководили Белобород,  Толмачев, с 1934 – по 1936 год – Генрих Ягода. В силу кадровой лихорадки и краткосрочности пребывания чиновников на ответственных постах деятели культуры подчас просто не успевали воспеть их неоценимый вклад в жизнь страны. Особое рвение к службе показал Н. Ежов, отправленный Сталиным руководить НКВД в сентябре 1936 года после  репрессированного Г. Ягоды. Николай Ежов взялся за дело рьяно: за 15 месяцев 1937-38 года тружениками его ведомства  было расстреляно свыше 760.000 граждан, что  Сталина несколько насторожило и он в декабре 1938 года отправил Ежова к своему предшественнику -- в  застенок.

Тем не менее популярность Ежова какое-то была весьма велика и песни о нем звучали в праздничные дни по радио и на концертах.

Вдохновенную  «Балладу о наркоме Ежове» создал престарелый народный акын Казахстана Джамбул Джабаев: «В сверкании молний ты стал нам знаком //Ежов, зоркоглазый и умный нарком //  Великого Ленина мудрое слово растило для битвы героя Ежова.// Великого Сталина  пламенный зов услышал всем сердцем, всей кровью Ежов».

 Ведомство Ежова Сталин, как известно, передал наконец  в долгосрочное управление  своему земляку маршалу Лаврентию Берия и потому у создателей песен  было достаточно времени для творчества. «О Берии поют сады и нивы. Он защитил от смерти край родной. Чтоб голос песни звонкий и счастливый Всегда звучал над солнеченой страной» -- восторженно писал Киалим Агумуа.

 Школьники пели о Берии песню композитора В. Мурадели и стихами С. Михалкова «Суровой чести верный рыцарь, народом Берия любим», читали стихи К. Поцхвершвили «Лучезарною звездой друг наш Берия сияет», а пионерский журнал публиковал веселые стихи: «Сегодня праздник у ребят: ликует пионерия! Сегодня в лагерь (здесь имеется в виду крымский «Артек») к ним пришел Лаврентий Палыч Берия». Взрослое же население бодро подтягивало «Строевую» А. Новикова на слова А. Лугина: «Чекисты мы, нам родина доверила // Всегда беречь  родной советский дом // Вперед за Сталиным ведет нас Берия,// Мы к зорям будущим уверенно идем».                                             

После кончины Сталина в 1950-х многих  художников-запевал настигла растерянность. О новом лидере Никите Хрущеве снимают документальные фильмы и даже ставят спектакле, но песен почему-то не поют. Что же касается Лаврентия Берии, то он стал некоей промежуточной персоной, соединяющий две эпохи в жизни государства. Из сакральных фигур вожди и наркомы превращаются в шуточные: «Берия, Берия вышел из доверия, а товарищ Маленков надавал ему пинков!». «Растет в Гурзуфе алыча не для Лаврентий Палыча, а для Никит Сергеича и Вячеслав Михалыча» (Хрущев и Молотов).

Теперь чтобы удостоиться серьезной «гимнической» песни нужен немалый стаж беззаветного государственного служения. Это подтвердила яркая во многом судьба Леонида Ильича Брежнева -- преемника Хрущева,  Маршал, Герой социалистического труда, Герой Советского Союза и ряда других стран, отважно простоял у руля государства 18 лет. На его 75-летнем юбилее в 1981 году солист Большого театра А. Ворошило спел песню композитора П. Майбороды на слова К. Прохорова. Она завершалась бодрым куплетом: «Вы – коммунист, глава страны народной // Зовущий землю в солнечную даль. // Спасибо Вам за Ваш священный подвиг // Товарищ Генеральный секретарь!»

            Дальше наступило затишье: ни об Андропове, ни о Черненко и даже о Горбачеве и Ельцине  песен не сложили. (Об озорном  народном творчестве – частушках – мы здесь не говорим). И об их ближайших самоотверженных соратниках тоже. Традиция оборвалась с концом советской эпохи. Даже как-то грустно вспоминать её героев и даже думать о нынешних. «Ни сказок о них не расскажут, ни песен о них не споют». *)

            Впрочем – как знать…

            А пока – спокойной ночи!

 

В. Дмитриевский. 25.05.2017

 

*) Думаю, что в данном пункте мой друг и коллега не прав. Ограничусь парой ссылок:

 

Песня о Путине покорила мир

 

За два дня видео, где уличные музыканты из Казани исполняют песню "Такого, как Путин", посмотрело более миллиона человек. Россиян настолько тронула песня, что они предложили отправить группу на "Евровидение" вместо Сергея Лазарева. Оказалось, что на Западе тоже любят такие песни. Популярный американский портал Newsweek посвятил композиции про российского лидера целую статью. 

 

Мой парень снова влип в дурные дела,
Подрался, наглотался какой-то мути.
Он так меня достал, и я его прогнала.
И я хочу теперь такого, как Путин.

 

Такого, как Путин, полного сил,
Такого, как Путин, чтобы не пил.
Такого, как Путин, чтоб не обижал,
Такого, как Путин, чтоб не убежал.

 

Я видела его вчера в новостях,
Он говорил о том, что мир на распутье.
С таким, как он, легко и дома, и в гостях,
И я хочу теперь такого, как Путин.

 

См. также: Песни о Главном: 25 самых известных песен о Владимире Путине

 

А вот стихи некоего «поэта России» В. Нестерова из издававшейся им в 2000-2001 гг. (так!) газеты «Любимый президент. Президент третьего тысчелетия»:

.

Президент наш Путин

Самый дорогой

Гений он по сути

И для всех родной

Путин — вера наша

Каждый день, всегда

Президенту Путину

Говорим мы ДА

 

Этот автор, похоже, не шутил.

Настоящее народное и авторское творчество еще ждет своего исследователя. А. Алексеев.

**

 

См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):

 

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)

- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)

- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)

- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева

- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)

- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)

- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»    (На ночь глядя - 28)

- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)

- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)

- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31

- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)

- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)

 - «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 34)

- Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств (На ночь глядя – 35)

- Спасибо буржуям, они – наша социально-экономическая скрепа!  (На ночь глядя – 36)

- «…Есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; / Там будут лишь учить по нашему: раз-два; / А книги сохранят так, для больших оказий…» (На ночь глядя – 37)

- Лучший Новогодний подарок (На ночь глядя – 38)

- Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра (На ночь глядя – 39)

- Ода Женщине (На ночь глядя – 40)

- 27 марта – День театра (На ночь глядя – 41)

 

 

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus