01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Ода Женщине

Ода Женщине

Автор: В. Дмитриевский — Дата создания: 09.03.2017 — Последние изменение: 09.03.2017
Участники: А. Алексеев
Условно: из цикла В. Дмитриевского «На ночь глядя» (40).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На снимке: Татьяна Друбич

 

Послепраздничное

 

Вот минул и еще один  многокрасочный праздник – Женский день -- завершился шумным застольем,  тостами, объятиями, поцелуями. Цветочные магазины работали круглосуточно! Витрины ломились от поздравительных открыток. -- всё к вашим услугам. Не  надо ломать голову, подыскивая нежные слова – за вас уже всё сделали! Горячие пожелания, рассчитанные на отклик женских сердец, характеров, даже самых причудливых,  непредсказуемых, вздорных,  выпукло вытиснены золоченым шрифтом, обрамлены  броскими  цветочками, зверюшками, завитушками и даже сопровождены популярными именами – на выбор!  Удобно!

А чем и кем нас приветствовали  средства массовой информации и прежде всего каналы ТВ? Вот пестрая галерея портретов знаменитостей, которых мы готовы поздравлять и радоваться их успехам! Щедро представлены и «мир искусства» и «мир власти».  Примадонны, шоу-, теле- и кинозвезды, поэтессы, писательницы, режиссеры -- так сказать, передовики  художественного, духовного  производства совершенно неотразимы! Их изображения соседствуют с женскими ликами передовиков производства идеологического и материального -- лидеры  партий, фракций,  ведомств преисполнены значимости  --  заботливо-покровительственные снисходительно-усталые улыбки говорят сами за себя: у нас в стране любой труд почетен.

А на службе, дома -- тоже ведь праздник – на корпоративах весело воркуют  очаровательные коллеги, в лифте  улыбаются квартирные соседки, звонками и эсэмесками кстати и некстати   напоминают о себе дальние и близкие родственницы, далекие пляжные приятельницы! Право же,  раствориться, расслабиться  в этом водовороте  любвеобильных эмоций –  мечта  каждого!...

            …Но  неотвратимо наступает рабочая неделя,  амплитуда настроений  сокращается до привычной тусклой повторяемости. Встряхнули нормальность – и будет! Дело надо делать, господа…

            …И все же два лика  из пестрого портретного множества произвели на меня  впечатление какой-то безоглядной душевной открытостью, светом благородства, неотразимым обаянием красоты и пронзительной совестливостью.

            Что поражает в Женщине? Непостижимая глубинность, импульсивность и непредсказуемость натуры, мудрость поступка, игра интуиции, пронзительность  откровенного чувства, острота скрываемой душевной боли. Женская проницательность подчас внезапно обезоруживает  откровением,  окрыляет восторгом бытия, а иногда  отрезвляет  жесткостью неопровержимой истины. В веселом и отважном безрассудстве, в безответственном кокетливом  щебете вдруг открываешь драматизм жизни,   горькую истину смыслов существования, неумолимую  необратимость времени.… «У круглых дат вторая цифра ноль» --  предупреждала  рано ушедшая ленинградская поэтесса теперь уже прошлого века Елена Шварц.                

            …За сорок лет московской жизни столица не вытеснила Ленинград из моего  подсознания. Вспоминаются дома, закоулки, улицы, длинный проходной двор с выходом на Фонтанку. Здесь жил Сергей Довлатов, его терпкая ирония, спортивная словесная реактивность, игровая   размашистость и при этом внутренняя сосредоточенность определяли «ленинградскую» ауру, элегантность, шарм, стиль.   Женщины, кстати, искренне ценили в нем  тонкое, не всем мужчинам  дарованное понимание загадочной и часто труднопостижимой женской психологии. «Я совершенно убежден, что можно покорить любую женщину, без конца фотографируя её». Тут он был,  безусловно прав… Другое наблюдение серьезнее: «Это страшное дело, когда актрисы плачут в нерабочее время».

            Довлатов – человек театра, знал и понимал притаившееся безжалостное коварство закулисья. Впрочем, «весь мир театр, а люди  нем – актеры». А уж ремесло актрисы – «Быть женщиной великий шаг,  сводить с ума – геройство!» Безумие страсти, восторг любви, страх измены, порыв души, движение неуправляемого тела, радость прикосновения, ужас брезгливости, трепетность интонации, смех, рыдание  – все смешано, обнажено, напоказ, наизнанку:  на сцене самое сокровенное, затаенное  становится публичным – «Ваш выход! Извольте!» -- Зал гудит, все билеты проданы!

            «--Не говорите мне, что сильные девочки не плачут. Сильные девочки ревут. Громко и больно. Плотно прикрыв дверь в туалете. А потом, подправив макияж, нацепив улыбку счастья, снова идут туда, где их заведомо ожидает новая боль и страдания».

            Это театр? Нет – это жизнь…  Актрисы? Женщины?                    Впрочем, разделимо ли это…

            …В портретах, промелькнувших в праздничные дни на афишах и  экранах, не затерялись два,  особенно меня впечатливших  –  Чулпан Хаматовой и Татьяны Друбич. Поистине прекрасные Женщины да и Актрисы Божьей милостью.  Но не только. Они – Подвижники. В  том, что  подвижничество их естественно как дыхание, органично, природно  сопрягается с их удивительным талантом и душевной чистотой – великая и прекрасная тайна.

            В самом деле – почему эти  успешные, не обойденные личным счастьем и зрительским поклонением женщины – с так безоглядно  – даже в ущерб своему призванию, творчеству --  бросаются к  неизлечимым детям, ищут спонсоров-благотворителей, взращивают бескорыстных волонтеров, создают хосписы для обреченных, которые, по их собственному признанию, слабонервным людям посещать опасно. А может быть такая душевная самоотдача и обогащает их художнический дар?

            Такое не всем по силам и уж конечно -- не всем дано. Чулпан Хаматовой и Татьяне Друбич – дано.  Они не прячутся  от горя и  детской боли, они сами идут им навстречу.  «Жить и не быть ни разу счастливым – это слишком большая роскошь, этого человек не может себе позволить.   Любовь—это дар, который надо беречь». Так  говорит Актриса,  Женщина,  Врач (это вторая профессия Т.Друбич). «Есть две травмы – любовь и возраст. Старость – это не для слабаков. И с любовью также – это всегда боль и всегда зависимость… Это боль, которая делает тебя человеком. И смерть – это вещь, которая делает тебя человеком… Счастье – это правильный выбор трех вещей: человека рядом, профессии, места где живешь».

Такая вот «философия триединства».

У Татьяны Друбич, как и у Чулпан Хаматовой -- трое собственных детей… Казалось бы, материнский инстинкт вполне реализован. Но  что-то  движет ими в их беспокойной и прекрасной жизни… Может быть, именно он?

            Семья, сцена, экран, фестивали, гастроли, приёмы,  триумфы, аплодисменты, успех, богема! И сознательное  возвращение  т у д а, где дети, смерть, любовь, самопожертвование   и жизнь – рядом... Где сострадание –естественное  состояние души  .. Это их выбор.

 ***

            …Право же, как причудлива подчас в бессонную предрассветную пору смута  настроений, фантазия воспоминаний.           «…Можно  покорить женщину,  без конца фотографируя ее…». И ещё признание «от Довлатова»: «Какими бы разными мы ни были, всё равно навсегда остается Ленинград: мокрый снег и прошлое, которое не вернуть. Я думаю, мы все плачем по ночам»…

            А между тем, за окном уже светает…

 

В. Дмитриевский

9.03.2017

**

 

См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):

 

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)

- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)

- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)

- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева

- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)

- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)

- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»    (На ночь глядя - 28)

- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)

- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)

- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31

- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)

- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)

 - «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 34)

- Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств (На ночь глядя – 35)

- Спасибо буржуям, они – наша социально-экономическая скрепа!  (На ночь глядя – 36)

- «…Есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; / Там будут лишь учить по нашему: раз-два; / А книги сохранят так, для больших оказий…» (На ночь глядя – 37)

- Лучший Новогодний подарок (На ночь глядя – 38)

- Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра (На ночь глядя – 39)

 

 

 

относится к:
comments powered by Disqus