01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия

Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия

Автор: В. Дмитриевский — Дата создания: 29.09.2016 — Последние изменение: 29.09.2016
Участники: А. Алексеев
Из цикла иронических миниатюр В. Дмитриевского «На ночь глядя» - 33.

 

 

 

 

На ночь глядя, просмотрев сводку новостей, с печалью подумал и бренности бытия и произвольной  непредсказуемой подчас капризной переменчивости жизни

Вот прошли шумные  празднования Дня Москвы и выборов в Государственную Думу -- и потускнел город! Исчезли с баннеров ликующе- ослепительные лица, гирлянды цветов на фонарных столбах, яркие воздушные шары,  обнадеживающие броские призывы к всеобщему и неизбежному благополучию. Все это великолепие снова вытеснила назойливая реклама товаров широкого потребления, квартирных интерьеров, эффективных моющих и косметических средств и разных коммунальных услуг. С Театральной  площади,  с Красной площади, с Тверской улицы и прилегающих центральных  магистралей уходит пропагандистская  атрибутика, городской пейзаж обретает свой  первоначальный вид. И в самом деле – не все же нам весело безумствовать, плясать и петь, надо иногда и делом заняться, так сказать ради укрепления ВВП и личного благосостояния.

…А вообще интересно, что Красная площадь в последние десятилетия  стала такой массовой концертно-эстрадной площадкой. Владимир Маяковский когда-то, навсегда прощаясь с Сергеем Есениным, обронил грустную фразу: «Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать счастье у грядущих- дней». Но тут я с поэтом далеко не во всем согласен. Планета вообще-то очень многофункциональна, тут и радости и горести тесно переплетены во времени и пространстве, а иногда  так прочно запутаны  тугим узлом житейских и трудно решаемых  противоречий, что его можно только с размаху разрубить Дамокловым или каким-либо иным мечом. Чрезвычайно многофункциональна, например, и Красная площадь – исторический центр нашей духовной,  политической, идеологической,  нравственной  и прочей  жизни.  С одной стороны если посмотреть – захоронения в Кремлевской стене, кладбище выдающихся деятелей партии и государства, мраморный  Мавзолей, в котором уже 93-й год покоится тело Вождя мирового пролетариата… Вроде бы, место глобальной скорби и поминовения.  В трудную пору  с Вождем благополучно соседствовал, можно сказать,  по-братски делил  одр его соратник и последователь  Отец народов Сталин. И как же тогда, в 1953-56 гг., некоторым посчастливилось  видеть их рядом, вместе. Очевидцы рассказывают: зрелище  было поистине впечатляющим,  полным глубинного смысла, значения и величия! Вождь пролетариата --  в строгом гражданском облачении, Отец народов  -- в парадном мундире генералиссимуса. И в этом тоже был символ единения, равенства, духовного, идейного  и, если можно так сказать, профессионального, которого многим сегодня так не хватает... Тогда ведь так популярна была пронзительная песня В.Захарова «Соколы» (слова народные, перевод с украинского М.Исаковского) : «На дубу зеленым, да над тем простором // Два сокола ясных вели разговоры. // А соколов этих  люди все узнали: // Первый сокол – Ленин, Второй сокол – Сталин»,  ну  и т.д.

Но это -- поэтическая метафора, а в реальности видеть их вместе, как мы уже сказали, повезло не всем: в 1956 году начались в верхах разные новации, назначения,  перемещения и верного последователя и соратника Ильича в ночной мгле в спешном порядке переместили к стене, в плотный и многолюдный кладбищенский ряд соратников более низких чинов и званий. Кто же тогда знал, как вероломно в 1956 году повернется непредсказуемая Фортуна – побежали бы толпой в Мавзолей увидеть сразу двух равновеликих. Но – поезд, как говорится, уже ушел…

В советскую пору жизнь Красной площади была по преимуществу торжественно-помпезно-скорбной и только сравнительно изредка, раза три-четыре в году, проходили  демонстрации,  парады, огни праздничных фейерверков и салютов подсвечивали  кремлевскую «стену плача» и примкнувшие к ней надмогильные сооружения. Теперь же площадь обрела свою многоликость, здесь часто и регулярно поют и танцуют -- как когда-то на площади Бастилии в Париже -- по многим веселым поводам! И Вождь, спящий в Мавзолее, и соратники в могилах  этому никак не мешают, а, может быть, даже и молчаливо  приветствуют – как нам это знать… Песни и пляски, музыка и смех, прикольные диалоги юмористов, классические арии и сатирические куплеты – на все вкусы собравшейся пестрой многотысячной толпы -- звучат здесь до глубоких сумерек…

Когда-то великая наша императрица Екатерина Вторая, (урожденная София-Фредерика-Амалия принцесса Ангальт-Цербская),  произнесла замечательную фразу: «Народ, который поет и пляшет, зла не думает». Как же мудра была русская Царица и как верно поступали ее последователи на всех уровнях власти . Вот ведь где собака зарыта! Под собакой я сейчас имею в виду основную скрепу государственной культурной политики в многонациональной стране, надежную  во все времена! :        

А пока –спокойной ночи.

 

В. Дмитриевский

**

 

См. ранее на Когита.ру цикл «На ночь глядя»:

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)

- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)

- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)

- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева

- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)

- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)

- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»    (На ночь глядя - 28)

- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)

- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)

- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31

- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)

относится к: ,
comments powered by Disqus