01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»

Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»

Автор: В. Дмитриевский — Дата создания: 25.08.2016 — Последние изменение: 25.08.2016
Участники: А. Алексеев
Из цикла «На ночь глядя» (28). Автор - Виталий Дмитриевский.

 

 

 

 

 

 

На ночь глядя в ленте новостей в череде улыбок, претендующих на номинацию «Улыбка недели», я особо выделил улыбку «САРДОНИЧЕСКУЮ». Ею одарил нас многодумный и импульсивный В.В.Жириновский на митинге, посвященном 25-летию событий ГКЧП. Сардоническая улыбка была напрямую обращена к недальновидным политикам и мыслителям, легкомысленно не поддержавшим амбициозный ГКЧП, что способствовало развалу Союза и отходу нашей страны от перспективного пути политического и экономического развития.

Это высказывание лидера ЛДПР, как и ряд других -- например, относительно наших неприязненных отношений с внешним миром, напомнили мне суждения некоторых видных исторических персон, а также грядущую, хоть и не круглую, но весьма знаменательную дату , выпадающую на конец августа. Так, 30 августа 1922 года, 96 лет назад, от Невского причала в Петрограде отчалил в Германию немецкий корабль, получивший у историков имя «Философского парохода».

Умный царедворец и сподвижник Петра 1 граф А.Остерман сохранил для истории много примечательных монарших высказываний, в том числе и о западной культуре и мироустройстве. «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней можем повернуться задом», -- полагал Петр I.

Вообще, отношения с культурой и ее носителями в нашей стране всегда были непростыми и динамичными. Так, вождь пролетарского государства В. Ленин, позируя художнику Ю. Анненкову в кремлевском кабинете, между делом разъяснял собеседнику свой взгляд на культуру и интеллигенцию, как её носителя:

“Искусство для меня это...что-то вроде слепой кишки и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его—дзык-дзык — вырежем. За ненужностью... Вообще, к интеллигенции, как вы , наверное, знаете, большой симпатии не питаю, и наш лозунг “ликвидировать безграмотность” отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции. Ликвидировать безграмотность следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель — вполне практическая. Только и всего.“

Запомнившиеся художнику слова Ильича не расходились с делом. Уже 29 августа 1922 года на пленуме Петросовета объявлено о предстоящей высылке группы интеллигенции за границу. Эмигрантская газета “Руль” цитировала выступление Г. Зиновьева:

“Найдутся люди на Западе, которые заступятся за обиженных интеллигентов. Возможно, что Максим Горький снова начнет нас поучать, что Советской России нужна интеллигенция, но мы знаем, что делаем. Рабочий класс не позволит никому, даже лучшему спецу сесть ему на шею... Мы прибегаем сейчас к гуманной мере, к высылке, мы можем прибегнуть и не к столь гуманной мере, мы можем обнажить меч”.

В эти же дни Л. Троцкий внушал вдове Джона Рида американской журналистке Луизе Брайан:

«Те элементы, которых мы высылаем и будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они потенциальное оружие в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений, а они, несмотря на все миролюбие, не исключены – все эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся политической агентурой врага и мы будем вынуждены расстрелять их по законам войны. Вот почему мы предпочли сами в спокойный период выслать их заблаговременно и я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность».

Пароход «Oberburgermeister Hakken» 29 августа 1922 года без особого шума отошел от невского причала в Штеттин, на его борту Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Е. Трубецкой и др… Наутро “Правда” в статье “Первое предупреждение” удовлетворенно сообщила о выдворении «наиболее активных контрреволюционных элементов из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов».

Вскоре Ф. Дзержинский записал новые директивы вождя:

“Продолжить неуклонную высылку активной антисоветской интеллигенции (.....) Надо всю интеллигенцию разбить по группам. Примерно: 1) Беллетристы, 2) Публицисты и политики, 3) Экономисты (здесь необходимы подгруппы): а) финансисты; б) топливники; в) транспортники; г) торговля ; д) кооперация и т.д. 4) Техники (здесь тоже подгруппы); а) инженеры; б) агрономы; в) врачи; г) генштабисты и т.д. 5) Профессора и преподаватели и т.д.. и т.д. Сведения должны собираться всеми нашими отделами и стекаться в отдел по интеллигенции. На каждого интеллигента должно быть дело; каждая группа и подгруппа должна быть оповещаема всесторонне компетентными товарищами, между которыми эти группы должны распределяться нашим отделом”

16 ноября 1922 года на борту теплохода «Пруссия» тем же маршрутом отправились Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, И.И. Лапшин, режиссер Н.Н.Евреинов…

Партийность обязывала к дисциплине. На Х!У съезде партии секретарь ЦКК заявил:

«Ленин нас когда-то учил, что каждый член партии должен быть агентом ЧК, то есть смотреть и доносить... Если мы отчего-либо страдаем, то это не от доносительства, а от недоносительства... Можно быть прекрасными друзьями, но раз мы начинаем расходиться в политике, мы вынуждены не олько рвать нашу дружбу, но идти дальше — идти на доносительство»…

Новый режим изымал из социального оборота категории и величины, определяющие существование интеллигенции: личностность, единичность, талант, художественное мышление, индивидуальность. «Единица — вздор. Единица — ноль», — провозглашал Владимир Маяковский.. Лояльный интеллигент — помощник партии. Нелояльный или устранившийся — потенциальный или реальный враг народа.

Кстати, 23 сентября поездом Москва—Рига отправлены были философ Ф.А. Степун и автор двухтомной «Системы социологии», декан первого факультета социологии Петроградского университета П.А. Сорокин, обозванный Лениным «лакеем поповщины». Хлесткая интонация понятна: тогда отношения власти и церкви сильно отличались от нынешних.

Такие вот у нас нынче «САРДОНИЧЕСКИЕ улыбки недели» и знаменательные даты.

А пока – спокойной ночи и до номинируемой улыбки грядущей недели…

**

 

См. ранее на Когита.ру:

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)

- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)

- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)

- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева

- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)

- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)