01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

Автор: В. Дмитриевский — Дата создания: 11.04.2016 — Последние изменение: 12.04.2016
Участники: А. Алексеев
Виталий Дмитриевский: к вопросу о взаимоотношениях церкви, граждан и государства. А. А.

 

 

 

 

            На ночь глядя подивился неожиданному сообщению – оказывается теперь можно усилиями молящихся профессионалов не только получить прощение за грехи вольные и невольные, но и возместив серьезные финансовые долги. Занятная история, происшедшая еще в январе, прошла мимо внимания нашей общественности, охваченной угаром новогодних празднеств. А зря! Суть её в следующем: Нижегородская епархия не смогла  залатить фирме-подрядчику за строительство котельной – более полумиллиона рублей – точнее 521000. Подрядчик подал в суд, где в итоге приняли мировое соглашение -- ограничиться выплатой подрядчику 200 000 рублей, а остальными -- 321 000 рублей -- оплатить молитвы во здравие сотрудников фирмы рабов Божиих Арсеньева И.А., Лапустина С.А. и их семей.

            Создан прецедент! Осталось дело за прейскурантом, определиться в эквивалентах -- что почём! И здесь нужен строгий и точный психологический, экономический и менеджерский  подход – каков поступок, какова мера прегрешения и какова ей рублевая цена. И тогда каждый совершивший грехопадение может проплачивать прощение  согласно своим имущественным возможностям и может быть даже и в кредит. . Это удобно   -- дает «выхлоп» напряженным страстям и одновременно приносит церкви определенный доход. Например, некто пришел усталый с работы, ударил жену, попавшуюся под горячую руку, ненароком нехорошим словом оскорбил тещу, но успокоившись, засомневался  в правомерности содеянного, и не сходя с дивана, отправил  с карты сумму, соответствующую церковной услуге, -- и живи себе дальше с чистой совестью. Конечно, как и во всяком финансовом деле, надо  соразмерять свои возможности с предоставляемой услугой – не дай-то Бог потом нарваться на коллекторов! -- и над процедурными вопросами еще следует поработать. Но очевидно – век рыночной экономики  диктует свои жесткие правила  во всем, как в материальной, так и в духовной сфере…

            И вот, казалось бы, жизнь должна постепенно стабилизироваться, все становится на свои места и в общественном сознании утверждается устойчивый баланс интересов и отношений. Ан нет! Сообщество униженных и оскорбленных  активно демонстрирует свое недовольство. Вот только несколько фактов из богатой хроники текущих событий.

            Ставрополь. 3 марта 2016 г. Здесь  судят человека за оскорбление чувств верующих, за фразу «Бога нет». (См. «КоммерсантЪ», 14 марта).  Стороны обращаются к соответствующим законам: ведь для некоторых верующих само по себе отрицание религии и Бога уже оскорбление. Между тем, в  Постановлении Пленума  ВС от 28 июня  2011 года №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях  экстремистской направленности» четко сказано: критика политических или религиозных организаций  сама по себе не может рассматриваться как действие, «направленное на возбуждение ненависти или вражды, потому статья об оскорблении чувства верующих не соответствует Конституции РФ. «Оскорбление с юридической точки зрения – это не размышление, не рассуждение, а брань, неприличная форма высказывания, причем подразумевающая публичность…» -- полагает  Ярослав Нилов (ЛДПР) – один из авторов закона об оскорблении чувств верующих, глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.

            А вот Екатеринбург. В начале апреля житель города увидел вдруг на заборе дома № 33 по улице Радищева афишу спектакля «Кецаль» театра «Дерево», на ней был изображен обнаженный мужчина в набедренной повязке, которая, по мнению заявителя,  «практически не видна» и потому в рекламе используется непристойный образ голого человека. Заявление оскорбленного гражданина поддержало антимонопольная служба (УФАС)  и возбудила дело по признакам нарушения театром «ДЕРЕВО»  законодательства о рекламе. Служба признала образ голого «непристойным» и сослалось на часть 6 статьи 5 закона «О рекламе», согласно которой в рекламе «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».

            А вот Ростов-на-Дону.  Здесь в феврале 2016 г. прошел пикет активистов «Солидарности» против передачи здания театра кукол Ростовской епархии РПЦ. В руках пикетчиков плакаты «В Ростове 53 церкви и 1 театр кукол! РПЦ, не отбирай здание у детей!». «Я против передачи театрам кукол церкви! Нет церковным рейдерам!». Идет сбор подписей среди населения.

            Говорят, ученые сегодня пришли к выводу, что способность человека к сопереживанию  положительно кореллирует  с уровнем его религиозности, зато способность к аналитическому мышлению на религиозности отражается негативно.

Пока наука исследует эту проблему, разрешить реальные  противоречия пытаются власти. Поправки в Уголовный    кодекс подписаны В.Путиным в конце июля 2013 г.. Публичные действия, выражающие явное  неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, стали караться либо штрафом от 300 тыс до 500 тыс рублей в зависимости от степени содеянного, либо обязательными, либо принудительными работами, либо лишением свободы до трех лет колонии.  Поправки – реакция властей на панк-молебен Пусси-Райт в Храме Христа Спасителя.

А вот и Санкт-Петербург! Новости минувшей недели: Почетные граждане Санкт-Петербурга  требуют не передавать  РПЦ Исаакиевский собор и Храм Спаса-на Крови.

Этот сюжет имеет свою историю. В 2013 году вышел закон №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям  имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Вскоре на этом основании  малочисленный церковный приход (менее 50 человек)  потребовал освободить здание Музея Арктики и Антарктики.

И как все-таки у нас получается: по мелочам удается достичь  взаимопонимания, договориться о взаимопрощении и компенсациях материального духовным и наоборот, а в масштабном проекте – ну никак!

В августа 2015 РПЦ просит Смольный – иными словами Петербургское заксобраниме --  отдать Исаакиевский собор. К этому времени церкви были уже переданы Смольный собор и Сампсониевский собор. Здесь важно заметить историческую подробность: Исаакиевский собор не принадлежал церкви изначально, а всегда был причислен к «светскому»  дворцовому ведомству.

В  сентябре 2015 власти рассмотрели новые претензии РПЦ и опять отказались передать Исаакиевский собор РПЦ, но расширили количество проводимых в нем  церковных служб.

В феврале 2016 г. Смольный снова отказал РПЦ в передаче Храма Спаса-на-Крови и Исаакиевского собора. Директор музея А.Буров подтвердил:  администрация продолжает развивать отношения с Петербургской епархией РПЦ и увеличивать количество проводимых служб, хотя это и сказывается негативно на финансировании учреждения. Буров – человек опытный и осторожный: «Мы живем в изменчивом мире. Что взбредет в голову нашим оппонентам – я не знаю».

Что им взбрело, Буров узнал в марте: РПЦ снова потребовало передать в полное владение  храм Спас на Крови и Исаакиевский собор. Буров сообщил: православные паломники, прибывающие на молитвы, составляют около 1% от общего числа посетителей. Их в 2015 г. было 36 тыс., а число туристов за это же время составило 3,687 млн человек. Для верующих храм бесплатный. В Рождество 2016 года здесь впервые за 88 лет прошел Крестный ход. Но «Священная лига Святого Георгия» не унимается…

            А вот еще «вести с мест»… Впрочем, не достаточно ли? Как там в древней русской летописи: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»

            Спокойной ночи!

**

 

Приложение

 

В. Дмитриевский – А. Алексееву

Спасибо, Андрей, за блок опубликованных материалов прошлых и нынешних лет. Как плотно, все-таки облепляет время. "Пора Л.Н.Зайкова" -- что-то стала забываться и вдруг  высветилась заново в сопряженности с "порой Собянина" и других славных современников... А тут ещё грязная чешуя. с ленты новостей липнет и кажется "нет пределов неприличия", как сказал бы Щедрин. Что-то смешит, что-то злит, а что-то до такой степени омерзительно, что трудно и определить, давит на психику и становится душно... И смеяться совсем уже не хочется. На этой фазе у меня совсем застопорился хороший сюжет, но может быть я его ещё и раскручу… (6.04.2016).

**

 

См. ранее на Когита.ру:

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)