01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра

Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра

Автор: В. Дмитриевский — Дата создания: 12.01.2017 — Последние изменение: 12.01.2017
Участники: А. Алексеев
Из цикла В. Дмитриевского «На ночь глядя» - 39.

 

 

 

 

 

 

 

 

На снимке: Ираида Сальникова          

 

См. ранее на Когита.ру:

- Балет «Щелкунчик» как «оккультная постановка» (плоды мракобесия)

**

 

На ночь глядя в канун старого нового года подумал, сколько интересного нам принесла эта смена лет, сколько разных культурных  событий, подчас совершенно неожиданных,  украсили и обогатили нашу жизнь.

Ну вот, например, Новосибирский академический театр оперы и балета только что  выпустил премьеру оперы «Рождество». Дорога, как говорится, ложка к обеду!

Автор оперы -- супруга  новосибирского священника  матушка Ираида Сальникова. Это не первый опыт ее  публичного выступления. В прошлом году, 22 ноября,  она познакомила аудиторию Новосибирского театра с кантатой,  посвященной князю Владимиру. На всех ее премьерах присутствуют высокие церковные чины митрополит Новосибирский  и Бердский Тихон, руководитель Отдела Новосибирской Епархии  священник Дмитрий Сальников, он же муж композитора и сама музыкант.

Так и на этот раз  перед  началом спектакля «Рождество»  митрополит Тихон одобрил инициативы театра за постоянное обращение к евангельским сюжетам, правда, тут же  противопоставил их новогодним постановкам балета «Щелкунчик», которым многие театры радуют детей в новогодние каникулы.  Постановочная бригада «Рождества», как доверительно сообщил митрополит Тихон, «консультировалась у нас. (Это, надо, понимать, в Епархии) Что получилось, -- продолжает митрополит – сам еще не видел. Но думаю, это современная театральная постановка». Так, кстати, и  случилось; священнослужитель  остался ею доволен: очевидно, что предварительные консультации с ним были полезны.

  .. Обращение же театров к  «Щелкунчику» митрополит не одобрил в принципе: «Щелкунчик – это принц-оборотень, оккультная постановка, поэтому если уж говорить о наших традициях, то хотелось бы, чтобы праздник отражал суть Рождества Христова… Если опера «Рождество» будет принята, мы («мы» -- это , видимо, творческое содружество Епархии и театра) можем каждый год ее показывать, -- пообещал митрополит Тихон. – Я поговорил с директором театра, он согласен».

Но заметим, что надеяться на согласие директора театра В. Кехмана сегодня несколько опрометчиво, гарантия сегодня ненадежная. Конечно,  его заслуги и репутация весьма значимы. В. Кехман в недавнем прошлом  энергично выступил против спектакля «Тангейзер», посчитав его кощунственным: «Я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей – воспринимаю это как оскорбление». В. Кехман  удостоен множеством наград – он кавалер ордена Преподобного Серафима, ордена Преподобного Сергея Радонежского, орденом Преподобного Даниила Московского  и в православном сообществе  фигура авторитетная, что и говорить. В мирском же бытии В.Кехман также известен  -- он  одним их первых физических лиц России  признан банкротом, его долги превышают 9 млрд рублей, он фигурант нескольких уголовных дел и в конце января 2017 года, как известно, Арбитражный суд, состоявшийся в июле, обещал  четко определить заслуги и прегрешения В. Кехмана спустя полгода, то есть в конце нынешнего января.. Так что на месте митрополита Тихона я бы подождал реального развития событий.

А что касается его опасений по части «Щелкунчика», то тут, как мне кажется, не столько сомнительная кукольная персона настораживает митрополита, сколь вообще   театр, в котором лицедейство, как считают некоторые осторожные граждане,  коварно побуждает зрителей к притворству и лицемерию. Особенно при созерцании   балета, в котором,  как писал еще в позапрошлом веке один из бдительных стражей общественной нравственности, нет ничего, кроме бесстыжих движений и поз; а нескромность  и отсутствие целомудрия в телодвижениях только  распаляют воображение и чувственность.  Другое дело благостные шествия, торжественные кантаты и песнопения.

Вообще, как мы знаем из истории, в России отношения священнослужителей и художников, литераторов, актеров не всегда складывались благодушно. И «Борис Годунов» Пушкина, и «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, и «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, и оперы «Демон», А. Рубинштейна  и «Мефистофель» А. Бойто нередко  подвергались произвольным искажениям, а то и запретам. А уж после снятия «Ганнеле» Г. Гауптмана в МХТ и последующей разъяснительной беседы с московским митрополитом Владимиром Вл.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский вышли от него совершенно потрясенные – «…не столько уже неудачей, сколько мыслью: какова же пропасть между театром – учреждением, так сказать, гражданским, и высшим представителем религии – пропасть глубочайшего непонимания». «При всей осторожности в выражениях, когда мы остались одни, слово «тупость» не сходило с языка», -- признавался  Немирович..

А тут еще  член Синода и Союза Русского народа Иоанн Кронштадский незадолго до своей кончины добавил свою ложку дегтя:

 «Пьяницы, прелюбодеи, чревоугодники, тати, досадители, празднословы, ленивые, праздные, картежники, театралы, танцоры, празднословы, насмешники, скажите мне: для чего Сын Божий сошел с небес , проповедал Евангелие царствия и послал во весь мир апостолов с проповедью о царствии?  Скажите, для чего?  Для того ли, чтоб вы объедались  пьянствовали, любодействовали, крали, лжесвидетельствовали,  проводили время в праздности, празднословии,  в картах, в театрах, танцах, пересудах? О сколь вы дорого поплатитесь за свою противоевангельскую жизнь, если не покаетесь и не исправитесь!»

Да, тяжелые были времена для наших отцов-основателей и их славных сподвижников… А ведь не сломились! Выдержали!

…А ныне тоже из моего родного Санкт-Петербурга ползут какие-то странные слухи! Вроде бы Исаакиевский собор все-таки передают в ведение РПЦ, Одно из зданий Российской национальной  библиотеку  тоже грозятся передать под опеку церкви… Впрочем, пока это еще слухи (насчет Исаакиевского собора, увы, не слухи, а достоверная информацию – А. А.), многое надо уточнить и перепроверить..

А пока – спокойной ночи и добрых снов!

 

В. Дмитриевский. 12.01.2017

**

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Из «Новой Хроники текущих событий»

 <…> Опера «Рождество» — очередное сочинение местного новосибирского композитора Ираиды Сальниковой, которая по чистому совпадению приходится женой руководителю отдела культуры Новосибирской епархии.

Эта опера не первая постановка Сальниковой в Новосибирском театре оперы и балета. В 2015 году после скандала, устроенного РПЦ вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер», новое руководство театра «реабилитировалось», представив публике ораторию «Святой Владимир Креститель Руси» ее авторства. Другими сочинениями композитора Сальниковой являются кантата «Заступник Земли Русской» (посвященная Сергию Радонежскому) и кантата «Летчик-герой Александр Покрышкин».

Известно, что именно митрополит Тихон был инициатором кампании травли прежнего руководства театра — режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича. Дело зашло так далеко, что в начале 2015 года прокуратура возбудила административные дела против них в связи с «осквернением предметов религиозного почитания». В итоге дела были закрыты за отсутствием состава правонарушения, но и режиссер и директор были вынуждены расстаться с театром.

Таким образом, Новосибирский театр стал наглядной демонстрацией того, как «традиционные скрепы» воздействуют на искусство. Замена Вагнера и «оккультного» Чайковского на Сальникову, по всей видимости, только начало процесса.

**

 

См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):

 

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)

- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)

- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)

- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева

- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)

- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)

- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»    (На ночь глядя - 28)

- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)

- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)

- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31

- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)

- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)

 - «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 34)

- Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств (На ночь глядя – 35)

- Спасибо буржуям, они – наша социально-экономическая скрепа!  (На ночь глядя – 36)

- «…Есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; / Там будут лишь учить по нашему: раз-два; / А книги сохранят так, для больших оказий…» (На ночь глядя – 37)

- Лучший Новогодний подарок (На ночь глядя – 38)

 

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus