01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Бесценный дар от матери. Обсуждение

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Бесценный дар от матери. Обсуждение

Бесценный дар от матери. Обсуждение

Автор: А. Алексеев; Р. Ленчовский; В. Дмитриевский; А. Кетегат; А. Марасов; Н. Шустрова — Дата создания: 11.07.2016 — Последние изменение: 13.07.2016
Из циклов: а) АА: детство, отрочество, юность» (2); б) «Выбранные места из переписки с друзьями» (25).

 

 

 

 

 

 

На снимке; Варвара Петровна Пузанова с сыном (середина 1930-х гг.)

 

Наша публикация: А. Алексеев. Бесценный дар от матери, - на Когита.ру вызвала живой отклик друзей и коллег автора. Публикуем здесь фрагменты переписки на эту тему. А. Алексеев.

**

 

А. Алексеев - коллегам

Уважаемые друзья!

Посылаю вам ссылку на опубликованный на Когита.ру первый очерк из цикла «АА: детство, отрочество, юность».

06.07.2016 |  14:48

А. Алексеев. Бесценный дар от матери

Надеюсь, Вы усмотрите за автобиографизмом не нарциссизм, а социологическое любопытство, предметом которого может быть и собственная персона в раннем возрасте. Во всем причудливом сочетании ее типичных и атипичных черт. Предъявление последних, впрочем, не менее, а, может, даже более информативно, с точки зрения характеристики жизненной обстановки, обстоятельств семейного и школьного воспитания, исторического места и времени становления личности.

Посылаю не персонально каждому, а «веерной рассылкой», однако относительно узкому кругу лиц, внимание которых ценю и мнением которых дорожу. Если кто-либо из моих нынешних адресатов удостоит это послание откликом, автор будет признателен.

Андр. Алексеев. 6.07.2016.

**

 

(1)

 

Р. Ленчовский – А. Алексееву

Добрый вечер, дорогой Андрей! 
Прочитал - "проглотил"  - с большим удовольствием! Я всё же отвлёкся от иного своего "неотложного" -  соблазнился именно жанром, темой МАТЕРИНСКОГО ДАРА... 
Это очень здорово -  "вслух" сказать, как Ты благодарен своей Маме! Тем паче - такие Тебе-ребёнку материнские ДАРЫ...
Особенно ценным в этом ДАРЕ представляется мне ДОМАШНЕЕ воспитание и образование почти до средней школы (5-го класса. – А. А.) , до предпубертата, когда совсем ранние, особенно сензитивные, уязвимые годы проживаются в тёплой семейной атмосфере, а НЕ в сверхжёсткой среде принудительного "коллективизма" целиком огосударствленной  школы, тем более - советского типа, тем более - той отнюдь "не вегетарианской" поры... 
 На пороге подростковости, в 9-10 лет, личностное "Я" уже может сопротивляться, может отличать собственно "своё" и "чужое", Добро и Зло... Что не дано в ясельно-детсадовской и начальных классов "пластелинности"... В твоём случае "глина" созревающей личностности успела  "обжечься" - только на домашнем очаге, до всяческих школьных и иных советско-режимных испытаний! Редчайшее исключение - при "пресс-штамповке", "отливке", "формовке" - "нового человека"... Исключение, такое естественное для твоей Мамы - ещё "старорежимной" гимназистки... Настойчиво убеждавшей советских бюрократов (вполне возможно, что искренне, что плоды подобной исключительности должны (!) быть для советской школы повсеместными  - при дОлжном усердии родителей и их чад, при дОлжном попечительстве школьного персонала...
 
И ёщё сверхценно в этом Тебе материнском ДАРЕ - гуманитарно-гуманистическое, европейско-просвещённое (ваши домашние и / или библиотечные "французы"), наполнение той ВОЛИ, что становится культурно СВОБОДНОЙ, а не вырождается в вольницу "подворотни" (другого, более типичного для того нашего быта антипода официозу "советского детства"; "подворотни", школой которой по сей день гордится ваш нынешний президент). Именно Мама ОТКРЫЛА Тебе дорогу человека с родовым ("врождённым") личностным ДОСТОИНСТВОМ - против насаждаемой сверху, "квадратно-гнездовой" техникой, массовой подлянки...
Конечно, в поколении  твоих "дореволюционных" родителей, из тех, кому удалось избежать ленинско-сталинских мясорубок, они - исключение, так сказать, не единственное (при всей редкости...); потому, собственно, и была возможна "Оттепель", потому и воспрянули духом шестидесятники - дети тех, кто в большевисткую чуму сумел сохранить и передать вам "гены" нравственного здоровья...
Здоровое начало во многих Лицах твоего (и чуть раньше или чуть позже) поколения (во многих, - но, увы, ваша численность в той поколенческой когорте отнюдь не "критична"; потому и срабатывает страшный  "негативный отбор", всё более и более, с природной сменой поколений, чувствительный...), как и ваши жизненные пути, понятно, весьма разнообразны... Скажем, Сергей Сергеевич Аверинцев, как и Ты наслаждавшийся домашним воспитанием и образованием - с дореволюционными корнями (интересно, когда вас осенило - впервые - понимание отличия ваших истоков от "среднестатистических"?) пошёл "другим путём" (если позволительно будет прибегнуть здесь к выражению, что приписывается советским мифом так же "царскому", как и ваши родители,  гимназисту - всемирно и, увы, печально, как для многих и многих, прославившемуся...). Разные пути - почти у всех: у Тебя - через "школу коммунистических бригад"; у С. Аверинцева - через совсем иные тернии, хотя, при всей своей отдалённости от официоза, С.А. не мог избежать "премии Ленинского комсомола" (за свой первый шедевр - о поэтике ранневизантийской литературы)...
Итак, домашнее воспитание и образование, три или больше иностранных языка (всё как у гимназистов старого времени)... Но и ещё какие-то "ферменты", благодаря которым (а часто - и вопреки!) - такое человеческое  многообразие... и даже "слишком человеческое", по Ницше... 
Вот - родительские Дары; вот - дети, которых Эти Дары отличают от других детей, что не получали в семье ничего подобного... А вот дети, что получают схожее воспитание-образование, но идут такими разными путями... Как, например, сыновья-гимназитсы двух просвещённых царских сановников - И. Ульянова и Керенского-старшего... Есть что исследовать - в отношении каждого!!!  И ауто-социорефлексологам, вроде Тебя, и автоэтнологам, как Анна Готлиб,  и биокритикам, если последуют за Дм. Шалиным...  Благо Боря Докторов собрал более чем сотенный массив биоинтервью российских социологов всех послевоенных поколений: профессиональное, нравственное, мировоззренческое и прочее человеческое единство и разнообразие - до полярности, как и учили классики Гегелевой школы!
А от Тебя, дорогой Андрей, подсказка ВСЕМ: загляните в ваши семейные архивы!!!  Наверняка там найдутся такие  ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ "детали", что станут поводом для каждого из нас  проанализировать, продумать и прочувствовать неизбежные в жизни "допуски" и "посадки", без которых не представимы никакие "размерные связи" известных нам "социальных механизмов"...    А как же иначе составить "рабочие чертежи" пропаханных нами "траекторий", как не проставляя  искомые "размерности" Событий, в коих мы принимали участие?! Как без "деталей" определить нам  наш собственный человеческий "масштаб" - заодно с "масштабированием" прямо или косвенно причастных к нашей жизни Персонажей, как Добрых, так и, увы, Злых?!...
Спасибо, Андрей!
Обнимаю и жму руку!
Твой Роман (6.07.2016)

А. Алексеев – Р. Ленчовскому

Дорогой Роман!

Я благодарен Тебе за то, что Ты "соблазнился" не только немедленно прочитать (отложив все неотложные дела), но и так содержательно откликнуться на мое семейно-архивное изыскание. Твой отклик существенно эксплицирует то, что я в этом тексте загнал  "в подтекст", а ты проявил как симпатические чернила над огнем.

Да, мне суждено было "безоблачное" детство, с большим интеллектуальным и нравственным вложением от Матери, получившей свой собственный гимназический "аттестат зрелости" в 1918 г. (Ее младшие сестры заканчивали уже раннесоветскую школу). Я был убережен судьбой и от полусиротства (репрессии не коснулись самых близких), и от раннего казенного (дошкольного и школьного) воспитания, и даже от материального неблагополучия в голодное военное время (т.е. оно, конечно, было, но не ощущалось мною). При этом наряду с очень ранним "академическим" развитием (я уже добрался до дневника себя 9-летнего, это предмет будущего очерка), - чрезвычайный социальный инфантилизм, изживавшийся уже в зрелом возрасте.

Не зря я себя потом называл "запоздалым" или "дурным шестидесятником". Мать наверняка была "внутренним диссидентом", но мое общественно-политическое созревание происходило совершенно без ее участия. Зато ядро общечеловеческих ценностей было заложено именно ею.

Сейчас не стану углубляться в историко-биографические подробности и социально-песихологическую  рефлексию, тем более, что многое уже отражено в семейной хронике, на которую я ссылаюсь. В данном очерке я осветил лишь одну черту моей Матери - ее педагогический гений.

Еще раз - спасибо Тебе за столь подробную и концептуальную "рецензию".

Твой - Андр. Ал. 6.07.2016

 

(2)

 

В. Дмитриевский – А. Алексееву

Дорогой Андрей!

Спасибо за присланный текст. Интересно безумно по множеству параметров. Например: сама ситуация семейного воспитания и личностного становления, она мой взгляд, совершенно уникальна, исключительна, а по восприятию ее участников --  обычная, бытовая, житейская. Таков взгляд изнутри, в этом угадывается особая духовная значимость, природная незаурядность "действующих лиц", разумеется, ими самими не ощущаемая. Смысловой центр -- письмо в РОНО. Столько в нем глубинного этического смысла и  одновременно органичной природной естестветнности такого духовного посыла-поступка, перед которым другие  "обычные" люди теряются, столбенеют,  оказываются просто обезоруженными. Такой диалог дорогого стоит! М.б.,  потому, что он оказывается в конечном счете в обобщенном смысле конструктивен. Хотя, конечно, он не каждому по силам и предполагает природный дар и приобретенную способнрость  к нравственному сопротивлению. Спасибо! Обнимаю. Виталий. (7.07.2016)

 

А. Алексеев – В. Дмитриевскому

Дорогой Виталий! 

Рад твоему отклику на мой мемуарный очерк о матери и благодарен за него.

Действительно, в нем, и особенно в предъявленном в нем документе. переплетаются многие смыслы: педагогические, исторические, этические.

Стоит заметить, что, при всем нонконформизме и "асистемном" мышлении и поведении моей матери (позднее дитя XIX века - родилась за две недели до его окончания), она вовсе не была социальным дезадаптантом.

Ей удалось овладеть и еще одним, уж всяко "иностранным" для нее языком - советским новоязом. Вот, посмотри:

"...Если я всегда внимательно руководила и руковожу занятиями моего сына, приучила его планировать и разумно использовать свое внешкольное время (благодаря чему он, учась все время на «отлично», сумел получить дополнительные знания), уметь сочетать учебную работу с общественными обязанностями (он – комсомолец, хотя ему не исполнилось еще 15 лет) и с разумным отдыхом, умственное развитие с физическим развитием (он занимается еще и в спортшколе, сдал БГТО), то, мне кажется, всем этим я помогаю школе создать для нашей Родины возможно более полноценного советского человека...".

Этим новоязом впоследствии овладел и я, едва ли не в совершенстве. Но мне, родившемуся в 1934 г. было легче, чем ей.

Ее "письмо в редакцию" (какую? каково было его дальнейшее продвижение?) поставило в тупик тогдашних чиновников, которые тогда еще не достигли наглости и цинизма современных. В самом деле, что возразить, на подобное патриотическое заявление?

Интересно, что писалось это письмо еще в первой половине 1949 г. (мне нет еще 15), т. е. сын еще в 9-м классе, а она уже начала осаду "наробраза", который к моменту экзаменов на аттестат зрелости (весна 1950-го), капитулировал перед В.П. Пузановой.

При всем видимом "простодушии" ее аргументации, здесь - "булатный" сплав интеллектуализма и интеллигентности.

Ты употребил очень значимый термин: "нравственное сопротивление". Он как нельзя более точно характеризует мотивацию и смысл поведения главного действующего лица и всей ситуации.

Обнимаю!

Твой - Андр. Ал. 7.07.2016

 

 (3)

 

А. Кетегат – А. Алексееву

Спасибо, Андрей, за вести из детства. Читал с почтением к твоей матери и ретроспективной завистью тебе… Обнимаю тебя и Зину. Анри. (7.07.2016)

 

А. Алексеев – А. Кетегату

Дорогой Анри!

…Мама моя, действительно заслуживает глубокого почтения. Ее инвестиция в мою персону была не просто весомой, но долговременной. Надо сказать, что впоследствии я многое из нее растранжирил и лишь в позднем возрасте стал остатки приумножать. Или, скажем так, семена "проросли".

Мое  военное детство, пожалуй, достойно зависти. Насчет послевоенного отрочества - затрудняюсь сказать. А вот комсомольской юности 50-х  - впору (мне) стыдиться.

Обнимаю! Твой - АА. 7.07.2016.

 

(4)

 

А. Марасов – А. Алексееву

 Дорогой Андрей Николаевич! Я прочёл и благодарю Вас за то, что Вы когда-то восприняли и сохранили от Вашей мамы. Это эстафета... А отклик свой я оставил в комментарии на Когите. Ваш Марасов. (7.07.2016)

*
Воспоминания А.Н.Алексеева - настоящий документ, от которого можно отталкиваться для оценки всей эпохи строительства социализма в "отдельно взятой стране". Самым главным в данном документе (отличающимся, кстати, прекрасным русским языком) считаю ярко и (и ясно) выраженное описание противоречия между обществом и личностью; А.Н. Алексеев словно иллюстрирует мысль Г. Померанца о примате личности... Спасибо, Андрей Николаевич!

 

А. Алексеев – А. Марасову

Дорогой А. Н.!
 Спасибо за отклик на мое сочинение-воспоминание. В самом деле, это - на ключевую, в частности, для моих профессиональных занятий, тему: "взаимоотношения личности и социальных институтов". Тем ценнее, что с оптимистическим финалом.
 Ситуация поистине "модельная": контроверза личностного и казенного воспитания, при господстве казенного, при значимости личностного.
 Я думаю, говоря о "прекрасном русском языке" документа, Вы имели в виду прежде всего язык и стиль маминого обращения в "инстанции". Это и впрямь -"классика жанра".
 На очереди в этом мемуарном цикле - детский дневник "маминого сына" (9-10 лет). Сейчас я занят его набором.
Ваш - АА. 7.07.2016

 

А. Марасов – А. Алексееву

Нет, Андрей Николаевич, "прекрасный русский язык" относится ко всему тексту, и непосредственно написанному Варварой Петровной и Андреем Николаевичем... Я заметил, что подобным ясным языком Вы пишите не только воспоминания, но и статьи по социологии. К сожалению, мой русский (в виде текста) упорно старается включить между предложениями какую-то тревогу, даже трагедию, словно слова я скрепляю не родственным раствором... У меня словно в семантике ветер гуляет и обдувает каждое слово... А у Вас - "кладка" слов выстраивает (и может выстроить) задумываемое Вами же любое здание, даже дворец. Когда же я пишу текст, я не знаю, что будет выстроено словами...

 

А. Алексеев – А. Марасову 
Дорогой А. Н. ! Дело тут, наверное, в том, что Вы - поэт (в прозе). Устами настоящих поэтов говорит Бог, все время задающий загадки и задачи человечеству. Я же - и впрямь строитель, или архитектор, озабоченный тем чтобы его произведение было ладно скроено и крепко сшито. я - апологет ясности, точности, дисциплины мысли и слова.

Кстати, такая установка (да, пожалуй, и уменье) появилась уже на склоне лет. Ваш - А. А. 7.06.2016.

 

(5)

 

Н. Шустрова – А. Алексееву

Дорогой Андрей, с большой заинтересованностью прочла Твой очерк "Бесценный дар матери". Узнала много нового о Тебе, например - о дворянских корнях, трех иностр. языках, ну, и много чего другого...Самое большое впечатление оставил наполненный  любовью и благодарностью рассказ о матери.
Читая этот текст, я еще раз убедилась, что мы, многие из нас, и я в том числе, бываем зачастую столь ленивы и нелюбопытны, что находясь с кем-то в многолетнем общении и даже дружбе,  почти ничего не знаем о его background и, следовательно, недостаточно знаем, а, возможно, и не вполне правильно понимаем и оцениваем его самого.
Впервые я задумалась об этом сравнительно недавно, когда мне было уже за 50 , но с тех пор начала расспрашивать старых и новых друзей об их прошлом, и в конце концов, стала писать свой "мемуар". В какой-то степени к тому подтолкнули и Твои рекомендации. 
Плохо, когда от человека остаются, как говорил в фильме "Доживем до понедельника" (одном из самых моих любимых) учитель Мельников " лишь тире между двумя датами".  К тому же, нередко совершенно незаслуженно - лишь по той причине, о которой я веду здесь речь.
Спасибо. Буду ждать продолжения. С приветом Н.

 

А. Алексеев – Н. Шустровой

Дорогая Нина!

Спасибо за отклик на мой мемуарный очерк.

Новая для Тебя информация о моей персоне там попутна. Главное ДЕЙСТВУЮЮЩЕЕ лицо - моя мать. Здесь новым является разысканный мною документ - ее "Письмо в редакцию", с этаким педагогическим манифестом, поставившим в затруднительное положение РОНО, ГОРОНО и т. п. Все остальное описано, в частности в моей "Семейной хронике" ("Коротка моя память..."), которая неоднократно публиковалась (см. ссылки в тексте нынешней публикации). Я думал, Ты с нею знакома. Ан, оказывается, нет. Почитай.

Две семейных хроники - моя и Зинина, да еще с теоретическими соображениями об "эстафете памяти" и т. п., опубликованы, в частности, в известных Тебе "Семи искусствах": 

Корни и ветви. В помощь пишущим о предках и о себе самом/самой: «эстафета памяти» и два примера семейной хроники № 44

Корни и ветви. В помощь пишущим о предках и о себе самом/самой: «эстафета памяти» и два примера семейной хроники  № 43

Твой - Андр. Ал. 8.07.2016

**

 (6)


А. Алексеев - НН

Дорогая <...>!
Я рад, что узнанный Тобою опыт моей Мамы способствовал твоему нынешнему самоутверждению. Нет, конечно, никто из моих читателей не усмотрел в ее тогдашнем обращении в госпедорганы "просьбу" к  "поганой власти". Разумеется, власть и тогда, и теперь - поганая. Но индивид не может с нею не взаимодействовать, коль скоро она есть.
Интересно, что сама по себе стандартная форма обращения хоть к президенту, хоть в жилконтору имеет форму ПРОШЕНИЯ, называемого почему-то ЗАЯВЛЕНИЕМ. Вот нет чтобы написать: "Заявляю, что я увольняюсь по собственному желанию". Нет: "ПРОШУ уволить меня по собственному желанию".
Эта формула, идущая к нам из тьмы веков, выражает неравноправное положение гражданина и чиновника. У С.- Щедрина, кажется, есть сказка, как какой-то хищник пойманную травоядную  зверюшку жрать не стал - "ПРОСТИЛ".
Но и мыши - не промах - могут кота  "хоронить". И даже Братец кролик может попросить: "Только не бросай меня в терновый куст!" и тем самым добиться желаемого.
Мне кажется, глубока твоя мысль о том, что не только власть использует граждан, но возможно и обратное: гражданин использует власть в своих целях. Это может быть - спасаясь от самодурства  власти, в порядке самозащиты, и даже инициативно.
Разумеется, моя мать это не концептуализировала, как мы сейчас, а просто искала (и нашла) эффективный способ гарантированного поступления сына на филологический факультет университета (хотя золотая медаль обеспечивала такую возможность и сама по себе, но ведь она тогда еще не была "в кармане").
При этом, ее текст "прошения", действительно, был ТРЕБОВАНИЕМ, просто в силу органического чувства собственного достоинства.
Думаю, все это и Тебе знакомо (по другому случаю).
Твой - АА. 13.07.2016.
**

См. ранее на Когита.ру в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)

- Переписка «романтика» и «реалиста»

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)

- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера

- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)

- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)

- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)

- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)

- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)

- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)

- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)

- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)

- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)

- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)

- Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции (Д. Бродский). Из переписки с друзьями (15)

- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)

- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)

- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)

- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)

- Из переписки с друзьями и коллегами (20)

- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)

- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)

- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)

 

 


comments powered by Disqus