01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 21.05.2016 — Последние изменение: 21.05.2016
Участники: С. Быкова
Пример агрессивной реабилитации сталинизма. Лекция "Книги под арестом: особенности практик "чтения" в сталинской России" историка Светланы Быковой в «Ельцин-центре» и рецензия-пасквиль г-на Е. Рачкова на общеполитическом уральском веб-портале. А. А.

 

 

 

 

 

На днях я получил от своей коллеги и друга, кстати сказать, одного из авторов нашего портала, доцента Уральского федерального университета, историка Светланы Быковой, не то чтобы тревожное, но не веселое письмо. С. Б. озаглавила его: «Бои местного значения». В нем ссылка на публикацию некоего Е. Рачкова на екатеринбургском веб-портале «Накануне», под довольно претенциозным и не шибко грамотным названием: «Хроники лжи "Ельцин-центра": как СССР пытаются выставить страной, "читавшей вопреки"».

Ознакомившись с этим опусом, я написал Светлане:

 

«…Произведение г-на Е. Рачкова (может, и не псевдоним), конечно, образцово-показательное мракобесие на общественно-политическом портале. Примечательно, что екатеринбургский автор в своей псевдопатриотической филиппике в адрес лектора «Ельцин-центра» обильно цитирует известных московских ретроградов-сталинистов (историк Ю. Жуков, журналист и писатель Ю. Поляков и др.). Ну и сам от них никак не отстает.
Я подобные одиозные опусы иногда даже републикую на Когите, как пример - "до чего докатились". (См., например, на Когите: Музей не восковых фигур ).
Я готов поместить на Когите пасквиль этого субъекта из "Накануне" вместе с Вашей ему отповедью. Если, конечно Вы этого пожелаете. Сам я обычно минимизирую свои оценки, выражая личную позицию в заголовке и в одном-двух абзацах саркастического комментария.
Но это если Вы захотите как-то публично отреагировать  на эту апологию сталинизма, СССР и т. п. Не факт, что это следует делать.
В любом случае, примите мою солидарность, глубокое уважение и сочувствие.
У одного из моих друзей (он бард) есть песня: "Господи, храни друзей, кто бы в них ни целился!".
Ваш - Андр. Алексеев. 17.05.2016».

 

Мой корреспондент ответила:

 

«А.Н., добрый день. Организаторы лекций и большинство моих друзей считают, что не надо реагировать на этот пасквиль, мне же кажется - надо.
Поэтому, если Вы считаете возможным, размещайте. Мой коллега пытался ответить на том ужасном сайте, но ответ проходит модерацию (по-моему, так он выразился) и не публикуется. Наверное, отзывы публикуются только  поддерживающие версию этого автора».

 

Светлана прислала ссылку на «комменты»: и в самом деле: один другого махровее. Я ответил:

 

«…Отвечать на пасквиль в комментах на самом сайте "Накануне" бессмысленно. Ибо порядочные люди на него не заходят, а читатели - подстать пасквилянту. Даже сверхтолерантные апостолы не проповедовали среди свиней.
Для меня пока неясно, собираетесь ли Вы сами комментировать эту "рецензию" (для публикации на Когите), или предпочитаете, чтобы я ограничился парой оценочных замечаний (не снисходя до полемики), републикуя этот опус.
Опять же, как к этому отнесутся Ваши коллеги и организаторы лекции - не сочтут ли мою акцию "пиаром для
<…> "?
Лично я рассматривал бы такую републикацию как предостережение для вменяемых людей, чтобы лучше понимали меру уже не ползучей, а галопирующей ресталинизации и т. п. (Я уже говорил, что текст - "образцово-показательный" и ситуация  - "тестовая").
Итак, черкните о своем намерении либо нежелании лично участвовать в этой акции
Возможно,  стоит и еще раз посоветоваться с коллегами… А. А. 18.05.2016»
,

 

С. Б. пишет мне:

 

«А.Н., добрый вечер. Не знаю, что с этой историей делать. Мои друзья примерно так же сказали - дискуссия с ним - дополнительная реклама ужасному сайту. У меня уже было желание написать в комментариях следующее:

Во-первых, комментарии - даже без экспертизы очевидно (я писала диссертацию по личным документам - письма, стихи, частушки, дневники, доносы, анонимки и т.п., так что имею опыт  - написаны одним человеком, за исключением двух-трех текстов). И все эти комментарии чрезвычайно интересны тем, что "госпожу Светлану Быкову я не слышал, но осуждаю". История повторяется... Историю не зная, они не ведают, что творят.

Во-вторых, хотелось бы успокоить волнующихся о школьниках и студентах - никого на лекции в Ельцин-центре не "загоняют", приходят те, кому интересно услышать мнение по определенной теме, и всегда бывает дискуссия,  иногда - с очень провокационными вопросами.

Далее, тем, кто беспокоится о моих студентах, хотелось бы ответить, что много лет назад, когда не было даже самой идеи «Бессмертного полка», я просила каждого из студентов написать творческую работу (=исследование) на тему "Вторая мировая война в судьбе моей семьи" и услышала много признаний, в т.ч. неожиданных: одна студентка, после слов  благодарности, сказала: "Если бы не это задание, я бы не знала что мой прадед - Герой Советского Союза".
Быть может, стоит все-таки ответить, чтобы они не выглядели патриотами. Одна из знакомых порекомендовала обратиться в Вольное историческое  общество.
А.Н.,  Вы не волнуйтесь, я - за ответ. Ведь Вас читают нормальные люди…».

 

Я все же пообещал заранее показать Светлане проект публикации на Когита.ру, а сам задумался: как же лучше откликнуться на пасквиль «Накануне»? Статья г-на Рачкова начинается так:

 

«Сразу после Дня Победы, 10 мая, в построенном за 7 млрд руб. бюджетных денег "Ельцин-центре" прошла очередная лекция, "доказывающая", каким ужасным и кровавым был Советский Союз, в частности, период правления Иосифа Сталина (все выделения – авторские. – А. А.).. Заявленная тема с ходу намекала: книги в СССР читали по-особенному – их "читали" (вот так, с опасливым придыханием - как будто произносится это в ожидании воронка). Ну, а потом, как и полагается любому кровавому режиму, людей хватали, сажали, расстреливали. На мероприятии в претендующем на объективность музее имени экс-президента РФ побывал и корреспондент Накануне.RU.

"Книги под арестом: особенности практик "чтения" в сталинской России" – так называлась лекция, и началась она не с чего-нибудь, а с параллели "СССР – Третий рейх". На историческом фронте обличители уже изрядно стараются, теперь решили "зайти" через культуру и искусство. На этот раз "Ельцин-центр" представил свою удивительную версию периода 1930-1950 гг. Лектор Светлана Быкова сразу сказала – дата проведения, 10 мая, неслучайна, ведь именно в этот день в Германии в 1933 г. прошло показательное сожжение книг. Вот такая параллель – в нацистской Германии сжигают книги, а россияне должны покаяться за СССР, хотя только день назад отмечали годовщину Великой Победы над фашизмом. 

Надо сказать, что Светлана Быкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения ИСПН УрФУ – хорошо известна своими взглядами. Так, в октябре 2015 г. в уральской столице проходили так называемые научные конференции "История сталинизма", в которых слушателям ясно давали понять: сталинизм стране не нужен, а "сталинский ренессанс" - это официальная пропаганда и телевизионные клише (интересно, на каком канале рассказывают про сталинский ренессанс? - ну, да ладно). Так что взгляды Быковой были априори "объективны".

Автор лекции убедительно приводит цифры: в 1930-1950-е гг. под запретом было 10 тыс. наименований различных работ. А за весь период существования Советского Союза было аж 100 тыс. наименований, прошедших цензуру и уничтоженных. Это же библиоцид, говорит кандидат исторических наук Светлана Быкова. Нет, это не библиоцид – говорит в беседе с Накануне.RU доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков...».

 

Прервем на время  цитирование и посмотрим, в каком медийном контексте все это пишется (публикуется). Для чего сделаем поисковый запрос в Яндексе, ну, скажем: «Накануне Ельцин-центр История сталинизма» (возможны варианты запроса). И получим целый букет ссылок на статьи следующего содержания, все: конца 2015 – первой половины 2016 г. Вот только названия некоторых статей:

 

- Лидер движения «Антимайдан»: Ельцин – недалекий разрушитель своей страны, при нем мы потеряли огромные территории

- Открытие Ельцин-центра за 7 млрд в Екатеринбурге, на которое ждут Путина, может обернуться серией протестов

- Антисталинисты соберутся в Ельцин-центре обсудить «достижения» после 60-х годов

- Ельцин-центр "подсвечен изнутри": Как рушатся империи, как создаются культы личностей без личностей - мастер-класс от Ельцин-центра

- В "Ельцин-центре" начались нападки на нашу Победу

- Хроника лжи «Ельцин-центра»: как в президентском учреждении рассуждают об «эстетике фашизма»

 - Хроника лжи «Ельцин-центра»: как СССР пытаются выставить страной, «читавшей вопреки»

- Хроника лжи «Ельцин-центра»: Вторая мировая глазами союзников... Гитлера

 

Не слабо, не правда ли?

Вот в таком контексте и появилась «рецензия» на лекцию историка Светланы Быковой, прочитанную в Ельцин-центре 10 мая 2016 г.

С. Б. замечает в своем письме:

 

«…Мне даже жаль, что этот "товарищ" (автор «Накануне». – А. А.) не пришел на мою предыдущую лекцию 7 мая: "Сказки" о "чекистах" в сталинской и современной России: социально-политический и научный дискурсы". Нетрудно представить, что бы он написал».

 

Итак, екатеринбургский информационно-аналитический портал «Накануне» активно заявляет свою политическую позицию завзятых сталинистов, таких, что представлены в движении «Антимайдан», в уральских «Патриотах», среди свердловских коммунистов, в местном отделении «Сути времени»… Особо специализируется «Накануне» на развенчании «антисталинизма», на борьбе с «фальсификациями истории», предпринимаемыми «Мемориалом» и другими профилирующими организациями, на противодействии культурно-просветительским усилиям, которые все более превращаются у нас в «лучики света» в «темном царстве» насилия и лжи.

Но продолжим цитировании  произведения г-на Рачкова из «Накануне»:

 

«…Как-то не долетает этот камень Светланы Быковой (насчет «библиозапретов». – А. А.) в огород Советского Союза. Так что какие "чистки библиотек"? В конце концов, сколько литературы не было запрещено? Сколько великих произведений вышло в то же время? Об этом, конечно, не было ни слова. А стоит об этом напомнить, потому что тогда вся картина страшного СССР, в котором запрещали литературу, оказывается шита белыми нитками…

Что интересно, о Великой Отечественной войне на лекции в "Ельцин-центре" не было сказано ни слова (и это на следующий день после 9 мая) – только книги и репрессии, бедняга Троцкий и снова репрессии, плохой Сталин и опять репрессии. На лекции Иосиф Сталин представлялся настолько плохим, что даже труды Ленина запрещал, потому что Ленин там якобы плохо отзывался о нем…»

 

Из письма Светланы Быковой:

 

«…Во-первых, именно с победы советских народов я и начала лекцию, отметив, что после поражения немцы стремились осмыслить нацистское прошлое и искупить вину перед человечеством за совершенные в 1933-1945 гг. преступления. Одной из форм искупления стал День книги, отмечаемый ежегодно в ФРГ 10 мая. Я рассказала и о мероприятиях, проводимых в этот день, и о памятнике "Утонувшая библиотека" в Берлине на месте, где в 1933 г. нацистские студенты проводили праздник костра. Весьма примечательно, что в свой отзыв автор «Накануне» не включил слайды с архивными материалами - следственными делами НКВД, доказывающими, что действительно людей отправляли в лагерь за чтение...»

 

Продолжим цитирование из «рецензии» г-на Рачкова:

 

«…В остальном на лекции можно было еще много услышать и о литературе в местах заключения, и о том, что в тюрьмах сидели невероятно эрудированные люди и ученые. Светлана Быкова рассказывала и о "Губерте в стране чудес", и об Алексее Лосеве, и о Д.П. Башурове – как же трудно им всем пришлось в сталинской России. Но авторы "Губерта", как и он сам, не были связаны с политическими репрессиями (напомним, автор этой вполне «правоверной» книги, вышедшей в 1935 г. с предисловием Георгия Димитрова, - Мария Остен была расстреляна в 1942 г., а  знаменитый журналист Михаил Кольцов, под чьей редакцией книга издавалась, расстрелян в 1940 г. – А. А.); Алексей Лосев был арестован, но выпущен через два года, до и после ссылки был уважаемым человеком, а сама ссылка проходила в комфортных условиях (стоит напомнить, что «ссылку» всемирно известный ученый-философ А.Ф. Лосев отбывал в 1930-1932 гг. на строительстве Беломоро-Балтийского канала, откуда вернулся полуслепым. – А. А.)*). Д.П. Башуров же был расстрелян в 1937 г. по статье "антиколхозная, контрреволюционная эсеровская агитация".

 

*) Из письма С. Быковой: «Особенно поразил цинизм, с которым аноним написал о судьбе А. Лосева. Да, в 1933 г. он был отправлен из лагеря, но с тяжелейшими заболеваниями - "по причине нетрудоспособности". Кроме того, автору «рецензии», писавшему, скорее всего, по заказу, не понять трагедию мыслящего творческого человека, каковым был Алексей Федорович, - ведь в течение 20 лет философ не имел возможности публиковаться».

 

(Продолжение цитирования статьи из «Накануне») …А что в итоге? Каков остаток? "Ельцин-центр" продолжает строить свою удивительную версию истории - с помощью сборников мифов, недомолвок, вырванных из контекста фраз. О Великой Отечественной войне, да даже о Второй мировой войне – ни слова, о подготовке к обороне – ни слова, зато провести параллель "СССР – Третий рейх" – это пожалуйста. Наконец, об оставленном советской эпохой культурном наследии – ни слова…».


Я привожу здесь эту злобную галиматью с единственной целью. Вовсе не «защитить» историка сталинского периода жизни нашей страны Светлану Быкову или пригласивший ее для чтения просветительских лекций «Ельцин-центр». Профессионализм и гражданственность  лектора и авторитет учреждения, в стенах которого лекция происходила, у порядочных людей сомнений вызвать не может.

Моя цель – напомнить, показать интенсивность совершающейся на наших глазах реставрации сталинизма, будь-то в медийной сфере, в умах сограждан или в государственной политике. Причем мы, живущие в «столицах», порой недооцениваем «власть тьмы», которая все более заволакивает пространства страны. Где на «федеральные» предписания и мессиджи накладываются еще «региональные» инициативы, и больший простор - беспределам.

Не случайно самые дикие и вместе с тем мало известные случаи травли якобы экстремистов, да просто - культурных, достойных «творителей блага и сеятелей свободы» чаще всего имеют место в «провинции». Я не располагаю соответствующей статистикой, но, по моим личным, субъективным впечатлениям, среди «рекордсменов» здесь - Урал и Кубань.

 

А. Алексеев. 20.05.2016.

**

 

См. ранее на Когита.ру:

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)

- Переписка «романтика» и «реалиста»

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)

- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера

- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)

- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)

- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)

- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)

- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)

- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)

- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)

- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)

- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)

- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)

- Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции (Д. Бродский). Из переписки с друзьями (15)

- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)

- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)

- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)

- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)

- Из переписки с друзьями и коллегами (20)

- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)