01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Марина Флат. Парадоксы русской благотворительности

Марина Флат. Парадоксы русской благотворительности

Автор: Марина Флат — Дата создания: 23.03.2011 — Последние изменение: 24.03.2011
Участники: Фото Ларисы Кукушкиной
Эссе Марины Флат (Барнаул), одной из победительниц 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России".



Об авторе: Флат Марина Аркадьевна, филолог, аспирант Алтайского Государственного Университета, преподаватель русского языка как иностранного Алтайского технического университета им. И.И. Ползунова. Живет в Барнауле.

Фото Ларисы Кукушкиной.

 

Ранее на Когита!ру:

Завершен прием заявок на 3-й конкурс эссе

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"

Парадоксы русской благотворительности

Когда мы говорим о благотворительности в России и в Европе, очевидно, что европейский институт благотворительности разительности отличается от российского. Более того,  аксиологический статус понятия благотворительности в сознании русских и европейцев абсолютно разный. Так, например, любой европеец считает своим моральным долгом каждый месяц отчислять в благотворительные организации часть своих личных средств. Один из моих студентов из Лондона, Алекс Картер, приехал  учиться в Барнаул. Так вот этот студент был искренне удивлен, что русские люди очень мало занимаются благотворительностью. Он, будучи студентом, каждый месяц ездил в детский дом и покупал детям игрушки, одежду, еду. Сколько мог, но покупал же! Его «странное» поведение  поразило всех моих коллег. И я задумалась вместе с моими коллегами, основательно задумалась… Мы каждый день ездим на работу мимо этого детского дома и ни разу, правда ни разу, даже мысль в голову не пришла пойти и помочь чем сможешь. А вот студенту из Англии эта мысль не давала покоя, как только он приехал в Россию. Почему? Неужели мы русские такие бессердечные, жадные, не видим чужого горя? Нет, конечно, нет. Все мы видим, все знаем, однако не сформировано у нас в сознании должного  понятия о благотворительности. Благотворительность должна иметь надежную поддержку со стороны государства. Русские люди не помогаю не по причине собственного равнодушия, а по причине отсутствия условий для развития института благотворительности.

Вот такой факт из моей жизни заставил меня задуматься о благотворительности вообще, и, в частности, о различиях в понимании благотворительности в Европе и России.

Определение благотворительности

Что есть благотворительность? Наверняка, вы   задавали себе этот вопрос не раз. Каждый из нас интуитивно чувствует, что благотворительность – это акт милосердия, который должен совершить человек на протяжении своей жизни хотя бы однажды. Однако свойство человеческой психики такого, что мы всегда успокаиваем себя тем, что обязательно поможем кому-нибудь в следующем году, месяце или на днях. Время идет, а мы так и продолжаем успокаивать свою совесть. 

Определений благотворительности существует немало. Рассмотрим подробнее некоторые из них:  

1.      Благотворительность — оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями.  Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)

2.      Благотворительность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему [9].

3.      Благотворительность — действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим [5].

4.      Благотворительность добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи[7].

5.      Благотворительность — негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности[8].

6.      Благотворительность — безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия [3].

7.      Благотворительность — общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью» [4].

8.      Благотворительность — бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим [1].  

9.     Благотворительность — оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие[6].  

Несмотря на некоторое различие в позиции авторов, очевидно одно – понятие благотворительности обладает высоким аксиологическим статусом. Пожалуй, ни одно из явлений современной действительности не откладывает такой отпечаток в сердцах людей как благотворительность.

Благотворительность в своей основе тесно связана с такими значимыми категориями человеческой жизни как милосердие, любовь, сострадание, нравственная ответственность.

Благотворительность любого рода необъяснимым образом объединяет людей разного социального статуса и возраста в общем порыве делать добро.

Вероятно, так происходит от того, что когда речь идет о бескорыстной помощи человеку, внешние факторы (профессия, возраст, социальное положение) перестают иметь такое значение как в повседневной жизни.

Для нас, очевидно, что творить благо необходимо, однако в этом вопросе есть множество парадоксов, которые, взаимозаменяют друг друга в зависимости от ситуации. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу кто ты.

В современных исследованиях благотворительности существует точка зрения, согласно которой «меценат»  - «спонсор» - «филантроп» - это разные «имена» человека, занимающегося благотворительностью. Рассмотрим подробнее разницу данных понятий.  Такие заимствования как «меценат», «спонсор», «филантроп» активно используются как в России, так и в Европе.

Филантроп – человек, который любит людей. В сознании современного человека филантроп и благотворитель –  единые понятия. С функциональной точки зрения это действительно так: и филантроп и благотворитель добровольно распределяют частные ресурсы в интересах нуждающихся. Однако существуют ситуации, при которых благотворительность не есть филантропия. Речь идет об оказании помощи животным. Такой акт благотворительности нельзя назвать «любовью к людям».

Если человек считает себя филантропом, это возвышает морально не только его, но и того, на кого направлена его любовь. В случае благотворительности, моральный статус благодателя выше, чем у обычного человека.

Меценат – имя собственное, перешедшее в разряд имен нарицательных. На первый взгляд, меценат отличается от благотворителя тем, что занимается более узкой сферой деятельности: меценат оказывает помощь в области науки, культуры, искусства. Однако существует различие: меценат помогает не самому человеку, а той роли, которую он играет в обществе. Проще говоря, меценат поддерживает нищего гениального музыканта не потому, что он беден, а из-за того, что он музыкант. То есть поддерживает талант человека.

Спонсор – организация или частное лицо, участвующее в финансирование какого-либо мероприятия. Одно из основных различий спонсора и благотворителя состоит в том, что спонсор всегда стремится получить максимальную выгоду из вложенных им средств. В основном такой «наградой» за финансовые вложения становится реклама организации. Однако повышение статуса и экономическая выгода здесь не единственна. Образно говоря, филантроп или благотворитель помогаю человеку, потому, что он нуждается в помощи, меценат – ради его таланта, спонсор помогает, например, бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом.

Кто, если не я?

По общечеловеческому моральному принципу жертвовать на благотворительные цели может любой человек. Существует следующая последовательность: индивид – семья – организация -  государство. В рамках данной последовательности можно выделить полярные точки.

1.        Для индивида и семьи благотворительность – это глубоко личный акт, нагруженный эстетически и аксиологически, представляющий собой одно из проявлений нравственной зрелости человека. То есть приватна и не терпит любого вмешательства извне, в том числе и со стороны государства. Такое отношение к благотворительности было свойственно человеку на протяжении многих столетий. Действительно, в допетровскую эпоху одной из важных форм общины являлась помощь другим людям. Благотворительная деятельность была одним из компонентов ментальности русского человека, для которого не существовало инновационного, социопроектировочного процесса в сфере благотворительности.

2.        Для организации и государства благотворительность – это организованная помощь, которую обеспечивают  благотворительные институты. Высшей формой благотворительности при таком подходе является социальная политика государства. То есть только при правильном подходе к проблеме благотворительности со стороны государства можно рассчитывать на высокие результаты в данном вопросе.

А теперь проанализируем, каким образом эти два положение реализуются на практике в России и в Европе.

В России существуют как формы частной, так и организационной благотворительности.  С одной стороны, люди больше стремятся помогать напрямую, нежели проводить свою помощь через официальные организации. Видимо, это связано с недоверием к некоторым благотворительным организациям, которые преследуют мошенеческие  цели, прикрываясь благотворительностью.

С другой стороны, если какая-либо компания стремиться оказать финансовую помощь нуждающимся посредством благотворительной организации, она сталкивается с рядом сложностей в оформлении пожервования. Конечно, в России есть закон о благотворительности, однако зачастую он просто не работает на практике.

Европейский опыт благотворительности показывает: большая часть пожертвований поступает от граждан. При этом для человека созданы хорошие условия для того, чтобы он видел, на какие цели конкретно используются его деньги.  В  США существует одна из самых распространенных форм частной благотворительности - так называемые Donor Advised Fund. Это фонды, в которые любой гражданин может внести свои средства, однако распоряжаться ими он не может. Обычно благотворитель может только порекомендовать, в какие активы можно вложить его деньги. При этом человек, пожертвоваший деньги получает скидку по подоходному налогу на сумму, которую он внес на свой благотворительный счет. В последнее время в Европе становится все  более популярным завещать свою недвижимость или состояние в благотворительных целях.

Для любой западной компании считается абсолютно естественным заниматься благотворительностью при этом, не афишировать себя. Причем в благотворительности европейского типа есть преемственность в оказании безвозмездной помощи. Многие западные благотворительные фонды отличаются своей стабильностью, что привлекает многих влиятельных людей проводить свои пожертвования именно через такие фонды. Достаточно вспомнить известный во всем мире фонд Джорджа Сороса или британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation (CAF).

Формы пожертвований

Что может дать благотворитель нуждающимся? Какая форма помощи наиболее приемлема в рамках благотворительности? Деньги? Услуги? Добровольный труд? Сострадание? Зачастую, мы расцениваем благотворительную помощь как помощь финансового характера. Действительно в современном мире материальные ценности стоят во главе человеческих отношений. Но как тогда быть с состраданием, любовью? Ведь сострадание также можно расценивать как одну из форм пожертвований, только нравственного уровня.

В России влиятельные люди помогают в основном деньгами, так же как и в Европе. Также существуют многочисленные  волонтерские организации, помогающие старикам и инвалидам. Данная форма благотворительности наиболее успешная в нашей стране, так как пожилые люди  больше  ценят не столько сам акт помощи, сколько   внимательное отношение к себе. У русских людей есть удивительная способность к состраданию и милосердию. Сострадание такого рода  - интуитивный поток чувств, порой бесконтрольный. Когда смотришь, как русский человек сочувствует нуждающемуся, невольно начинаешь расценивать это как одну из форм благотворительности.

В последнее время в Европе становится все более популярным завещать свою недвижимость или состояние в благотворительных целях, что абсолютно не свойственно российским благотворителям. Достаточно вспомнить небезызвестную компанию «The Giving Pledge» миллиардеров Уоррена Баффета  и Била Гейтса, в рамках которой богатейших людей США были призваны объявить о желании потратить на благотворительность не менее половины своего состояния.  Думаю, что в основе данного поступка лежит синтез высокого уровня внутренней культуры и искреннее желание помочь людям, то есть, то самое сострадание и любовь.

К сожалению, мало кто из российских предпринимателей может пойти на такую жертву, как завещать свое состояние в целях благотворительности.

«Per aspera ad Astra»

В России благотворительность проходит тяжелый и противоречивый этап становления. В Европе этап становления давно прошел и прочно укрепился на государственно и общечеловеческом уровне. Однако это не означает, что Россия не готова к цивилизованной благотворительности. Действительно, есть масса парадоксов в системе российской благотворительности, которые мешают просто помогать людям. Если ты захочешь помочь кому-либо, то лучше делать это напрямую, так как пока ты пройдешь, весь путь под названием «Per aspera ad Astra» помогать, возможно, будет уже некому.

Безусловно, есть надежда на то, что и в нашей стране будет создан высокоразвитый во всех отношения институт благотворительности.

Благотворительность – это колоссальная работа, требующая максимум затрат как материальных так и душевных. Людей, занимающихся благотворительностью по праву можно назвать «героями нашего времени». Для успешной благотворительной деятельности  необходимо сначала разработать программу, обеспечить её юридическую безупречность, привлечь людей, которые способны помочь каждый в своей области, изыскать средства в добросовестных источниках, подготовить техническую сторону, проанализировать всю ситуацию, чтобы все прошло в нужном месте в нужное время и так далее. Если все это сделано правильно, то успех обеспечен.

 

Литература:

1.    [1] Абросимова, Б. А. О благотворительных организациях в России / Б.А. Абросимова // Государство и право. - 2002. - № 1.

2.      [2] Большой энциклопедический словарь. – М.: Астрель, 2008.

3.    [3] Бродский, Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе / Д.Бродский. - М.: Дело, 1999.

4.      [4] Некрасов А.Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия.- М., 2000

5.     [5] Толковый словарь русского языка/ Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1983.

6.      [6] Хорева, Л. В. История благотворительности в России: учебное пособие / Л.В. Хорева, М.Д.Сущинская. - СПб.: Питер, 2009.

7.      [7] Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135.

8.      [8] Фомин, Э. А. Благотворительность как социокультурный феномен в России / Э.А. Фомин, Е.З. Чикадзе. - СПб.: Питер, 2009.

9.      [9] Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Т. 1. СПб., Полрадис, 1996.

 


Другие эссе победителей 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России", объявленного ЦИГЕ и Когита!ру:

Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Алексей Власов. Благотворительность 2.0

Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Артем Тепляков. Благотворительность как элемент институциональной среды предпринимательства в России

 

 

comments powered by Disqus