01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Алексей Власов. Благотворительность 2.0

Алексей Власов. Благотворительность 2.0

Автор: Алексей Власов — Дата создания: 10.02.2011 — Последние изменение: 10.02.2011
Альтернативный взгляд на благотворительность и анализ новых форм солидарности в Интернете предлагает победитель Третьего конкурса эссе Алексей Власов.

Алексей Власов, факультет социальных наук, РГПУ им. Герцена

Благотворительность 2.0

Единого и всеми признанного определения благотворительности, видимо, не существует. Но даже на уровне здравого смысла, мы понимаем, что это не только денежные пожертвования. Это еще и волонтерская работа, а так же любые другие виды безвозмездной помощи. 

Однако, даже так широко определяя благотворительность, мы многое можем упустить из виду. В своем эссе, я бы хотел представить альтернативный взгляд на рассматриваемое явление. Как я попытаюсь показать, информационная революция и стремительное развитие Всемирной сети Интернет, наблюдаемое в последнее время, дали не только существенный толчок, но также и оказали значительное влияние на структуру благотворительной деятельности.

Информационная революция привела к сжатию или уплотнению времени-пространства, в том смысле, что издержки,  связанные с этими величинами, заметно сократились или исчезли вообще. Мало того, что сегодня можно добраться из одного конца земного шара в другой всего лишь за несколько часов, сегодня можно этого и вовсе не делать, ведь любую информацию теперь можно передать или получить мгновенно. Информационные технологии становятся все дешевле и вполне возможно, что довольно скоро каждый человек будет иметь доступ к Интернету. Кто мог подумать каких-нибудь 10 лет назад, что Интернет додумаются сделать «неотъемлемым», т.е. естественным правом человека [1]? В тоже время представляется вполне логичным, что в новую информационную эпоху доступ в Интернет становиться таким же важным как доступ к кислороду, не говоря уже о таких правах, как свобода слова. Все это, как ни странно, имеет непосредственное отношение к благотворительной деятельности.

 

Интернет дает возможность образоваться благотворительности принципиально нового типа, которая до его появления была бы просто невозможна.

Однако я не имею в виду все те новые возможности, которые представились уже существующим благотворительным организациям. Довольно очевидно, что Интернет позволяет упростить и сделать благотворительность более эффективной. Например, могут использоваться онлайн-платежи и другие технологии, снижающие издержки. Но Интернет представляет собой не только средство, упрощающее жизнь уже существующим благотворителям. Интернет дает возможность образоваться благотворительности принципиально нового типа, которая до его появления была бы просто невозможна.

Виртуальная благотворительность

Сообщества начали возникать в Интернете практически с самого начала его существования. Конечно, основной особенностью было то, что участники этих сообществ могли быстро реагировать и активно между собой взаимодействовать, находясь при этом, очень далеко друг от друга. Сообщества в основном возникали вокруг какой-то определенной цели или определенного интереса. И надо сказать некоторые сообщества стали возможны только благодаря Интернету. Если бы не Всемирная сеть – эти люди даже бы не узнали друг о друге.

При этом надо понимать, что если изначально онлайн-сообщества были в определенном смысле «виртуальными» (что выражалось в полной или относительной анонимности и низкой интенсивности коммуникации внутри сообщества), значительно отличаясь от «реальных» локальных сообществ, то, в настоящее время принципиальных различий становится все меньше. Развитие Интернет-технологий (Web 2.0) привело к постепенному исключению анонимности из онлайн-сообществ, при этом значительно усилив частоту взаимодействий и активность в их рамках [4]. Таким образом, проведение границы между реальным и виртуальным сегодня представляется  довольно сложной задачей.

В настоящий момент существуют тысячи форумов, коллективных блогов и прочих сайтов, объединяющих людей с определенными интересами по всему миру. Надо понимать, что все эти виртуальные сообщества также нуждаются в поддержке. Незаметно для многих, миллионы людей занимаются благотворительностью в сети, например, модерируя тот или иной сайт или просто помогая другим людям.

Миф о российском коллективизме

Для начала рассмотрим традиционную благотворительность, зачастую существующую в рамках локальных сообществ. Местная община нуждается в постоянной поддержке со стороны ее членов. Однако, если в Европе (как в протестантских, так и в католических странах), сбор пожертвований, а так же волонтерская работа по благоустройству местности является обычным делом, то в России ситуация имеет не столь радужный характер (давно ли вы, дорогие читатели, ходили на «субботник»?). Несмотря на популярное мнение о превалировании в нашей стране коллективных ценностей (берущих свое начало либо в православной русской душе, либо в советском коммунистическом прошлом), культура соседства, региональное самосознание, участие в различных некоммерческих объединениях и организациях в России в действительности развиты плохо. Все это еще усугубляется необычайно низким уровнем доверия в обществе, что часто отмечается социологами как проблема «социального капитала»[2] (другими словами, жизнь большинства россиян сосредоточена в рамках узких родственных и дружественных кругов). Неудивительно тогда, что практика благотворительности (как в виде пожертвований, так и в виде волонтерской работы), которая зачастую направлена именно на общинные интересы, в нашей атомизированной стране так полностью и не сложилась.

Новая благотворительность в России

В тоже время, Россия все-таки вошла в новую информационную эпоху вместе с другими европейскими государствами. Уровень проникновения Интернета увеличился с 2% - в 2000 году до 42% в 2010 [3],что хотя и ниже уровня других европейских государств, тем не менее, свидетельствует о том, что Интернет добрался практически до каждого второго гражданина России.

Несмотря, на низкий уровень традиционной благотворительности, в России можно наблюдать всплеск гражданской и связанной с ней благотворительной активности в сети.

Несмотря, на низкий уровень традиционной благотворительности, в России можно наблюдать всплеск гражданской и связанной с ней благотворительной активности в сети. Конечно, женский форум Мамка.ру не является зарегистрированной некоммерческой организацией, однако разве от этого тысячи людей помогающих друг другу не создают реальное гражданское общество, и модераторы (а так же самые активные участники сообщества), тратящие значительную часть своего свободного времени на поддержку форума не занимаются волонтерством, а следовательно, реальной благотворительностью?

Таких примеров очень много и, хотя пока никаких количественных исследований, позволяющих хоть как-то оценить масштабы гражданской активности в Интернете, не проводилось (во всяком случае, автору о них не известно), мне кажется, что Россия в этом плане, не уступает Европе и остальному миру.

Есть надежда

Помимо описанного выше нового вида благотворительности, существует еще один, так же обязанный своему появлению (или точнее сказать – распространению) сети Интернет.

За последнее время появилось множество сервисов, показывающих, что многие люди, даже, на первый взгляд, не склонные к благотворительности, на самом деле раньше просто испытывали недостаток информации. Довольно очевидно это можно показать на примере различных «отдам даром» сервисов, позволяющих раздать свои вещи нуждающимся. Менее очевидный пример – это различные «ridesharing» сервисы, позволяющие людям подвозить друг друга. Совсем нетривиальный пример – пиратские файлообменные сети, где люди безвозмездно делятся друг с другом информацией. Конечно, с определенной точки зрения, пиратству нет оправдания, однако если попытаться абстрагироваться от конвенциональной точки зрения (во многом навязанной медийными корпорациями), то, человек, купивший за 300 рублей фильм на DVD и выложивший его в сеть, занимается именно благотворительностью, являясь своего рода цифровым Робин-Гудом.

Принимая во внимание возможную спорность предыдущего примера, я хочу поподробнее рассказать о так называемых сетях гостеприимства, способным, как мне кажется, развеять все дальнейшие сомнения.

По сути, «сервисы обмена гостеприимством» предоставляют возможность любому пользователю Интернета найти или наоборот предоставить временное жилье практически в любой точке земного шара, бесплатно. Казалось бы, изначально провальная идея (в эпоху до Интернета подобные начиная, хоть и были, но особым успехом не пользовались), однако, на крупнейшим сервисе гостеприимства Couchsurfing.org уже нашлось более двух миллионов людей по всему миру, готовых безвозмездно принимать у себя и/или просто проводить свободное время с ранее абсолютно незнакомыми людьми.

Можно было бы справедливо ожидать, что окажется гораздо больше людей, пытающихся найти жилье, а не предоставить, так называемых «freeriders» или «зайцев». Тем не менее, недавно проведенные исследования [5] свидетельствуют об обратном. Наблюдается чрезвычайно высокий уровень взаимной помощи в рамках данного сообщества. Вообще, механизм функционирования сетей обмена гостеприимством напоминает уже упомянутые файлообменные сети. Заметим, что Россия (конечно с поправкой на уровень проникновения Интернета) по количеству «коучсерферов» от Европы отстает не сильно.

Как такое стало возможным? Ответ прост и заключается в том, чего так не хватает российскому обществу в «оффлайне», а именно доверия. Вопреки многим скептикам, среди которых можно назвать многих теоретиков гражданского общества и социального капитала (например, Роберта Патнема) доверие можно создать не только через постоянные взаимодействия лицом-к-лицу.

«Коучсерфинг» и своеобразная благотворительность нового типа в его рамках стали возможными только благодаря существующей в рамках данного сервиса довольно сложной организации доверия, состоящей из системы отзывов,  верификаций (подтверждения реальных имен и адресов пользователей), поручительств и другого

«Коучсерфинг» и своеобразная благотворительность нового типа в его рамках стали возможными только благодаря существующей в рамках данного сервиса довольно сложной организации доверия, состоящей из системы отзывов,  верификаций (подтверждения реальных имен и адресов пользователей), поручительств и другого [6].

Заключение

В своем эссе, я попытался показать альтернативный взгляд на благотворительность в современной России, Европе и в мире в целом. Была предпринята попытка проследить глобальные изменения благотворительной деятельности запущенной информационной революцией и продвигаемой все большим распространением Интернет-технологий.

Современные информационные технологии предоставляют не только дополнительные возможности для уже существующих организаций. Интернет позволяет создать гражданские инициативы, а следовательно и благотворительность принципиально нового типа, и как показывает опыт, в них так же может зарождаться доверие, даже несмотря на отсутствие непосредственных контактов лицом к лицу.

Если в Европе, новые технологии просто позволяют расширить благотворительный и сектор, то для России – это, вероятно, единственная возможность создать и окончательно закрепить культуру благотворительности. Таким образом, дальнейшее распространение принципиально новой гражданской и благотворительной деятельности – это надежда России на выход из порочного круга атомизированности и индифферентности.

Источники

1.      ITC.UA 

2.      Beer D., Roger Burrows, Sociology and, of and in Web 2.0: Some Initial Considerations // Sociological Research Online. 2007, Volume 12, Issue 5, 

3.      Например, можно посмотреть данные исследования European Social Survey 

4.      Internet World Stat 

5.      Lauterbach D., Truong H., Shah T., Adamic L., Surfing a web of trust: Reputation and Reciprocity on CouchSurfing.com, University of Michigan, 2009

6.      Подробнее здесь

 

 

 

comments powered by Disqus