01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Вы здесь: Главная / Граждане / Бюллетень благотворительности / 3-й конкурс эссе "Благотворительность в Европе и России" / Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Автор: Ольга Герасимвова — Дата создания: 11.02.2011 — Последние изменение: 11.02.2011
"Интересно узнать, кто занимается благотворительностью в разных странах, каковы основные формы помощи и на что направляются средства", - эссе победительницы Третьего конкурса эссе Ольги Герасимовой.

Ольга Герасимова -студентка 2го курса магистратуры, Санкт-Петербургский государственный университет, магистерская программа "Европейские общества"

Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Говоря о благотворительности, хотелось бы, прежде всего, разобраться, а что же это такое? Под благотворительностью понимают «оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя»[1]. Кроме того, упоминается также, что это добровольное действие и что помощь может быть также интеллектуальной или организационной[2].

В данной работе мне бы хотелось посмотреть на одного из субъектов данного процесса – благотворителя. Интересно узнать, кто занимается благотворительностью в разных странах, каковы основные формы помощи и на что направляются средства. В качестве примера были выбраны две страны: Великобритания и Россия.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Краткая история британской благотворительности

Британская благотворительность существует более 400 лет. Ее родоначальниками можно считать семью Тюдоров, которая продвигала идею филантропии среди аристократов и купцов. Можно сказать, что именно в этот период благотворительность из церковного дела превращается в светское. Пиком развития стало 18-19 столетие, когда индустриальная революция привела к резкому увеличению доходов населения. В этот период в благотворительную деятельность вовлекается средний класс Англии[3]

Если говорить о современном периоде, то можно смело утверждать, что благотворительность стала неотъемлемой частью британской жизни. Причем ей в Великобритании занимаются не только члены королевской семьи и знаменитости, но и простые граждане. Около 70% населения регулярно выделяют деньги на благотворительность[4].

Формы благотворительности, практикуемые знаменитостями

Что касается королевской семьи, то ее роль заключается, прежде всего, в патронаже благотворительных организаций. Так королева является покровителем около 600 таких объединений. Например, Action for children (помощь безнадзорным детям и молодым людям), Cancer Research UK (исследование раковых заболеваний и помощь больным раком), Красный Крест и т.д.[5]. Активно занималась благотворительностью принцесса Диана. Она многое сделала, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам бездомных, людей с ограниченными возможностями и больных ВИЧ[6].

Распространенным трендом современности стало развитие благотворительности среди знаменитостей. Известные спортсмены, актеры, певцы и т.д. создают свои фонды для помощи нуждающимся. Так, например, Виктория и Дэвид Бекхэмы создали благотворительный фонд в помощь больным детям[7]

Характерно, что в Великобритании формы оказания помощи носят достаточно разнообразный характер. Знаменитости активно участвуют в аукционах, проводимых благотворительными организациями. На аукцион выставляются вещи известных людей, переданные в фонд. Так, например, деньги, вырученные с продажи кружек знаменитостей, пошли на обеспечение продуктами детей из развивающихся стран[8]. Более того, известные спортсмены и другие знаменитости ежегодно принимают участие в событии национального масштаба – Лондонском марафоне. Они выступают от имени различных благотворительных организаций, которые имеют право на покупку гарантированных мест в забеге. Схема следующая: «золотая облигация» – пять мест в забеге в течение пяти лет и «серебряная облигация» – одно место раз в пять лет. Бегуны получают эти места с условием заработать определенную сумму в марафоне[9].  Все собранные в ходе забега деньги отдаются на благотворительность. Это самое крупное ежегодное мероприятие по фандрайзингу в Великобритании. Начиная с 1981 г. было собрано более 500 млн. фунтов[10].

Другим ярким примером того, как знаменитости участвуют в благотворительности, стала запись в апреле 2010г. уникального хита, в котором участвовали более 20 звезд. Доходы с продаж были направлены на борьбу против рака[11].

Вовлеченность населения

Как уже говорилось ранее, активное участие в благотворительной деятельности в Великобритании принимает все население. Весьма занимателен факт, что детей еще с самого раннего возраста привлекают к этой деятельности. Сначала они сами опускают монетки в копилки. Затем продолжение процесса осуществляется в школе. Школьники участвуют в разнообразных благотворительных проектах. А в конце учебного года проводится ежегодный праздник, направленный на сбор средств. Дети продают то, что сделали своими руками, организуют развлекательные игры и спортивные соревнования, направленные на привлечение средств. После этого они сами решают, на что будут направлены заработанные средства[12]. Таким образом, необходимость помощи нуждающимся закладывается у детей еще в ходе процесса их социализации, воспитывается в качестве национальной традиции.

Очень популярной благотворительной акцией является «Операция Райли», в которой участвуют выпускники школ. В чем она заключается? Выпускники после окончания школы выделяют год на участие в волонтерской деятельности. Они едут в удаленные уголки Азии, Африки и Латинской Америки, чтобы построить школу, помочь создать источники чистой питьевой воды, поделиться своими знаниями и умением (включая английский язык или традиционные английские спортивные игры) с местными ребятишками. Участником такой операции был и наследник Британского престола принц Уильям, который участвовал в строительстве школы в латиноамериканских джунглях, обучении местных детей футболу и истинному английскому произношению[13]. Что дает подобная практика? На мой взгляд, это не только помощь людям и воспитание в школьниках идеи милосердия. Подобный опыт помогает перейти во взрослую жизнь, получить практические навыки.

Теперь хотелось бы перейти к вопросу о том, как же простые граждане могут участвовать в благотворительности. Прежде всего, это общенациональные мероприятия по сбору средств. Широко известным является день «Красного носа», который проводится, начиная с 1988г. Люди жертвуют деньги, покупая красные носики. Вырученные средства идут на помощь нуждающимся и инвалидам в Великобритании и Африке. В данном мероприятии активно принимают участие и школы. Так в 2009г. им удалось собрать 7,7 млн. фунтов[14]. Хотелось бы подчеркнуть, что для населения данное благотворительное мероприятие превратилось в настоящий праздник.

Это не единственный способ, с помощью которого население может участвовать в благотворительной деятельности. В Великобритании активно распространена практика создания благотворительных магазинов. Все желающие могут отдать туда ненужные им вещи, которые затем продаются по низкой цене. Все вырученные с продажи деньги идут на благотворительность (передаются в фонд Красного Креста). Кроме того, местное население может внести свой вклад, работая волонтерами в таких магазинах[15].

Подводя итоги тому, что было сказано, хотелось бы отметить, что в Великобритании в благотворительной деятельности принимают участие широкие слои населения. Детям еще с детства прививается идея милосердия и сострадания. Существуют даже национальные праздники, в ходе которых каждый за счет небольшого вложения может внести свою лепту в сбор средств. Как выяснилось, помощь не всегда носит денежное выражение, можно также жертвовать свои вещи, что не требует никаких материальных затрат от благотворителя. Не стоит также забывать и о волонтерстве, которое широко распространено во многих европейский странах. Собранные средства отправляются преимущественно на помощь детям, больным различными тяжелыми заболеваниями, инвалидам и малообеспеченным.

РОССИЯ

Краткая история российской благотворительности

Теперь мне бы хотелось перейти к рассмотрению примера России. Историю российской благотворительности можно начать со времен крещения Руси. Именно с этого времени начинается помощь нищим и сиротам. Огромный вклад в развитие благотворительной деятельности внесли русские цари, строя сиротские дома и госпитали для нищих. В XIX в. распространяется частная благотворительность, которая начинает конкурировать с церковной, существовавшей еще с конца XX в. Конец XIX-начало XX вв. можно считать пиком развития филантропической деятельности в России, который связан с именами известных меценатов[16].

Если говорить о современном этапе, то Россия, по данным исследования Charities Aid Foundation, находится, лишь на 138 месте в рейтинге частной благотворительности.  Великобритания же вошла в первую десятку. Учитывались такие показатели как: процент граждан, делавших денежные пожертвования за последний месяц, работавших волонтерами и оказывавших помощь нуждающимся незнакомым людям. В России показатель вовлеченности населения в благотворительную деятельность составил 18%. При этом самым низким показателем был уровень волонтерской активности[17]. Приведенные показатели говорят о том, что россияне крайне редко занимаются благотворительностью. Об этом свидетельствует также тот факт, что 59% населения считают, что проблемами социально незащищенных слоев населения должно заниматься государство[18].

Кроме того, лишь 8% россиян, по результатам опроса Superjob.ru, готовы заниматься волонтерством и благотворительностью, если бы не надо было заботиться о средствах существования[19]. Действительно уровень волонтерской активности крайне низок в России. Чаще всего добровольцев удается привлекать к спортивным мероприятиям, концертам, ярмаркам и фестивалям. Но это весьма ограниченный круг лиц: школьники, студенты, домохозяйки и иногда учителя. В то время как на Западе практикуется активное участие детей, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями[20].

Благотворительная активность российской элиты

Несмотря на то, что частная благотворительность в нашей стране распространена меньше, чем на Западе, мы можем увидеть и схожие тенденции. Известные люди в нашей стране, также как и в Великобритании, активно занимаются благотворительной деятельностью. Распространена практика создания благотворительных фондов. Так, например, Д. Корзун и Ч. Хаматова учредили фонд «Подари жизнь» для помощи детям, с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями[21]. Но созданием подобных организаций занимаются не только знаменитости, но и бизнесмены, например, Потанин, Прохоров, Зимин[22]. В основном их фонды ориентированы на поддержку науки и молодых ученых[23].

Звездами организуются также благотворительные концерты и матчи. Так деньги от концерта с участием рок-групп пошли на помощь детям больным лейкозом[24]. Благотворительный футбольный матч британских и российских звезд был проведен в пользу детей, больных лейкемией[25]. Существует практика предоставления лотов для аукционов[26]. Кроме того, наши отечественные знаменитости, как и многие западные, принимают участие в различных благотворительных акциях. В акции «Протяни руку помощи» приняли участие президент РФ – Д.А. Медведев, а также Ю. Рутберг, С. Маковецкий, Д. Хворостовский и Н. Давыденко. Десятки звезд сфотографировались в образе зверей для альбома, призванного привлечь внимание к исчезновению редкого вида животных. Среди них: С. Хоркина, К. Собчак, В. Галыгин, братья Запашные и многие другие[27].

Многие авторы отмечают положительную тенденцию развития российской благотворительности. Появляются фонды и благотворители, пытающиеся решить острые общественные проблемы[28]. Но, к сожалению, до сих пор круг проблем, привлекающих внимание благотворителей, весьма ограничен, и включает культуру, помощь детям или одаренной молодежи[29].

Хотелось бы также рассказать об инициативе российского бизнеса, предпринятой в 2007г. семью компаниями, которые отправили средства на приобретение бизнес-сувениров на благотворительность. К 2008г. число компаний, участвующих в инициативе «Благотворительность вместо сувениров» возросло до 88 участников[30].

Россияне и благотворительность

Несмотря на то, что как уже говорилось ранее, российское население в отличие от европейского не склонно заниматься благотворительностью, в настоящее время можно наблюдать положительные сдвиги и в этом направлении. В России появляется практика мелкой благотворительности, в которой может участвовать любой человек. Это в первую очередь сбор средств, который осуществляется через интернет-порталы. Примером может быть «Живой журнал»[31].

Почему же в России люди намного реже, чем в Европе выделяют деньги на помощь нуждающимся? Во-первых, причина в том, что большинство просто ничего не знает о деятельности благотворительных организаций[32]. Отсутствие достаточного количества информации ведет ко второй причине – недоверию россиян к подобного рода организациям и их деятельности. Порой люди бывают не уверены в том, что их средства будут направлены по назначению и предпочитают не рисковать. Таким образом, на мой взгляд, источники низкого уровня частной благотворительности кроются не только в людях, но и в деятельности самих благотворительных организаций, неумении заслужить доверие у населения.

В целом, рассматривая российскую ситуацию, хотелось бы отметить возникновение позитивных сдвигов в развитии филантропии. Прежде всего, это включение бизнесменов в благотворительную деятельность, выходящую за рамки социально ответственного бизнеса. И, во-вторых, это возникновение практики вовлечения населения в выделение средств нуждающимся и появление примеров волонтерской деятельности.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на пассивное участие рядовых россиян в благотворительной деятельности. Сюда входит как выделение средств, так и участие в волонтерской активности. Более того, английская благотворительность явно отличается более широким охватом существующих в обществе проблем и территориально выходит за рамки собственного государства.

В чем же причины подобного состояния вещей? На мой взгляд, пассивность россиян можно объяснить в первую очередь низким уровнем материального положения большей части населения. Остается достаточно высоким процент людей, находящихся за чертой бедности. Главной целью является обеспечение собственного существования и выживания своей семьи. Что естественно не позволяет думать об оказании помощи кому-то другому. Европа же отличается стабильным экономическим положением, где сформировалась устойчивая прослойка среднего класса. Материальная стабильность позволяет людям переключить внимание на удовлетворение более высоких, духовных потребностей. Таким образом, внимание людей переключается на то, что происходит вокруг них.

Одной из причин является также и несовершенства законодательной базы для благотворительной деятельности в России. Это во многом затрудняет работу организаций и препятствует привлечению волонтеров.

Весьма узкий круг проблем, на которые ориентируется наша отечественная благотворительность, обусловлен во многом и государственной политикой. Чаще всего поднимаются вопросы, связанные с демографической ситуацией в стране и молодежью, что приводит к тому, что более пожилое население отодвигается, таким образом, на второй план. Возможно, влияет и факт периодической индексации размера пенсионных выплат. Для благотворителей забота о пенсионерах лежит на государственных плечах.

Если говорить о британской благотворительности, то ее успех обусловлен во многом тем, что детей с раннего возраста начинают знакомить с практикой частной благотворительности. Для них она становится обыденной и неотъемлемой частью жизни. Более того, благоприятно воздействует система национальных праздников, направленных на сбор средств. Таким образом, происходит институционализация филантропической деятельности.

Для того, чтобы ситуация в России изменилась необходимо менять менталитет людей. Должно придти осознание того, что благотворительность это не только удел богатых, но каждого отдельно взятого человека!



[1] Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь.

[28] Улицкая Л. Роскошь, доступная каждому // Благотворительность в России, 2009, №1.

[31] Кононенко М. Благотворительность стала популярной. Time Out Москва №3 / 28 января - 3 февраля 2008г.

comments powered by Disqus