01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Дневник 9-летнего. Обсуждение

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Дневник 9-летнего. Обсуждение

Дневник 9-летнего. Обсуждение

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 21.07.2016 — Последние изменение: 21.07.2016
Продолжение цикла «АА: детство, отрочество, юность» (5).

 

 

 

 

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- А. Алексеев. Бесценный дар от матери

- Бесценный дар от матери. Обсуждение

- Дневник 9-летнего

- Дневник 9-летнего. Окончание

**

 

Несколько недель назад заинтересованный отклик некоторых читателей вызвала моя публикация на Когита.ру «Бесценный дар от матери». (См.: «Бесценный дар от матери. Обсуждение»). Также не осталось без дружеской поддержки продолжение моего импровизированного кейса  «АА: детство, отрочество, юность».

Если его начало вызвало эмоционально-интеллектуальную реакцию, то продолжение - публикация дневника 9-летнего ребенка (1 ; 2) – скорее эмоциональную per se. И впрямь – не хочется слишком умствовать в ответ на «милый наив», явленный в этом «документе детства».

Особенно приятно, что большинство откликнувшихся были тронуты (восхищены) все же не столько образом «автора-героя», сколько образом его матери, вырисовывающимся и «в строках», и «между строк» с большой отчетливостью. Сколько бы ни говорили о прирожденных способностях, именно родители дают ребенку не только физическую жизнь, но и первые импульсы душевной и духовной жизни.

Основные человеческие черты и качества закладываются в человека в самом раннем возрасте (к 9 годам – уже изрядный багаж).

Некоторые мои корреспонденты пытались усмотреть в мальчике «Андрюше» первой половины XX века признаки «Андрея Николаевича» начала XXI века.

А ведь никак не угадывается будущая профессиональная принадлежность, скажем! Любознательность – общечеловеческая черта, но вот на социальную любознательность  у автора дневника нет и намека. Да откуда ей и взяться при домашнем воспитании?

Интерес к природе (наблюдения юного натуралиста) со временем испарился, равно как и к интерес к физическому устройству мира (происхождение земли, география, «работа воды и ветра»). Зато развились интерес к книгам и попытки «литературного» самовыражения, привитые матерью.

Именно в этом возрасте усматривается синкретизм естественно-научных и гуманитарных интересов, причем уже позднее, в отроческрм возрасте «лирика» победила в соревновании с «физикой», во многом – за счет организованного матерью сызмальства обучения иностранным языкам.

Детский реферат «Жизнь и деятельность Магеллана» (в 9-летнем возрасте) был, пожалуй, последним «предбифуркационным» продуктом, где разные «аттракторы» соединены в интересе к эпохе «великих географических открытий». («Магеллан – мой любимый герой». Из дневника).

Дальше – любимый писатель Жюль Верн, которым зачитывался уже в чуть более позднем возрасте (10-13 лет), и даже «дерзкие» попытки подражания ему в собственном «сочинительстве».

И все равно – от этого подросткового интереса к «необыкновенным путешествиям» (название серии романов Ж. Верна, в прижизненных изданиях Этзеля) до интереса к окружающей реальной жизни - социуму (будь то журналистика, будь то социология) еще долгий-долгий путь. Равно как и от домашнего ребенка («маменькиного сынка») 40-х гг. - до комсомольского активиста 50-х, журналиста 60-х и социолога 70-х.

Что же, в самом деле, оказалось заложено еще в детские годы (в 9-летнем возрасте и даже ранее), что так или иначе прошло через всю жизнь? В каком-то из биографических интервью я замечал, что все идеологические ценности мне довелось впервые почерпнуть из внешней, социальной среды (школа, институт…), а все общечеловеческие – из семьи, и прежде всего от матери.

Идеологические ценности пришлось за последующую жизнь изживать, «пересматривать» (между мною скажем, 90-х и 60-х гг – «дистанция огромного размера». А вот общечеловеческие ценности, если и трансформировались, то лишь в плане уточнения и концептуализации, но отнюдь не кардинально, как идеологические.

«Что такое хорошо и что такое плохо», я усвоил довольно рано, и в общем – на всю жизнь.

Но вернемся к читательским откликам на «Дневник 9-летнего». В одном из них такие слова: «Я порываюсь поискать свои дневники - не знаю, сохранились ли они у меня. Хочется перечитать». Как видно не только мне вздумалось «оглянуться, оглядеться». Дай Бог, чтобы и у других моих читателей проснулось такое желание.

Другой корреспондент пишет: «Залпом прочитал твои дневники и перечитал фрагменты. Покорен родителями - Мамой и Папой. И твоими каждодневными открытиями, чтением, записями, строгостью, критичностью…». Ну, критичность, если и была, то адресованная во-вне семейного круга. Родительский же авторитет – непререкаем.

А вообще, хоть  фенологические наблюдения, хоть «повести и рассказы» о животных», хоть «научно-популярные» трактаты, хоть реферат о великом мореплавателе, и даже изучение языков  – это особые формы игры, к которой дети всегда подходят с большой серьезностью.

И писание дневника – это тоже ИГРА, которая должна увлекать (как «интересная книжка»), притом что в качестве таковой она не осознается и так же серьезна как «общение» с куклой или  «строительство» домика из кубиков.

Как я уже сообщал. продолжение настоящего «романа воспитания» в форме дневниковых, в частности, записей следует в виде текста «Дневник отрока (12-14 лет)». Читайте – хоть медленно, хоть залпом.

 

А. Алексеев 21.07.2016.

 

относится к: , , ,
comments powered by Disqus