01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Представления молодежи Петербурга о женском и мужском телах

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Представления молодежи Петербурга о женском и мужском телах

Представления молодежи Петербурга о женском и мужском телах

Автор: Елена Онегина (доклад) — Дата создания: 17.07.2017 — Последние изменение: 24.07.2017
Участники: Андрей Тюхтяев (адаптированный транскрипт), Мария Гельман (фото)
О докладе Елены Онегиной «До талии – худой, после талии – нормальный»: представления о женском и мужском телах молодежи Санкт-Петербурга» написал Андрей Тюхтяев.

Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в 2013 году провел исследование телесности у молодежи. Проект назывался «Размер имеет значение: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи».

«В современных условиях тело, с одной стороны, становится все более рефлексивным проектом по созданию самого себя, с другой стороны, испытывает сильное нормализующее воздействие со стороны общества и массовой культуры. Культ красивого молодого стройного тела превращается в императив и вменяется молодым людям в качестве образца для подражания. В нашем исследовании мы хотим изучить, какие представления о собственном теле есть у молодых Петербуржцев и к какому идеалу они стремятся, что они предпринимают в повседневной жизни для того, чтобы достичь идеала, каким образом интерпретируют и рационализируют собственные практики «работы над телом» — писали в 2013 году авторы идеи проекта.

3 июня 2017 на семинаре цикла «Право на гендер» Лаборатории исследований сексуальности (ЦНСИ), посвященном теме «Тело реальное и виртуальное», социолог Елена Онегина представила свою часть результатов этого исследования ЦМИ СПбФ НИУ ВШЭ. Ее доклад назывался «До талии – худой, после талии – нормальный»: представления о женском и мужском телах молодежи Санкт-Петербурга».

Напомним: эмпирическая база исследования составила 26 интервью с городской молодежью. Информанты – это девушки и юноши в возрасте от 15 до 20 лет. На момент исследования они обучались в гимназиях и собирались поступать в университеты или уже учились в ВУЗах Петербурга. Елена Онегина рассказала о трех аспектах телесности, а именно нормативном, желаемом и реальном теле.

Культурные представления о том, каким должно быть тело, исторически изменчивы. В постмодернистском обществе принято считать и воспринимать тело в первую очередь как проект по созданию себя. Елена Онегина придерживалась в рамках своего доклада конструктивистской парадигмы и делала упор на то, что телесность то, как мы выглядим, и то, что имеем, мы можем так или иначе менять и корректировать. Но вместе с этим важно помнить о том, что люди не существуют в безвоздушном пространстве, и в общем не всегда мы можем делать с телом то, что нам хочется.

Существуют нормализующее давление со стороны общества и определенные культурные нормы, гендерные нормы и ожидания, которым мы в той или иной степени должны соответствовать. Одним из механизмов формирования этих норм и стандартов красоты являются средства массовой информации, и многие социальные исследователи тела фокусируют свое внимание на том, чтобы изучить, насколько сильно разные каналы СМИ влияют на восприятие тела молодыми людьми.

Также важной является категория материальности тела, телесный реализм. Поэтому несмотря на тезис о том, что тело — это конструкт, мы принимаем во внимание какие-то реально существующие биологические процессы функционирования тела, от которых невозможно отказаться и отстраниться.

Исследование позволило выделить общие тренды. О своих телах юноши и девушки говорили по-разному. Молодые люди говорили о теле в целом, девушки делали больше акцент на конкретных фрагментах. Красота для женщины конструировалась как важный элемент, которого достигают, так или иначе пытаются удержать. Мужская желаемая, нормативная телесность конструировалась через другое, через неженское, через желание быть умеренно мускулистым. Обладание ненормальным, ненормативным телом стигматизировалось как молодыми людьми, так и девушками, и они стигматизировали тела друг друга, разговаривая о том, какими бы они хотели видеть своих партнеров. Стратегии принятия ненормативного тела – это согласие с тем, что твоя телесность не нормативна, или поиск в этом плюсов, переопределение отношения к себе, усиленная критика общепринятых образов красоты и стандартов нормативности.

Фотографии Марии Гельман

Видеозапись доклада



Ранее на Когита!ру о других семинарах проекта:

Репрезентации сельской маскулинности в Бурятии

Разведенные отцы и алименты: обязательство, контрибуция или забота?

Карта ненависти

Права человека через призму ЛГБТ-движения

Алиса Клоц «Кухарка как символ революции...»

Как нью-эйдж паломники становятся настоящими мужчинами и женщинами

comments powered by Disqus