01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Разведенные отцы и алименты: взгляд социолога

Вы здесь: Главная / Наука / Открытые дискуссии, круглые столы и публичные лекции / Разведенные отцы и алименты: взгляд социолога

Разведенные отцы и алименты: взгляд социолога

Автор: Екатерина Иванова, доклад — Дата создания: 16.07.2017 — Последние изменение: 07.08.2017
Участники: Екатерина Хонинева (транскрипт), Мария Гельман (фото)
Социолог Екатерина Иванова представила на семинаре «Право на гендер: повседневные практики современной России в свете гендерной проблематики» результаты своего исследования практик алиментных выплат, которые осуществляют отцы, не проживающие с детьми после развода.

Выпускница факультета политических наук и социологии ЕУСПб Екатерина Иванова участвовала в первом семинаре цикла «Право на гендер: повседневные практики современной России в свете гендерной проблематики» в ЦНСИ в апреле 2017. Регулярные семинары этого цикла проводились Лабораторией исследований сексуальности в ЦНСИ в апреле-июне 2017. ИД «Когита» является информационным партнёром этого проекта.

Публикуем адаптированный транскрипт доклада Екатерины Ивановой «Разведенные отцы и алименты: обязательство, контрибуция или забота?», выполненный Екатериной Хониневой.

Развод является одним из стандартных этапов жизненной траектории мужчин и женщин в современной России. Согласно статистике, более половины зарегистрированных браков распадаются, если же к этим данным добавить информацию о незарегистрированных браках, картина окажется еще более однородной. В подавляющем большинстве случаев по факту развода дети остаются жить с матерями, в связи с этим юридически алиментные обязательства ложатся на отцов. Это отнюдь не означает, что каждая мать регулярно получает соответствующие суммы на содержание ребенка: около половины разведенных женщин отмечают, что их бывшие супруги или не выплачивают алименты вообще, или же их выплаты редко превышают границы установленного прожиточного минимума. Вопрос о регуляции алиментных обязательств в распавшихся семьях стоит остро и может стать причиной конфликтов.

Алименты – это любое материальное содержание, которое выплачивается на детей после развода родителей, необязательно утвержденное судебным решением. В определении суммы выплат на содержание ребенка законодательство руководствуется презумпцией добровольности: родители самостоятельно решают, каким образом и в каких размерах будут выплачиваться алименты, и только в случае невозможности согласия они обращаются в суд. Такие законодательно регламентированные выплаты менее распространены, чем неформальные выплаты по договоренности. При этом не имеет значения, был ли брак заключен официально или же это было сожительство – алименты выплачиваются по факту признания родительства и закрепления этого факта в документах.

Каким образом отцы платят деньги после развода и какие смыслы они вкладывают в эти платежи? Может показаться на первый взгляд, что алиментные обязательства определяют отношения между родителем и ребенком, однако сами отцы воспринимают их как отношения с бывшей супругой. Самая популярная форма выплат среди отцов – регулярные выплаты заранее оговоренной суммы денег – оказывается столь востребованной и удобной сразу по нескольким причинам. Единственная сторона, которая решает сколько платить, в какой момент перестать платить, в какой момент платить меньше – это именно отцы. При неформальных платежах мужчины сохраняют контроль над своими деньгами, однако такой контроль остается декларативным и символическим и в большей степени связан с конструированием маскулинности. Никто из мужчин не прикладывает серьезных усилий для того, чтобы отследить, каким образом тратятся их деньги.

Алименты по суду – это удар по маскулинности мужчины. Ведь в процесс обсуждения выплат на содержание ребенка вступает третий игрок – государство, которое наделяет женщину правом требовать алименты с мужчины, то есть сдвигает властную позицию в ее сторону. В этом случае бывшая супруга начинает восприниматься не как посредник, но как конечный получатель трансфертов, и мужчины чувствуют, что теряют контроль над ситуацией и деньгами. Поскольку в иной ситуации алименты выполняют функцию добровольного долга, который мужчина честно выплачивает как добропорядочный отец, формально регламентированные выплаты воспринимаются как аморальная контрибуция, с которой отцы могут бороться, скрывая свои реальные доходы.

Примечательно, что для большинства отцов алименты оказываются категорией, нагруженной негативными смыслами. Совсем иные коннотации присущи практикам ситуативных выплат, посредством которых отец реализует свою заботу по отношению к ребенку и желание играть заметную роль в его жизни. Некоторые отцы даже комбинируют несколько способов содержания, например, помимо обязательных формальных ежемесячных элементов они могут выделять специальные суммы для конкретных покупок и расходов на ребенка, тем самым демонстрируя бóльшую вовлеченность в его воспитание. Другая «невидимая» форма заботы о благополучии ребенка – практики дарения, предполагающие передачу денежных средств и вещей непосредственно самому ребенку. Значение этих денег и подарков отличается от тех смыслов, которые отцы вкладывают в формальные алиментные выплаты. Во многих случаях после развода у отцов остается совсем немного возможностей для участия в жизни своих детей, именно поэтому оказывается так распространена модель заботы, которую исследователи остроумно обозначают как Disneyland dads. Чаще всего отцы видятся со своими детьми в публичном месте и в выходные дни, при этом реализуя маскулинный тип заботы – в большинстве случаев это активные виды досуга, выделяющиеся на фоне рутинной повседневности. И такая модель заботы может быть сопряжена с значительными денежными тратами, вполне сопоставимыми с базовыми алиментными обязательствами.

Фотографии Марии Гельман


По итогам цикла семинаров на Когита!ру также опубликованы:

Репрезентации сельской маскулинности в Бурятии

Карта ненависти

Права человека через призму ЛГБТ-движении

Алиса Клоц «Кухарка как символ революции...»

Представления молодежи Петербурга о женском и мужском телах

Как нью-эйдж паломники становятся настоящими мужчинами и женщинами

Екатерина Хонинева о гендере и дисплее


 

 

comments powered by Disqus