01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Вероника Жобер. Back in the USSR ou retour à l’Empire russe?

Вероника Жобер. Back in the USSR ou retour à l’Empire russe?

Автор: В. Жобер — Дата создания: 29.08.2014 — Последние изменение: 29.08.2014
Участники: А. Алексеев
Автор этой статьи – заслуженный профессор Сорбонны, видный французский славист и друг нашего портала. Вероника Жобер любезно согласилась выполнить авторский перевод своей опубликованной во французской прессе статьи, специально для Когита.ру. А. Алексеев.

 

 

 

 

BACK IN THE USSR ИЛИ ВОЗВРАТ К РУССКОЙ ИМПЕРИИ?

 

В маленькой книжке, вышедшей в издательстве Сорбонны в декабре 1993 г., «Конец СССР и кризис русской идентичности[i]» я попыталась показать, какой глубокой травме подверглись все жители Советского Союза когда распался СССР. В настоящее время, конечно, не так актуален вопрос о катастрофическом падении жизненного уровня, но зато до сих пор осталось чувство унижения. Ведь территория страны значительно сократилась, лишившись четырнадцати советских социалистических республик. Шестая часть суши вдруг стала седьмой! Ставшие незaвисимыми новые государства стали с гордостью отстаивать свою национальную идентичность, отказываясь от всего советского. Русские же не имели такой возможности, ведь их систематически уподобляли советским и, значит, ненавистной центральной власти.

На Западе то и дело упрекают Путина в том, что он считает распад СССР «самой великой» геополитической катастрофой ХХ-го века. Как мне кажется, перевод на французский грешит неточностью, речь шла о «величайшей» катастрофе. Но это не главное. Разве можно, двадцать лет спустя, отрицать тот факт, что помимо безусловно неоспоримых положительных последствий (конец холодной войны, крах коммунистической идеологии, обличение преступлений режима, отмена цензуры, введение основных человеческих свобод, в том числе свободы передвижения) до сих пор дают знать о себе и отрицательные последствия?

Побывав в России несколько раз в первом полугодии 2014 года, я пришла для себя к следующим умозаключениям.

 

Напряженная атмосфера

Коллективный психоз которому, кажется, подвергается вся Россия в настоящее время, в частности после аннексии Крыма, удивляет быстротой с которой выявились произошедшие изменения в общественном мнении ( хотя на самом деле уже некоторое время, видимо, происходило брожение) с тех пор как начался  «украинский кризис» (весьма своебразный эвфемизм, как отметили некоторые наблюдатели). Конечно, те, кто следил за положением дел в России с 1991 года, отмечали явную тенденцию, которая, кажется, сейчас уже необратима, к проявлениям агрессивного национализма,  оголтелого патриотизма.

Об этом свидетельствуют все случайные, неожиданные встречи иностранцев с коренным населением в стране. Таксисты, например, которые раньше были горазды на весьма критические замечания по поводу власти и позволяли себе удивительно резкие высказывания, сейчас уже стремятся любому иностранцу высказать, не в лоб а в бровь, свою ненависть к Западу вообще, и к Америке в частности. Естественно такая реакция характерна для любого человека, который вызывающе привязал Георгиевскую ленту к машине, к лацкану, к сумке или к портфелю.

Разъяснения, данные мыслящими людьми страны, знающими политологами или социологами, например, не перестают удивлять: если 80% жителей страны поддерживают своего президента, это либо потому что они придерживаются такого «тренда» ‑ не расходиться с общим мнением, либо это связано с тем, что они испытывают чувство вернувшегося величия страны. На самом деле налицо консенсус среди подавляющего большинства ‑ 80%, (а может быть и больше?) населения: Россия вернула себе место, которое ей подобает на международной арене, она «встала с колен», ее снова стали бояться другие страны и русские испытывают чувство гордости, что могут бросить вызов пресловутым иностранцам, которые их «ненавидят» и только стремятся «унизить» их родину. Надо сказать, что приводимые аргументы совершенно лишены логики и порой друг другу противоречат. Создается впечатление, что в глубине души собеседник, который сам нарывался на спор, очень хотел бы, чтобы ему доказали противное. Как иначе воспринимать возглас, звучащий на каждом шагу: «Но зато Крым снова наш!» Этот речевой оборот мне лично напоминает прошлое пятидесятилетней давности, когда я стажировалась в Союзе в качестве молодой французской студентки-русистки. Мои советские друзья, представители инакомыслящей интеллигенции, обличители советской действительности, отчаянно пытавшиеся найти хоть какие-нибудь аргументы, оправдывающие строй в котором они жили, в конце концов бросали: «Но зато у нас есть спутники!» Можно, между прочим, обратиться к более дальнему, литературному примеру и процитировать Салтыкова-Щедрина, который писал «правда, что N. ограбил казну, но зато какой патриот![ii]»

 

Бешеная пропаганда

Как обьяснить такое единодушное неприятие Запада, такую дружную апологию национального гения и русской традиции, открывающей «третий путь» России? Государственные теле- и радиоканалы, которые одни вещают на всю территорию Российской федерации, дают одностороннюю, весьма тенденциозную и явно лживую картину происходящего, что среднего слушателя/зрителя вполне устраивает. Все медийные страсти вокруг 9-го мая способствуют воспеванию армии, героизма воинов, жертвоприношения советского народа ради победы против немцев. Часто создается впечатление, что мы вернулись в Советский Союз, но одновременно звучит и хвала русской империи.

На каждом шагу, по любому поводу подчеркивается несовместимость национальных традиций, опирающихся на знаменитую триаду графа Уварова: «Православие, самодержавие и народность» с западными ценностями: «Свобода, равенство, братство[iii]». Вот, пожалуй, наглядный пример: присуждение на конкурсе песни Евровидение2014 г. премии певцу/певице Кончите Вурст из Австрии вызвала в России лавину возмущенных реакций. Владимир Жириновский никого не удивил: выливая ушат помоев в адрес деградирующего Запада, он предсказал его неминуемый и неизбежный конец. Более иррациональным и вполне диким является следующее прозвучавшее мнение: решение жюри на конкурсе является нарочитой провокацией, демонстрирующей всю ненависть, которую питает Европа к России.

В данном контексте в любой речи постоянно звучат слова, неоднократно произносимые с большим пафосом, полностью потерявшие свое истинное значение, служащие исключительно пропаганде. Это касается таких слов, как «фашист», «патриот», «империя», бесконечно повторяющихся.

Этот новый этап в пропагандистской войне весьма успешен, так как ложится на подготовленную почву. Не следует забывать, что в школе история преподаётся по учебнику, который неоднократно переписывался за последние 20 лет. Как далеко ушло то время, когда экзамены по истории были отменены, ибо содержание существующих советских учебников абсолютно не соответствовало тем разоблачениям, которые стали общедоступными во время перестройки конца 1980-х годов. С тех пор, в многочисленных переизданиях учебника Александра Данилова «История России в XX начале XXI в.[iv]» дискурс все более и более приближается к  советской историографии, в частности, в освещении Великой Отечественной войны[v].

К этому следует добавить, что такие популярные писатели, как Злотников, Жуков, Верещагин, Володихин, представители нового литературного жанра, именуемого «Фантастика» пользуются огромным успехом. Их произведения проповедуют имперскую идеологию и в их книгах звучит ностальгия по прошлому, будь это Советский Союз или царская Россия[vi].

Добавим, что последние успехи президента России на международной арене (война в Сирии, убежище, предоставленное Эдварду Сноудену) на фоне «явно немощной» Европы и «слабосильной» Америки, морально поддерживают рядового российского гражданина в чувстве возвращенной национальной гордости.

 

Народ VS интеллигенция

Тем не менее, раздаются отдельные голоса. Их, правда, немного, но благодаря этому они как-то отчетливее звучат. Ведь интеллигенция не успела еще совсем исчезнуть в России. Она тоже является частью русской традиции. Александр Блок, великий русский поэт, умерший от голода в Петрограде в1921 г., посвятил ей известное произведение. Не так давно, в декабре1993 г., узнав об успехе Жириновского и его партии ЛДПР на первых выборах в новоиспеченную Думу, Юрий Карякин, известный исследователь Достоевского, пылкий оратор и обличитель советского строя в 1980-е годы, воскликнул «Россия ты сдурела!». В2006 г. в книге «День опричника» Владимир Сорокин написал злую сатиру на имперскую фантастику, которую мы упомянули выше. Высмеивая набившее оскомину тысячекратное употребление слова «патриот», не лезущая за словом в карман представительница русской интеллигенции отмечает, что в «Словаре языка Пушкина» это слово упоминается всего лишь СЕМЬ раз! А данный словарь насчитывает аж 4 тома!

Пытаясь противостоять этому водовороту шовинистского патриотизма, 90 деятелей науки и культуры опубликовали 13-го марта2014 г. в «Новой газете» открытое письмо против военных действий России в Украине. Представители российской интеллигенции выступали в нем «против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма». На самом деле, несмотря на все нависшие реальные угрозы, свобода слова еще не окончательно отменена в России. Существуют оппозиционные газеты, как та же самая «Новая Газета» или «Новое Время», радио «Эхо Москвы» продолжает вещать, даже телеканал «Дождь», который одно время был снят с эфира, снова можно смотреть (по крайней мере в конце мая2014 г.). Как всегда в России ходят самые невероятные и противоречивые слухи, будто сам Путин велел восстановить «Дождь», который пострадал от рвения перестаравшегося сервера... Чаще всего такие запретительные меры являются непосредственно результатом «народных акций» или действий представителей населения в лице депутатов Думы.

Что ни день, предлагаются новые законопроекты, цель которых – прямое восстановление цензуры и карательного режима. Проект «культурной политики», поддерживаемый ненавистным интеллигенции министром культуры, опубликованный в «Известиях»[vii], наглядный этому пример. В нем снова утверждается безукоснительная несовместимость западных и русских ценностей. Мир снова делится на противные лагеря; западная терпимость (так и хочется добавить, как в доброе старое время: «так называемая» ) не имеет ничего общего с «традиционной» русской терпимостью. В своих комментариях к культурной политике, за которую он ратует, «придворный» художник (их несколько, заслуживающих это звание: Илья Глазунов, Церетели, Андрей Шишкин, в частности) Сергей Андрияка уточняет :«У нашей страны нет будущего, если мы не будем апеллировать к традиционным ценностям, <...> Традиция — это семья и наше богатейшее культурное наследие».

«На [слегка провокационный -  В.Ж.] вопрос «Известий» о том, является ли Казимир Малевич частью русской культуры, народный художник РФ ответил отрицательно. 

— Малевич повесил на месте иконы «Черный квадрат» как замену нашему культурному наследию. Это никакая не культурная ценность, а призыв к пустоте, — считает Сергей Андрияка.»

Следует, пожалуй, сказать несколько слов об этом художнике. Сергей Андрияка очень известный в России художник-акварелист. Несколько лет тому назад РЖД ему оказали грандиозную рекламу. В Сапсане на трассе Москва-Санкт-Петербург во всех вагонах, на всех сидениях, столиках, окнах были разложены великолепно оформленные глянцевые цветные флайеры, рекламирующие его школу акварели под Москвой. А в Петербурге, в тамошнем Манеже, была его гигантская выставка. Выставлены были тысячи акварелей всех форматов и на все возможные темы: представлена была, кажется, вся флора планеты, изображена вся живность вселенной, а также дикие звери, не говоря о всяческих портретах и, конечно пейзажах на всех пяти континентах. Поразительно! Будучи великолепным ремесленником, Сергей Андрияка лишен оригинальности и, увы, склонен к безыскусному китчу, который, кстати сказать, тоже свойствен русской традиции. Но что страшнее, он абсолютно лишен художественной культуры. Можно было бы ему посоветовать приобрести великолепный каталог выставки, состоявшейся в Италии, в Вероне, в2000 г. Называлась она: «Казимир Малевич и священные русские иконы. Авангард и традиция». Публичные высказывания Андрияки в «Известиях» страшны. Он явно приверженец тех «духовных и культурных скреп», которые проповедует Путин. В устах художника, такие высказывания внушают беспокойство, а, главное, удручают. Может быть, скоро будет в Москве выставка дегенеративного искусства?

Ведь наряду с этим развертывается злостная кампания, направленная против всех «внутренних врагов», интеллигенции в целом, некой «пятой колонны», готовящей заговор против существующего строя, подрывающей основы традиционного русского общества, тем, в частности, что защищает права подозрительных меньшинств, типа Pussy Riot или гомосексуалистов.

Огромные демонстрации конца2011 г. с «белыми лентами», которые очень скоро запретили (в отличие от «Георгиевских») напугали власть. Такие демонстрации вряд ли повторятся, учитывая все принятые запретительные меры и общее настроение. Писательница Людмила Улицкая недавно выступила против злостной обличительной кампании, направленной против интеллигенции в целом.

Создается впечатление, увы, что Россия идет не вперед, а назад.

Так хотелось бы, чтобы Россия, раз ей не терпится обращаться к своему прошлому, вспомнила и освоила традиции гуманизма и терпимости некоторых русских ХIX века, как, например, Николай Тургенев. Он отрицал «узкий патриотизм», цитировал писателя Фенелона: « <...> я больше люблю человеческий род, чем мою родину[viii]» и считал его слова верными, правдивыми и великолепными.

 

Вероника Жобер. Париж. Май-июнь 2014 г.

 

Авторский перевод (28/08/2014)

Оригинал на французском: http://www.contreligne.eu/2014/06/back-in-the-ussr-ou-retour-a-lempire-russe/



[i] См.Véronique Jobert, La fin de l’URSS et la crise d’identité russe, PUPS, 1993.

[ii] М.Е. Салтыков-Щедрин. Сила событий.1870.

[iii] См. блестящую статью писательницы Татьяны Толстой «Триада».

[iv]Александр Данилов, История России в XXначале ХХI века. M., Просвещение, 2011

[v] См. Olga Konkka, « La recherche d’un modèle de présentation de l’histoire soviétique dans les manuels scolaires des années 1990-2000 ». La Revue russe, 42, 2014.

[vi] См. статью: «Герой на службе народу в постсоветской Фантастике». Viktorija Lajoye, « Le héros au service du peuple dans la Fantastika postsoviétique. » La Revue russe, 42, 2014.

[vii] http://izvestia.ru/news/569016#ixzz2z7xMRJqy

[viii] См. Elena Gretchanaia, « Je vous parlerai la langue de l’Europe… » (La francophonie en Russie (XVIII-ème-XIX-ème siècles)PIE Peter Lang, Bruxelles, 2012, p.21.

**

 

См. этого же автора или о ней на Когита.ру:

= «Когда жизнь так дешево стоит…»

= Писатели и интеллектуалы Франции и России: прогулки по архивам ХХ века

= Семейная сага в письмах

 (Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)