01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Семь поколений российских социологов и их (поколений) доминантные функции

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Семь поколений российских социологов и их (поколений) доминантные функции

Семь поколений российских социологов и их (поколений) доминантные функции

Автор: Б. Докторов — Дата создания: 29.09.2015 — Последние изменение: 29.09.2015
Участники: А. Алексеев
Наш постоянный автор, петербуржец и калифорниец Борис Докторов является создателем оригинальной науковедческой концепции, о которой нам, на Когита.ру, не однажды доводилось рассказывать. В данной статье социолога и историка социологии находим существенное прибавление к этой концепции. А. Алексеев..

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- Советская / российская социология: «Большой портрет»

- Историко-биографические поиски и открытия Бориса Докторова

- «Докторов совершенно верно связывает проблему свободы общественного мнения в России с именем А.С. Пушкина…»

- Борис Докторов – социолог и историк: небеспристрастный взгляд

 

Б.З. Докторов

К ОБОСНОВАНИЮ ПОКОЛЕНЧЕСКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Материалы к Международной междисциплинарной научной конференции «Калейдоскоп времени: ускорение, инверсия, нелинейность, многообразие». Саратов, 25-26 сентября 2015 года.

Благодарю профессора Саратовского государственного университета Валентину Ярскую-Смирнову за приглашение на конференцию и Надежду Нартову (НИУ ВШЭ – СПб) за презентацию данного текста на этой конференции.

 

На протяжении 11 лет автор настоящей статьи изучает становление и развитие современной российской социологии. Основные принципы этого исследования, его важнейшие методологические положения и ряд полученных результатов изложены в серии статей и книгах. Эмпирической базой излагаемых историко-социологических и общенауковедческих построений является массив интервью с российскими социологами, проводимых автором по электронной почте, начиная с 2004 года. На конец сентября текущего года было проведено 132 интервью, большинство из которых опубликовано в петербургском журнале «Телескоп», московском «Социологическом журнале» и размещено на многих специализированных сайтах. Кроме того все проведенные интервью в интерактивном режиме включаются в онлайновую книгу «Биографические интервью с коллегами-социологами» [1]. В настоящее время завершается основная часть этапа сбора информации и ее общего описания и, таким образом, актуализируется задача определения направленности ее дальнейшего анализа. И одним из наиболее сложных моментов является методология перехода от биографических интервью с социологами к истории социологии.

Проблема заключается в различии природы базовой эмпирической информации и выводов финального характера. Биографические интервью относятся к индивиду и раскрывают процесс его личностной и профессиональной социализации, вся совокупность этого рода информации описывает жизнь и деятельность социологического сообщества. Но финальные выводы должны распространяться на науку, характеризовать ее становление и развитие. Представляется, что не существует непосредственного перехода от данных личносто-индивидуального свойства к историко-науковедческим. Необходим инструмент перехода, некая промежуточная платформа. Предлагаемый нами подход основывается на убежденности в том, что наука создается поколениями ученых, в которых каждый в зависимости от таланта, работоспособности, набора ценностей и прочих индивидуально-личностных атрибутов занимает собственное место, играет собственную роль. Таким образом,  вырисовывается следующая трехступенчатая аналитическая конструкция: 1. Проведение глубинных неформальных биографических интервью с социологами; 2. Объединение социологов в поколенческие группы; 3. Представление истории социологии как процесса формирования, развития и смены поколений.

Безусловно, было бы хорошо, если бы такой или несколько иной, подход к исследованию истории послевоенной российской социологии обнаруживался в 2004 году, когда все начиналось. В этом случае его можно было бы довести до программы исследования, учесть в технологии и организации сбора данных, руководствоваться им при первичном анализе содержания интервью. Однако, тогда ничего подобного или близкого не просматривалось. Первым шагом исследования было проведение интервью, цель которых заключалась в создание серии «портретов» социологов, изучавших общественное мнение в СССР и постперестроечной России. Но сама работа постепенно превратила задуманное в то, что сейчас сделано.

Указанные три ступени, или шага, составляют каркас того, что я сейчас называю поколенческо-функциональным анализом истории советской и пост-советской социологии. В течении почти 11 лет я называл объектом своего исследования советскую / российскую социологию, но в последнее время ухожу от такой практики и говорю о советской и постсоветской социологии. Во-первых, в таком названии точнее отражена суть того, что произошло с нашей социологией, во вторых, – в нем, что очень важно, заложена, присутствует процессуальность. Согласно моей концепции генезиса послевоенной советской социологии, она не является продолжением дореволюционной русской и ранней советской социологии (20-е - 30-е годы). Она – акт второго рождения социологии в СССР в условиях политической оттепели. В нашем интервью это положение ярко и точно обозначил Андрей Григорьевич Здравомыслов; по его мнению, на социологов первого поколения большее влияние оказал Булат Окуджава, чем Питирим Сорокин. И после перестройки советская социология не вернулась к российской, а постепенно трансформировалась в постсоветскую.

Теперь – кратко о том, что я называю поколенческо-функциональным анализом, и раскрою его темпоральную сущность.

В 2007 году я начал постепенно вводить в мои аналитические и собственно биографические тексты понятие «поколение социологов». Поначалу я намеренно не писал специальных методологических статей на эту тему, чтобы не разгоралось споров, к тому же не было уверенности в том, что это изобретение работает. Некоторые соображения по поводу поколений социологов я обсуждал с А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым, а также рядом других коллег, но не более того. Скорее всего впервые концепция поколений была изложена в статьях 2007 года о Г.В. Старовойтовой и В.Б. Голофасте. Они оба – представители третьего поколения, ленинградцы / петербуржцы, мы были лично знакомы, и в целом – это хорошо знакомая мне среда. Тогда я впервые ощутил новые возможности в анализе жизненной траектории социолога, можно было не ограничиваться личностным, узко понимаемым биографическим анализом, но войти в широкое поколенческое пространство.  

Пока не существует «канонического» названия поколений, но приводимая ниже Таблица 1 дает представление о сделанном.

 

Таблица 1. Поколенческая стратификация современного российского социологического сообщества

 

Поколение

Годы рождения

Название поколения

Первое

1923–1934*

«Шестидесятники» (1-я волна)

Второе

1920-е–1934*

«Шестидесятники» (2-я волна)

Третье

1935–1946

Военное

Четвертое

1947–1958

Первое послевоенное

Пятое

1959–1970

Постоттепельное

Шестое

1971–1982

Предперестроечное

Седьмое

1983–1994

Дети перестройки       

* Тот факт, что годы рождения социологов I и II поколений заключены в одном временном интервале, в рамках разрабатываемой концепции называется: «один возраст – два поколения».

 

 Исходно понятие «поколение социологов» вводилось лишь как метод, инструмент сжатия и упорядочения возраставшего числа интервью и увеличивавшегося объема биографической информации, но потом это понятие стало жить своей собственной жизнью, оно дало мне много больше, чем, я связывал с ним на момент его рождения. Оно помогает в планирования выборки, при сопоставительном анализе биографий социологов и т.д. Я стал думать в терминах поколений, начал видеть историю нашей науки как смену поколений.

Чем это объясняется? Отчасти – следованию логике и технике шкалирования, в определенной мере – удачной «настройкой» шкалы, рядом других пифагорейских (нумерических) и содержательных обстоятельств. Но все они – это следствие философии, лежащей в основании проведенного шкалирования, которая задается эйнштейновским критерием «внутреннего совершенства». Суть – в отсутствие ad hoc допущений относительно границ интервалов рождения представителей каждого (кроме второго) поколения. После всестороннего анализа различных, казавшихся весьма оправданными гипотез, было решено – все поколения одной продолжительности.

По мнению Эйнштейна, высокий уровень «внутреннего совершенства» теории, (модели) – во многом предопределяет ее «внешнее оправдание», т.е. интерпретируемость. При строении шкалы поколений, не ставилась задача ее «подгонки», сопряжения с теми или иными макро событиями. Она сама вписалась в них.

Однако в последние пару лет стала ощущаться недостаточность интерпретации половозрастных когорт российских социологов лишь в логике макрособытий, определяющих облик и дух поколения: война, оттепель, застой, перестройка. Дело в том, что такая стратификация не передает того факта, что в рамках проекта она распространяется не на население страны в целом, а на конкретное профессиональное сообщество – на социологов. Так возникла идея поиска доминантной функции поколения, т.е. главной роли, выполняющей конкретным поколением социологов; функция поколения – это одновременно поиск ответов всего социологического сообщества на новые социальные вызовы, запросы и решение новых проблем методологического и инструментального характера, возникших внутри науки. Условно можно сказать, что ответы на первую группу задач востребованы обществом, тогда как удовлетворение второго типа требований ожидаемо самими социологами.

В настоящее время набор доминантные функций поколений может быть представлен следующим образом (Таблица 2).

 

Таблица 2. Доминантные функции семи поколений современной российской социологии

 

Поколение

Годы рождения

Доминантная функция

Первое

1923–1934*

Конституирование социологии как самостоятельной науки

Второе

1920-е–1934*

Расширение предметного поля исследований

Третье

1935–1946

Развитие эмпирических методов

Четвертое

1947–1958

Сохранение достигнутого, испытание нового

Пятое

1959–1970

Обогащение парадигматики и методологии

Шестое

1971–1982

Определение характера постсоветской российской социологии

Седьмое

1983–1994

Вхождение в глобальное социологическое сообщество

* Тот факт, что годы рождения социологов I и II поколений заключены в одном временном интервале, в рамках разрабатываемой концепции называется: «один возраст – два поколения».

 

Проиллюстрирую сказанное примером. Время показало, что первое поколение социологов активно искало темы теоретико-эмпирических исследований (труд, образование, молодежь, деятельность СМИ, общественное мнение, свободное время и т.д.), большое внимание уделяло освоению эмпирических методов (прежде всего, анкетирование, измерение бюджетов времени, математические приемы анализа), многое делало для перевода на русский язык западной литературы и пыталось внести в марксистскую методологию новые достижения американских и западных социологов, через участие в Международных конгрессах социологов и форумов иного рода, путем организации сравнительных социологических исследований, способствовало узнаванию достижений отечественной науки за рубежом. Но все же главная функцией первопроходцев заключалась в отстаивании самостоятельности социологии как науки. Можно сказать, что события 80-90-х возложили на них главную ответственность за становление характера постсоветской социологии.

Поиск названий поколений и функций поколений будет продолжен, хотя здесь вообще проблематично говорить об одном «имени», мы имеем дело с очень сложными, многомерными и динамичными образованием. Поколения имеют продолжительность в 12 лет, и – ясно – младшие отличны от старших; особенно это заметно в период, когда младшие входят в науку. В старших обнаруживается множество черт предыдущей генерации, в младших – следующей. Аналогичное относится и к функциям. Эти функции определяются всем развитием социологии и в явном или стертом виде они наблюдаются, в деятельности если не всех поколений, то, по крайней мере соседних, но доминантными оно – скорее всего – являются для одного поколения. Новые доминантные функции выкристаллизовываются, обозначаются, становятся весомыми лишь к середине периода активной деятельности нового поколения. Поэтому они скорее обнаруживаются в интервью с социологами, представляющими младшие страты каждого поколения, нежели с беседах со старшими.

Для раскрытия сути поколенческо-функционального анализа принципиально отметить, что два наших ключевых образования»: поколение и функция поколения – это субстанции, развивающиеся в разных временных пространствах. Поколение – это профессионально-возрастной срез населения, оно несет в себе следы времени рождения, социализации и т.д.. Оно существует во внешнем, общем для всех социальном времени. Функция поколения – это производная от состояния науки, которая – естественно – не свободна от внешнего времени, но в известном плане независима от него, имеет свои собственные, внутренние законы развития. Функция поколения развивается во внутреннем, внутринаучном времени.

Таким образом, поколенческо-функциональный анализ истории советской и пост-советской социологии – двухтемпорален, это изучение нашего прошлого-настоящего и будущего во внешнем и внутреннем временах.

 

  1. Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 4-е дополненное издание [электронный ресурс] / Ред.-конс. А.Н. Алексеев. Ред. электр. издания Е.И. Григорьева. М.: ЦСПиМ, 2014 http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=385 
comments powered by Disqus