01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Левиафана не переделать. Но летопись вести надо. Это условное письмо – страничка в историю» (Юрий Линник)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / «Левиафана не переделать. Но летопись вести надо. Это условное письмо – страничка в историю» (Юрий Линник)

«Левиафана не переделать. Но летопись вести надо. Это условное письмо – страничка в историю» (Юрий Линник)

Автор: Ю. Линник — Дата создания: 22.10.2013 — Последние изменение: 29.10.2013
Участники: А. Алексеев
Автора этого документа мы не раз публиковали на Когита.ру. Чем делали честь себе всяко больше, чем ему. Здесь – текст письма творца и хранителя культуры чиновнику от культуры. От Юрия Линника – Ирине Ивановой (Петрозаводск). А также - эссе Ю. Линника «Aurum» (2013).

 

 

См. ранее на Когита.ру (2012-2013):

Юрий Линник отвечает на вопросы Юрия Савватеева

Лорд Актон. Отто фон Бисмарк. Ян Тухольский (политико-философские эссе Юрия Линника)

Юрий Линник. Трактат о диалоге

Вечное возвращение (венок сонетов Юрия Линника)

А Вы бывали в «Монрепо»?

Ю. Линник. Ксения Петербургская

 

Первоисточник: ПЕРГАМ. Альманах Юрия Линника. Петрозаводск: Полимусейон, 2013

 

К ИСТОРИИ ПОЛИМУСЕЙОНА

Только сейчас осознал: моя коллекция началась ровно 50 лет назад.

Очарованный Чюрлёнисом, я поехал в Каунас – хотел  увидеть оригиналы гения.

В музее был выходной лень.

Но меня пустили!

Другие были времена – доверительные, простые.

В музее я увидел еще и сказочные картины Казиса Шимониса.

Спросил о нем.

Оказалось, классик литовского символизма жив – я пошел к нему в гости.

Патриарх был настолько ошарашен визитом русского малчишки, что подарил мне три изумительные работы.

Это начало.

Потом - 1975 г.

Юбилеи конгениальных М.К. Чюрлёниса и  А.Н. Скрябина.

Конференции в Казани и Вильнюсе открыли мне «Амаравеллу»- группу русских художников-космистов, активно работавших в 20-е годы XX века. Попал под ее гипноз. За десять лет сложились фонды Музея космического искусства им. Н.К. Рериха. Но тогда не могло быть и речи о создании музея Это ведь идеализм в живописи.

Просвет открыла перестройка.

Мне собирались отдать оба здания Э. Сааринена в Сортавале.

Вот документы.

Пустое!

Недавно одна особа пролетела над мысом Туруниеми – и повелительно решила: здесь будет конюшня

Вот так: конюшня вместо музея.

Я влюблен в Русский Север

В 2003 г. познакомился с творчеством Ю.С. Ушакова – выдающегося знатока народного зодчества.  Это художник билибинского уровня. У меня сосредоточились лучшие его работы. Много ценнейшей графики добавил А.Б. Бодэ. Еще в юности собрал коллекцию прялок и вышивок.

Так сложился Музей Русского Севера.

Около ста моих книг оформила  великая Тамара Юфа. Это особый – пока малоизвестный период в ее творчестве. Вот еще один музей.

Судьба подарила мне дружбу с Франциско Инфантэ. Мировое имя! Располагаю бесценной коллекцией его работ.

Я специалист по биодизайну. Друзья-натуралисты привезли мне много редчайших бабочек и раковин из разных стран мира. Феерия! Музей эстетики природы стал бы радостью для детей.

Всего пять коллекций – пять музеев. ПОЛИМУСЕЙОН.

Поверьте: это настоящее чудо. Увы, оно недоступно людям.

Не сосчитать моих попыток осуществить проект в Карелии.

Очень косная республика.

А где лучше?

Больно на старости лет наблюдать за деградацией отечества.

Решил издать брошюрку по истории Полмусейона..

Вот страницы оттуда.

  

ЗАММИНИСТРА

 

Уважаемая Ирина Гавриловна!

Должен Вас огорчить: я – жив.

Более того: продолжаю творчески работать, постоянно обращаясь к своей прекраснейшей библиотеке.

Говорю об этом  по той причине, что всё никак не могу избыть и забыть шоковое состояние, пережитое мной более семи лет назад, когда вы пальнули мне в лоб своим предложением: взять да и подарить Левиафану своё книжное собрание.

Вы сказали так: подарите нам.

Кто вы такие?

Чем я вам обязан?

Почему должен делать такой роскошный подарок?

Напомню обстоятельства.

 – У меня были материальные трудности: надо было срочно отдать долг за картины Ю.С. Ушакова дочери только что умершего друга – я находился в отчаянном положении; вот и попросил Министерство культуры РК помочь в форме покупки моих изданий на весьма скромную сумму.

 – Параллельно известная Вам Наталья Ивановна Вавилова проявила благородное беспокойство в связи с тем, что я вынашивал план переезда – вместе со своим Музеем, для которого не нашлось места в России – в Германию; она и организовала встречу в МК, о которой я вспоминаю с неприятным чувством.

Как началось наше общение?

Не с обсуждения моих частных проблем – и не с вопроса о судьбе Музея.

Нет, Вы сразу повернули разговор в угодное Вам русло, что было для меня абсолютной неожиданностью.

Назвать ваше предложение бестактным?

Это слабовато.

Использовать эпитет наглый?

Думается, что он чрезмерен – но всё же ближе к истине.

Уж не посетуйте, но скорее тут надо констатировать – как бы помягче выразиться? – очевидную  неумность.

И уж наверняка – дурную воспитанность.

Как же можно было подняться  при таких данных до поста замминистра культуры?

Досадно и больно за свою страну, где подобные аберрации – в порядке вещей.

Предположим, что я положительно отвечаю на вашу идею  – и жертвую тем,  что для меня важнее  воздуха.

Как жить после этого?

Впадаю в риторику для того, чтобы Вы попытались осознать, сколь несуразной – и болезненной для меня – является ваша незрелая идея.

Что я задолжал Левиафану?

Что доброго вы сделали для меня?

Вы – анонимно, и Вы – лично.

Будучи много лет директором Национальной библиотеки, Вы провели хотя бы один мой творческий вечер?

Организовали выставку моих книг?

Издали мою библиографию?

Ничего этого не было!

Принято у нас к юбилеям поэтов издавать однотомнички.

Минуло мне пятьдесят – потом шестьдесят лет. На носу семьдесят. А итоговой книжки так и нет. Да и Бог с этим! Но только соразмеряйте то, что даёте, с тем, что просите.

Замечу: я формирую и музей, и библиотеку для людей – но не для вас.  Сам принцип собирания и комплектования отражает идею некоего общественного культурного центра. Моё дело давно вышло за черту частных интересов – оно альтруистично в своей основе.

Много интересного найдено за прошедшие с момента нашей встречи годы.

Вот все прижизненные издания  Николая Клюева.

Вот ранний Михаил Пришвин с автографами.

Вот уникальные книги по Русского Северу – в Петрозаводске они есть только у меня.

Условия хранения и картин, и книг ужасающие.

Положение безвыходное.

Я родился в Сороке – Белое море ощущаю как родное: поэтому в завещании главное отписал Архангельску. Если сберегу. Может так случиться, что жизнь вынудит распродавать – разбазаривать – собранное.

Так не хочется делать это!

Власть, которую вы достойно и адекватно представляете, не отличается глубиной интеллекта – ей присуща фатальная недальновидность; она не умеет –  и не хочет –  строить подлинную культуру.

Ваши золотые посулы!

Где двухуровневая квартира, приспособленная для показа картин людям?

Где организация выставок?

Начали каталогизировать мою коллекцию – для регистрации её в Музейном фонде. Но даже и это небольшое дело без всяких объяснений  забросили.

Зачем обманывали меня?

У  вас имеется – уж простите за правду – некоторый дефицит и стыда, и совести. Бросаете безответственные обещания – и не понимаете, как это может отразиться на судьбе человека.

В чудесном немецком городке Мух мне предлагали современное здание для Музея.

Гарантировали достойную жизнь.

Я поверил вам!

Моя старенькая мать – ей оставался год жизни – тоже поверила: готова была стронуться с места.

Удивительная возможность упущена: немецкие друзья уже покинули сей мир. Да и какой переезд в мои годы? С возрастом корни крепнут – это чувствую всем нутром. Без России сгину.

Что теперь?

После разгрома КГПА я лишился нормальной работы.

Мыкаюсь.

Нищета усугубляется (и это на фоне бесценных духовных накоплений – я не рассматриваю их как свою собственность)

Подрабатываю в разных местах.

Живу на износ – силы уходят – годы берут своё.

Только недавно трезво осознал: Полимусейону  не быть никогда.

Моя невостребованность в Карелии очевидна. Нелепо на это обижаться –  Левиафана не переделать. Многим гораздо хуже, чем мне – так что нечего плакаться.

Но летопись вести надо.

Это условное письмо – страничка в историю.

Не вырвать – не затушевать.

Сделать нарицательным имя хотя бы одного чиновника от культуры – это благое дело. Хочу вложить в решение сей задачи свой литературный опыт.

Юрий Линник

21-26.09.2013  

 

Примечание от Ю. Линника.

Ирина Гавриловна Иванова – замминистра культуры республики Карелия при министре Галине Тойвовне Брун. Обе мне кажутся неподходящими для своих должностей.

 

Примечание от А. Алексеева

Юрий Владимирович Линник – поэт, философ, культуролог, натуралист, коллекционер, чем далеко не исчерпывается круг его занятий и интересов. Доктор философских наук, профессор Карельского педагогического университета, заслуженный деятель науки РФ.

**

 

Ниже – одно из свеженаписанных эссе Юрия Линника – «AURUM»

 

Юрий ЛИННИК

AURUM

ЗОЛОТЫЕ МЫСЛИ

 

1. В Петрозаводске прошла конференция "Золото Фенноскандинавского щита". Были недоумевающие: это в наших-то гранитах? Ладно – Колыма: прииски – блёстки в речном песке – а то и крупные самородки.

Но вот два факта:

 –  первое золото в России было добыто возле Надвоиц в 1744 г.;

 – Выгореция чеканила собственную золотую монету – из местного золота.

Заболеть бы нам золотой лихорадкой!

Может, иначе и не победить нынешнюю летаргию.

2. Публий Корнелий Тацит сочувственно писал о северных народах: «в золоте боги им отказали».

Почему же тогда скандинавская мифология является самой златообильной? Норманнам была ведома идея золотого века. Но с нею они связывали не только пору благоденствия – нет, это были более широкие представления: золото мыслилось как субстанция – то есть первоэлемент, первостихия.

Весь мир был построен из золота! Его деградация тогда – как скатывание вниз по таблице Д.И. Менделеева: от 79 Au к 26 Feиз века золотого в век железный.

Меч Тора – золотой!

Волосы его супруги Сиф – золотые! Не только по цвету – натурально золотые.

Как это возможно?

Случилось так, что злой завистник Локи остриг Сиф наголо – и этим вызвал бурную ярость  Тора.

Пришлось возместить утраченное: братья Ивальди – из племени гномов – выковали золотые волосы. Миф повествует: «длинные и густые, они были тоньше паутины».

Ведь как точно тут сказано о тягучести золота! Это поразительно: из одного его грамма  можно вытянуть нить длиной 3,5 км и толщиной 0,00014 мм!

Каков генезис золота?

Это застывшие слёзы прекрасной Фрейи.

Как идёт ей золотое ожерелье Брисингамен!

Кстати, его выковали тоже гномы – обитатели земных недр, рудознатцы от рождения. Дефицита в золоте эти нордические персонажи не знали.

3. Золото не окисляется.

Свинец – пожалуйста: его оксид нам известен как сурик.

Золото не образует оксидов!

Золото не поддаётся коррозии!

Золото кажется неподвластным року энтропии!

Потому искони оно считается символом нетления – ассоциируется с чем-то вечным, постоянным, непреходящим.

Золотые погребальные маски: это не просто память об усопших – это ещё и как бы некий знак того, что мечта о бессмертии имеет под собой онтологические основания.

4. Золотые руки!

Золотое сердце!

Золотой человек!

Это aurum-антропология.

Золотой сон!

Золотая осень!

Золотое сечение! Это aurum-эстетика.

         Андрей Белый писал:

Наши души – зеркала,

Отражающие золото.

Евгеника начинается задолго до появления жизни.

Благородные металлы!

Поэтично звучит. И философично: язык указует на ценностную иерархию бытия.

         Среди символов культуры золото занимает наиважнейшее место.

5. Sol: этот корень  узнаётся и в Солнце, и в золоте.

Солнце – золотое. Золото – солнечное.

Прекрасная амбивалентность!

Гнозис полагает: aurum – это эманации Солнца, уловленные Землёй.

Увы, к происхождению золота Гелиос не имеет никакого отношения. Хотя в 1942 г. в солнечном спектре были выявлены линии золота, но нет никаких сомнений в том, что оно – заёмное.

Где находится колыбель тяжелых элементов?

Первым её начал искать Георгий Антонович Гамов.

Это молодая горячая Вселеная?

Однако  дело там доходит разве что до лития.

Через миллиарды лет после Большого Взрыва вспыхнут сверхновые.

Не они ли лоно золота? Гипотеза держалась долго. Но теперь стало ясно: нуклеосинтез в них не идёт дальше никеля.

Где же зачинается золото?

В столкновениях нейтронных звёзд!

Лишь при огромных энергиях, генерируемых в этих катастрофах, возможна та самая трансмутация, которую героически силилась осуществить пусть бесконечно наивная, но в главном очень и очень прозорливая алхимия: неблагородное превращается в благородное – ядра железа набиваются нейтронами, круто поднимаясь вверх по спиральной лестнице периодического закона. И оборачиваются золотом!

Вот  она, ступень aurum!

Это только транзит: процесс идёт дальше – вплоть до урана.

Предсказанные теоретически В. Бааде и Ф. Цвикки, нейтронные звёзды были обнаружены Д. Белл и Э. Хьюишем в 1967 г.

Открытие несколько месяцев держалось в секрете,

Это можно понять: ведь речь идёт о первом пульсаре PSR J1921+2153 – его ритмика наводила на мысль о искусственном сигнале. Отсюда начальное название: LGM-1 –  от Little Green Men — маленькие зелёные человечки.

Как они похожи на скандинавских гномов – добытчиков золота!

Аurum и впрямь софиен.

Гегель сказал бы: Мировой Разум здесь  достигает максимума красоты и совершенства.

 

СОНЕТ О ЗОЛОТЕ

 

Всё всуе! Всё напрасно! Всё впустую!

Ты войны вёл? Ты строил города?

Я  против энтропии протестую:

Колоссы  исчезают без следа –

 

Твердыни будут стёрты  подчистую!

Но патина вовеки – никогда –

Не тронет эту маску золотую!

Нас полонили – алчность и вражда.

 

Но словно луч, ниспосланный  оттуда,

Где  дух не знает пагубы и тленья,

Где ржави нет – сей просиял металл.

 

И что ж наш мир? Увы, не понял чуда –

И дар небес, достойный изумленья,

На выгоду бездарно променял.