01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Юрий Линник отвечает на вопросы Юрия Савватеева

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Юрий Линник отвечает на вопросы Юрия Савватеева

Юрий Линник отвечает на вопросы Юрия Савватеева

Автор: Андрей Николаевич Алексеев Дата создания: 05.11.2012 — Последние изменение: 12.11.2012
Ю.В. Линник – поэт, философ, культуролог, натуралист, коллекционер, чем далеко не исчерпывается круг его занятий и интересов. Доктор философских наук, профессор Карельского педагогического университета, заслуженный деятель науки РФ. На снимке он – слева, справа – историк Ю.А. Савватеев, главный научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского НЦ РАН.

 

Сейчас затрудняюсь сказать, 10 или 15 лет нашей дружбе с Юрием Владимировичем Линником, хоть заочно мы были знакомы и раньше. Этой дружбой я горд. Вот уже лет 10 собираю книги на титуле которых стоит его имя (обычно это тоненькие брошюрки-альманахи, со стихами, философскими и культурологическими эссе, издаваемые им сами).

Только что Ю.В. прислал мне свое последнее эссе, в «жанре» ответов на вопросы коллеги и друга. Я с радостью приуготовил его к опубликованию на Когита.ру, но оказалось, что эссе уже размещено (в сентябре 2012 года) в петрозаводском интернет-журнале «Лицей»

Что ж, это тот случай, когда и копи-паст уместен.

Конечно, стоило бы рассказать о Юрии Владимировиче подробнее, пояснить некоторые не расшифрованные им замечания и попутные упоминания. Но отложу это до другого раза. А пока – только АВТОПОРТРЕТ, каковым является в принципе всякое произведение автора, тем более – рассказ о себе (причем вовсе не автобиография, а, если угодно, автоконцепция жизни).

Рекомендую обратить внимание на читательские отклики в «Лицее». Например:

«Какая замечательная беседа двух мудрецов! Чтобы получать такие ответы и вопросы задавать надо умело. Давно не получал такого удовольствия…» Их я здесь уже не воспроизвожу, благо в интернете доступны.

Интернет-журнал опубликовал диалог Ю. В. Линника и Ю.А. Савватева под броским названием: «Чем я занимаюсь? Ускоряю Вселенную!», предпослав ему следующее введение:

 

«Доктор исторических наук Юрий Савватеев  предложил доктору философских наук, поэту Юрию Линнику ответить на четыре анкеты, желая, по его словам, «заглянуть внутрь Линника».

 Юрий Савватеев  и раньше слышал о Юрии Линнике как о преподавателе, философе и поэте. Но когда несколько лет назад познакомился с ним поближе, был потрясен  масштабом личности этого человека.

- Как возникли мои вопросы? – спрашивает Юрий Александрович Савватеев. –  Спонтанно. Возникло желание заглянуть внутрь Линника, чтобы лучше узнать, а главное понять эту незаурядную личность. В нем многое привлекает: необычайно широкий кругозор интересов, трудолюбие, открытость, бескорыстие, интерес к истории Карелии и Русского Севера, отношение к природе, книгам  и многому другому. Это оригинальный поэт, писатель, коллекционер. Деятель культуры, образования, науки  – словом, мыслитель, энтузиаст и подвижник. Ответы доставили мне истинную радость. Они содержательны, откровенны, наводят на размышления. Это первый шаг к  более полной автобиографии «Я –  Линник». Мы все в долгу перед ним. Далеко не в полную силу мы используем его наработки, творческий потенциал для развития Карелии и России. Стыдно, что изданием и распространением своих творений ему приходится заниматься самому.  Пора приступить  к изданию избранных произведений Юрия Линника в 10 томах. В каждой библиотеке  должен быть  уголок  Линника. Чаще должны проходить  творческие встречи с ним в библиотеках, Национальном музее, архиве, в общественных организациях. Кстати, он совсем не избалован наградами. Это упущение тоже можно наверстать».

 

Ниже – текст, присланный мне Юрием Владимировичем. Он совпадает с первопубликацией в петрозаводском «Лицее».

Андрей Алексеев, социолог. 5.11.2012

 

ЧЕТЫРЕ АНКЕТЫ ЮРИЯ САВВАТЕЕВА ДЛЯ ЮРИЯ ЛИННИКА

 

I. ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ

 – Знакомо ли Вам счастье «без причины»? Как Вы его себе представляете?

Беспричинное счастье?

Радость без внешнего повода?

Самодовлеющий восторг бытия?

Это даётся в прекрасных мгновениях – это нельзя удержать надолго. Такова природа нашего мира. И нашей экзистенции.

На пике звёздных мигов осознаёшь главное: ты есмь – ты приобщён к великой мистерии  существования.

Это ли не упоительно?

Это ли не величайшая удача – заявиться в сём мире? Событие крайне маловероятное! Но оно случилось.

Люблю строчку Николая Асеева: Что такое счастье? Соучастье.

И сопричастье!

Сопричастье всему!

Сопричастье самой бесконечности, от которой захватывает дух!

Всё своё – близкое – родное.

Нет ничего чужого!

Подобные ощущения сродни экстазу. Или космическому сознанию. Они благодатны. А это главная ценность: благодать. В ней счастье.

  – Как часто Вы встречали абсолютно счастливых людей?

Не встречал!

Счастье в реальности – всё же асимптота: нечто недостижимое в полноте своего совершения и завершения.

Бытие во времени трагично.

Абсолютное – это для вечности.

Или для утопии.

О, я люблю утопию! Вот её суть: проекция небесного на земное – безусловного на условное – абсолютного на относительное. Как бы форсаж Преображения. Я в нём участвую.

Хорошо сказал последний оптинский старец Никон: «Бесскорбного бытия не было, нет и не будет».

Это в дольних измерениях.

А в горних?

Я – максималист.

Я верю в абсолютную любовь – абсолютное совершенство – абсолютное  счастье.

 – Как счастье пришло к Вам лично?

Как чудо рождения! Через маму пришло ко мне счастье.

Увы, но я – как и большинство людей – постоянно разменивал дар жизни. Как ни жаль, но великому императиву – memento mori – в нашем лже-оптимистическом обществе не учат. А зря!

Вот ретроспектива: жизнь предстаёт как чересполосица – то белое, то чёрное; то поднимает вверх – то бросает вниз. Минор всё же преобладает над мажором.

Белого и полётного могло быть больше!

Не могу назвать себя несчастным человеком.

Но и счастливым тоже.

Думаю, что большинство людей на планете Земля – в конечном счёте, при самой строгой мерке, sub specie aeternitatis  – являются неудачниками.

Досадно!

Локоть хочешь укусить: столько разбазарено – пущено в распыл. Бесчеловечный социум всемерно содействовал этому.

 – Как философия и философы понимали и понимают счастье?

Здесь широкая амплитуда: от грубого гедонизма (бери как можно больше здесь и сейчас) до мистических устремлений (ищи счастье в запредельных сферах).

Выскажу своё понимание.

Если понимать Бога как идеал и цель, то счастлив тот, кто в наибольшей степени реализовал своё богоподобие – приблизился по степени любви, добра, знания к этому великому экстремуму.

Я скорее атеист.

Но идею Бога считаю конструктивной и эвристичной.

Бог нам открывается прежде всего как Творец. Так вот: божественная креативность в моих глазах – высшая форма счастья.

Творю как Бог!

И в эти моменты счастлив.

 – Как влияет на понятие и восприятие счастья время?

И советское, и постсоветское время работают на генерацию несчастных людей.

Жизнь движется не по рельсам.

Трудности неизбежны.

Но страшно, когда эти трудности создаются искусственно – когда человеку не дают самореализоваться.

Конечно, и в авторитарном обществе возможно счастье, но всё-таки с этим понятием прочно увязывается демократия.

 – Что такое «счастливый случай»? Как часто он Вас посещал и посещает?

Это вопрос о соотношении судьбы и свободы.

Вопрос предельно сложный, антиномичный! Всю жизнь я бьюсь над ним. Но до его разрешения далеко. И есть ли таковое?

Свобода немыслима без случайности.

Можно сказать так: свобода рождается в игре случая – производна от неё.

Но вот контроверза! Интуитивно мы чувствуем со всей достоверностью: то умаляя нашу свободу, то подыгрывая ей, в нашей жизни действует некое предопределение – некая предзаданность.

Это высший замысел о нас?

Наш талан?

Наша доля?

Счастливый случай я трактую как совпадение необходимого и произвольного – их синергия даёт воодушевляющие, воистину  ошеломительные результаты.

Случай попадает в точку!

Непредсказуемый, знобящий своей новизной, он кажется сказочным подарком… судьбы.

Опять извечное противоречие!

Не в нём ли пружина становления и развития? О механизме её действия  мы знаем очень мало.

В моей жизни случались чудеса.

Яркие!

Незабываемые!

Если взять другое сечение, то можно сказать так: творческий процесс – это цепная реакция счастливых случаев. Хорошо сказал мой любимый Андрей Вознесенский: Стихи не пишутся – случаются.

Верю, что счастливый случай – он не за горами – принесёт России свободу. Рациональные, предвычислимые пути к ней сегодня отсутствуют.

II. САМОАНАЛИЗ. САМООЦЕНКА. КРИТИКА И САМОКРИТИКА

 – Что представляет из себя Ю.В. Линник как индивид, как личность, как индивидуальность?

Хотел бы увидеть человека, который мог бы честно и адекватно ответить на подобный вопрос!

Кто бы ответил на него за меня!

Дельфийское  γνῶθι σεαυτόν  – познай себя – я не смог осуществить.

Интроспекция способна дать только субъективные результаты. Вероятность самообольщения тут весьма велика. Бегу равно как самовозвышения, так и самоумаления. Себя не знаю.

Для объективного ответа необходим взгляд со стороны. Он обретается в диалоге. Великое понятие! Я ли не поклонник М.М. Бахтина? Но скажу честно: к диалогу я плохо приспособлен. Человек замкнутый и одинокий, я всю жизнь строил защитную раковину – и весьма преуспел в этом. Редко и неохотно высовываюсь наружу. Изоляция стала основным параметром моего бытия. Кто-то видит в этом – и тут наличествует парадокс – вызов, эксцентричность. Ну и что? Меня это ничуть не заботит – говорю смиренно, без всякой гордыни.

Линник плохо понимает других.

Но и другие плохо понимают Линника!

Напомню тютчевское: Другому как понять тебя?

Многие считают меня ненормальным – то бишь сумасшедшим. Это закономерно для мира, где довлеют недоброжелательность и подозрительность. Смешно обижаться!

Моя самодостаточность несомненна. Это не есть ни достоинство, ни недостаток. Просто это моё.

По поводу дифференциации понятий, содержащихся в вопросе. Тут я всецело согласен с А.Г. Асмоловым: индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Добавлю немного от себя:

 – если мой условный Бог – личность, то и я, Его образ, обязан быть личностью, противостоящей обезличивающему влиянию социума; личностное начало в моём понимании – одна из нетварных энергий Бога; моя личность – Бог во мне; я, личность – икона Бога;

 – эволюция идёт по пути прогрессирующего накопления разнообразия; качество неповторимости, непохожести, уникальности неуклонно нарастает – и на пике этого процесса мы находим человеческую индивидуальность; трудно отстаивать право быть собой – общество действует как нивелир; в этом противостоянии – как мне кажется – я имею некоторые успехи.

 – Сложилась ли собственная самооценка? Меняется ли она? Как влияет на повседневную жизнь?

Тут лучше занизить, чем завысить!

Ненавижу амбициозность.

Спасибо родителям: скромные люди, они надёжно привили своему отпрыску это качество.

Мне привычно и комфортно держаться в тени.

Конечно, мне знакомы моменты творческого самоупоения, без этого  нельзя, но я тут не зарываюсь: на смену эйфории всегда приходит трезвый анализ.

Самокритичность: это качество во мне  несомненно и неизменно.

Вероятно, дефицит честолюбия привёл к тому, что у меня нет карьерных достижений. Я об этом не сожалею.

 – В какой мере Вас интересует мнение о Вас окружающих? Насколько верно и точно подмечаются Ваши достоинства и недостатки?

Вспомним Александра Сергеевича Пушкина: Хвалу и клевету приемли равнодушно. Для меня это принцип – правило – закон. С чувством неловкости  я читаю что-то хорошее о себе. Читаю по диагонали! А то и вообще не читаю. Меня смущает похвала.

Что касается брани, то тут я проделал вполне определённую эволюцию: если в юности болезненно относился к негативным высказываниям о себе, то теперь проявляю полную терпимость – уважаю право людей судить обо мне как им заблагорассудится.

От похвалы и ругани я отличаю конструктивную критику. Это тоже моё эволюционное обретение: к такой критике я прислушиваюсь – и очень её ценю. А раньше порой ощибочно принимал за хулу. И ершился. Готов работать над собой до бесконечности.

Как резюме: мнение о себе окружающих меня не очень заботит – жалко тратить время на имидж. Я ведь не на людях. И вообще: люблю незаметность – даже скрытность.

 – Кто ваши недоброжелатели и враги? Есть ли они?

Несмотря на всю мою доброжелательность и мягкость, таковые, увы, были всегда – и сильно умножились в последние годы за счёт рериховцев-сектантов. Своих врагов я могу презирать. Но зла им не желаю. До мести никогда не опускаюсь. Что касается прощения врагов и любви к ним, то об этом думал и писал много, но до этой предельной планки человеческого благородства – скажу прямо – не дорос. А хотел бы!

  – Что Вас в жизни особенно радует и особенно обижает (оскорбляет), вызывает негодование?

Неблагодарность!

Часто именно с неё начинается нравственная гибель человека.

Презираю сервильность.

 – Впадаете ли в гнев, нетерпение?

Бывает!

Срываюсь.

Такое случалось даже по отношению к моей любимой маме. Стыд за это не оставляет до сих пор.

 – Что Вы цените в себе превыше всего?

Ценю в себе – и говорю об этом с гордостью – умение смотреть на мир сквозь призму поэзии. Это так здорово! Подлинное – опознано, ложное – отвеяно. Я обладатель несметных духовных сокровищ.

 – Что Вам больше всего нравится и не нравится в людях, их отношениях, поступках, пристрастиях?

Как-то иду по Бережной Дуброве, что на Онеге – и встречаю старушку. Затеваю разговор. Она говорит мне: – Поживите здесь – добра наберётесь. Меня пронзили эти слова.

Тянусь к доброму!

Его всё меньше и меньше в нашем безблагодатном мире.

Нравится в людях доброта – сочувственность – сострадательность.

Отвращает завистливость.

И желание как-то подгадить, напортить ближнему.

Это бесовское.

Оно меня ужасает.

 – Как проходят Ваши юбилеи и дни рождения? Кто и как поздравляет? Что радует и что огорчает?

Благодаря Виктору Николаевичу Степанову отметили 50-летие. А потом всё проходило тихо. Дни рождения не праздную. Поздравляют немногочисленные друзья.

 – Что значит для Вас «свободное время»? Необходимо ли оно Вам?

А у меня всё время свободное. Я ведь Homo ludens – человек играющий. Чередую игры. Вот плету ажурный венок сонетов – вот работаю над новой лекцией –  а вот рассматриваю коллекцию бабочек. Где труд, а где релаксация? Тут имеет место замечательная амбивалентность!

Всегда заняты и ум, и сердце.

Всегда наличествует деятельность.

Простоев не бывает.

 – О роли СМИ, интернета, кино, книг в Вашей жизни?

У меня одно радио – обожаемая «Свобода».

Одна газета – чудесный НГ Ex Libris.

Интернет открыл для себя поздно. Восторг! Это форпост свободы.

Перед кино в большом долгу – надо бы многое посмотреть.

А книги? О! Тут я фанат. Моя библиотека изоморфна моей модели мира. Она великолепна. Вкладываюсь в неё беззаветно.

 – О вашей общественной работе?

Это понятие вызывает ассоциацию с пресловутыми партийными поручениями. Насильственное, вымученное, пустопорожнее! Слава Богу, хоть этой мерзости теперь нет. Но если по большому счёту, то вся моя работа – общественная. Для кого я создаю Полимусейон? Для общества! Другое дело, что ему в нынешней его форме  всё это не нужно – мои усилия остаются втуне. Чаю лучшего.

III

 – Что помните о детстве?

У меня культ собственного детства. Оно прошло в сказочной Сортавале – городе финского модерна.

Из своего детства я сделал личную религию.

Я поэт и философ детства. Как даос, я постоянно возвращаюсь в эту пору – и черпаю из неё.

 – Какую роль в Вашей жизни сыграла школа, преподаватели (учителя), сверстники?

Моя первая учительница Елизавета Андреевна Шарапова воплощала лучшие черты народной интеллигенции. Благодаря ей я стал классическим юным натуралистом. Средняя школа разрушила эти интересы. Но потом они восстановились!

Сверстники: тут было много светлого, романтичного. Друзья детства! Лучшие ушли из жизни – и уже давно – трагически: катастрофы, самоубийства. Так что на роковой очереди – по выражению Ф.И. Тютчева – остался я один.

 – Когда Вы начали писать и читать? Какое место в вашей жизни занимало чтение?

Грамоте научился до школы. Сразу стал книгочеем. Родители умело формировали мою детскую библиотечку – поощряли интересы, очень рано обретшие определённую серьёзность.

 – Как протекала Ваша повседневная жизнь в кругу семьи, и в школе, на каникулах?

 – А как в Раю! Так теперь видится начальная пора – ретроспектива даёт только светлое.

 – Как рано Вы начали выезжать из родного дома в близлежащие и более отдалённые места?

Близлежащее – это Валаам: он оказал на меня колоссальное воздействие. От Сортавалы до него рукой подать. На Святом острове я играл в пещерке Александра Свирского. Полученная тогда благодать зарядила меня на всю жизнь!

Отдалённое – это Петербург: поездки туда тоже были долгими и регулярными.

Сегодня я вожу экскурсии по боготворимому Петербургу.

Это от детства.

 – Влекла ли вас «Заграница»? в каких странах успели побывать к настоящему времени?

Заграница – вот: 1972 г. – Египет, 1973 г. – Югославия, 1976 г. – Япония. Потом – в 1990 и 1992 гг. – Германия: подарок незабвенного Вольфганга Казака.

В Японии у меня сочинилось такое четверостишие:

            Ползёт по дну свободный краб,

            Свободной предаваясь думе.

            А я, простой советский раб,

            В зловонном залегаю трюме.

Для заграницы нужны деньги. Нужна возможность свободно выбирать  маршрут.

Иначе – верхоглядство.

Профанация полная.

И чувство досады по возвращении.

Групповой туризм отвратителен. Поэтому путешествия я заменил книгами и альбомами. Мной воспеты многие цивилизации, чьих памятников я  воочию не видел.

 – Как часто и кому Вы писали письма? Переписка в Вашей жизни?

Было в моём кругу такое явление: постлюбищевская переписка. Понятие ввёл Ю.А. Шрейдер. Ученики и последователи А.А. Любищева вкладывали свои умы в эпистолию. Для условий несвободы это был оптимум. Тома переписки! Отложился целый пласт культуры. Сейчас исследователи и издатели начинают его поднимать.

Я передал в наш архив много бесценных писем ко мне. Отправители – ярчайшие люди эпохи: судьба сподобила держать связь с ними.

В условиях Интернета всё изменилось.

 – Вы относитесь к своему здоровью? Бережёте ли его?

Очень небрежно отношусь.

 – Что такое коллективизм в Вашем понимании. Нужен ли он Вам лично и вашим близким?

Где-то я человек асоциальный. Коллективы обычно отторгают меня. Но терпят. Я ведь зла никому не делаю – никогда никого не подсиживал. Это видят, убеждаются в этом – и отвязываются.

Я сам по себе. Отдельно – особняком.

Но если взять философский ракурс, то проблема личности и коллектива мной пристально исследуется – изучаю её на материале северной общины и северных монастырей. Там искомая гармония была обретена. Оба этих феномена – как бы зеркало Святой Троицы: нераздельное (мы) и неслиянное (я) там образуют замечательный синтез.

– Грозит ли Вам одиночество? Как Вы к нему относитесь?

Это понятие относительное. Всегда рядом кто-то есть – тишина, звёзды, Бог.  Вовсе не будучи мизантропом, честно признаюсь: одиночество я ставлю выше общения.

 – Чувствуете ли Вы природу? Как?

Я пантеист до мозга костей!

Биокаллистика – эстетика живой природы: понятие придумано мной. Тут я был одним из первопроходцев. На мою кандидатскую диссертацию по этой теме (1970 г.) до сих пор часто ссылаются. Уж если и прихвастнуть, то вот чем: мои книги о природе ценят матёрые профессионалы.

 – Ваш распорядок дня и привходящие обстоятельства? Как Вы организуете своё время?

Режим дня – это не для меня. Всё складывается стихийно – и по законам синергетики: получается оптимальный порядок. Самоорганизация демонстрирует своё превосходство перед искусственно задаваемым регламентом. Люблю чередовать и совмещать работу по разным направлениям. Сейчас работаю как поэт, потом как философ, затем как искусствовед. Этим минимизируется усталость.

 – О чём собираетесь писать дальше? Планируете ли переиздание своих публикаций?

Замыслов уйма. Надо бы учебники по философии закончить. И тема Русского Севера далеко не исчерпана.

Есть у меня серия работ по древним культурам. Но имеются лакуны –  и вот самая беспокоящая: центральная и южная Америка. В ближайшее время хочу её заполнить.

Собран огромный материал по народам Сибири. Этот интерес ещё в ранней юности сформировался. Теперь в нём откристаллизовалась финно-угорская проблематика. Хочу виртуально повторить маршрут Матиаса Кастрена. Подчеркну: я тут не собираюсь подменять специалистов – у меня выработался особый философский взгляд на эти реалии.

И ещё мечта: вернуться к природе – и вновь написать о чуде Растения.

Переиздание? Издать бы свежее! Моя  нищета прогрессирует.

 – Что такое известность и слава применительно к Вам? Насколько Вы популярны?

Быть может, какая-то крохотная известность у меня была на закате советских годов. Её эхо чувствуется и сегодня. Но вот реальность: уже 22 года я самоиздаюсь – тиражи ничтожные. Круг читателей сузился до двух-трёх десятков. Меня это не беспокоит. Если делаю что-то путное, то это будет востребовано – хоть через 100 лет. Если же я графоман, то всё канет в пучину забвения. И поделом!

Тщеславия я лишён начисто.

Главное для меня – радость созидания. Живительная радость!

Однако не хочу писать в стол – этого с лихвой хватило при Советах. Люблю издаваться. Ведь без всякой цензуры! Будь она проклята. Вот вышла новая маленькая книжечка. Это праздник для меня.

 – Назовите Ваших самых любимых поэтов, писателей, философов?

Круг  здесь очень широк. Назову кумиров юности: в прозе Константин Паустовский, в поэзии Борис Пастернак, в философии Николай Бердяев. Добавлю ещё и композитора: Александр Скрябин. И художника: Микалоюс Чюрлёнис. Эти гении совместно взращивали мой дух.

 – Как Вы относитесь к смерти – своей и чужой?

Я очень рано вышел на Николая Фёдорова. У меня есть первое издание его «Философии общего дела». Величайший раритет! Победу над смертью считаю главной задачей культуры.

Своей смерти очень и очень боюсь. Примириться с её неизбежностью не могу.

– Что Вы цените более всего в истории, историко-культурной жизни Карелии (и России)?

Многое! Но сегодня для меня приоритетна тема становления нашей культуры – изучаю её истоки. Карелия – как и Русский Север в целом – даёт возможность прямо, непосредственно прикоснуться к этим истокам. Веду в этом направлении разноплановые исследования. Диапазон широк: петроглифы – и былины, зодчество – и иконопись, святость – и двоеверие. Подчеркну: эти аспекты исследуются мной как философом – я нашёл свой угол зрения, выработал свою методологию. Это объясняет широту интересов. Я осуществляю – на философской основе – специфический синтез.

 – Ваши любимые блюда? Интересует ли Вас кухня?

Во мне погиб великий гурман! Считаю кулинарию настоящим искусством. Но питаюсь очень скромно. Как прирождённый рыбак, люблю рыбные блюда.

Как часто Вы собираете друзей и доброжелателей?

Большинство моих друзей находится в Москве и Питере. Там ждут моего приезда. Общаемся ярко, интенсивно. Раньше каждый месяц наезжал к друзьям.

Круг моих друзей – как прекрасная клумба: на ней прорастают и расцветают мои опусы.

В Петрозаводске почвы для этого не нашлось.

IV

 – Основные сферы Вашей деятельности? Расскажите о них чуть подробнее. Как они взаимодействуют, влияют друг на друга? Чем обогащают Вас лично? От чего хотелось бы отказаться (хотя бы на время) и за что хотелось бы взяться ещё?

Ещё юношей я ощутил тягу к универсализму. Мне хотелось не только понять мир как целое, но и вписаться в него – застолбить своё место в нём. Как поэт и философ, я откликнулся на ключевые темы физики, астрономии, биологии. Что-то сделал и в области филологии. И теологии даже. У меня много искусствоведческих работ. Какая тут взаимосвязь? Это грани одного кристалла, который вырос – и продолжает расти – в моём «я».

Всё пропущено через себя.

Всё пережито.

На всё положена печать моей субъективности.

 

 – Какое место в Вашей жизни занимала и занимает преподавательская деятельность? Что привнесли в неё Вы сами? Что давалось и что нет?

Преподавание для меня – как дыхание. Это форма моей жизни. И вид творчества.

Что досадно? Жаль, что мои лекции не записывались на магнитофон или видео – в них было много удачных импровизаций, не всё осталось в памяти.

Я работаю в провинциальном вузе. Но он не хуже столичного. И студенты у нас – совсем не второй сорт. Я всегда находил у них понимание.

 – Кто из учеников остался в памяти надолго?

Всегда в группе имеются один, два, три фаворита. Они и запоминаются. Увы, предмет мой не профильный – для создания своей школы у меня не было возможности. Конечно, следовало бы поискать какие-то нетривиальные пути к этой цели, но поздновато я созрел для того, чтобы браться за решение столь серьёзной задачи.

 – Ю. В. Линник как литератор (поэт и прозаик)

Почему обратились к поэзии? Как это произошло? Назовите самые лучшие (удачные) произведения? Сколько сборников стихов, поэм опубликовано?

Чем «соблазнила» проза? Ваши лучшие прозаические произведения (творения).

Моя первая публикация – стихи, посвящённые луннику: это 1959 г. Так была предопределена космическая тема в моей поэзии. Очень люблю свою первую книгу «Прелюдия». Потом я что-то потерял. Улетучилась лирическая непосредственность? Говорят, что в моих стихах появилась рассудочность – меня называют холодным поэтом. Может быть. Но как направлять своё развитие? Что сложилось – то сложилось. Куда вела муза – туда и шёл.

Возможно, это подозрительно, но я плодовит: если книги стихов сплюсовать с альманахами, где поэзия обильно представлена, то число выходит за 200.

Моя проза является продолжением моей поэзии.

Вообще-то главное для меня – мифотворчество. Я создаю свой миф. И проза тут – адекватный язык. Для мифа нужен нарратив. Отсюда обращение к прозе. Но у меня – билингва: одни и те же идеи я претворяю и в стихах, и в прозе.

Считаю своей удачей философско-фантастические повести из серии «Крита-Йога».

Тогда космос открылся мне с поразительной конкретностью.

Это было как откровение.

Как дивинация!

Пришло – и ушло.

 – Ю. В. Линник как коллекционер. С чего всё начиналось? Что и для чего (кого) собираете сегодня?

В 1963 г. приехал на поклонение М.К. Чюрлёнису в Каунас. Тогда познакомился с другим великим мастером – Казисом Шимонисом. Ошеломлённый визитом русского мальчика, он подарил мне три своих картины – они стали затравкой моего Полимусейона.  Это сотворённое мной  чудо. Для него нет аналога. Но уже ясно, что я не доживу до того времени, когда в России придут к власти умные, честные, культурные люди, понимающие значение подобных инициатив.

Идея Полимусейона имеет ничтожные шансы для реализации.

Скорее всего, собранное рассеется – задуманное пойдёт прахом.

Я собирал – и собираю – для народа.

Моя деятельность абсолютно бескорыстна и альтруистична.

Мыслю в музейных категориях – всё вписываю в экспозицию, примериваю к ней. Хотя эта экспозиция существует лишь в пространстве воображения!

 – Какие подписи на дарственных книгах запали в душу? (запомнились, порадовали?)

Великий математик Юрий Владимирович Линник (1914 – 1972 гг.), мой тёзка, подарил мне свою книгу с такой надписью:

Как мост, мир чисел между нами.

Вглядись, поэт: увидишь ты

В них и немеркнущее пламя,

И скипетр вечной красоты.

Мне это понятно! Ведь я убеждённый пифагореец.

– Смогли ли реализовать себя в нашем мире? Довольны ли Вы собой?

Борис Пастернак писал:

Как собой недовольный художник,

Отстраняешься ты от торжеств.

Вот и я отстраняюсь.

А вообще тут антиномия: и доволен, и недоволен – и благодарствую,  и сетую. Выбора-то нет! И коррекция невозможна. Судьба однократна.

Основная часть жизни прошла при отвратительном авторитарном режиме. И нынешний эволюционирует в том же направлении. Вот что обидно: слишком много сил уходило на сопротивление враждебной среде – лучше бы я их вкладывал в творчество. Считается, что подобное сопротивление имеет свой позитив – высекает креативные искры. Такое, конечно, случается. Но типичнее другое: чувство пригнетённости. Благодарить гонителей и душителей за их арканы и капканы? Нет и нет! Лучше всего созидать в благоприятных условиях, В атмосфере свободы. Хорошо, что хоть немного довелось подышать её озоном – внутренне я уже готов к возвращению в подполье.

Как судят о Вас окружающие? Есть ли среди них недоброжелатели, завистники, враги?

Чихать, как судят.

Раньше это волновало. Но теперь понял: череда национальных трагедий вымывала в России доброе – и поддерживала злое.

Отбор работал на торжество ничтожеств.

Я научился трезво оценивать своё окружение.

Завистников жалею – врагов прощаю.

- Ваши наряды? Много ли их? Какие особенно радуют (ценятся)?

- Всегда жалел деньги на одежду. Лучше книги купить. Не хочу прибедняться – но по нынешним меркам я сущий оборванец.

 – Есть ли планы на будущее? Каковы они?

Главный план – Полимусейон. Однако всё острее чувствую его утопичность.

 – Ваше отношение к Вере, Православию, Религии? Совместимы ли философия, наука, Бог?

Я всегда имел интерес к религии.

Считается, что я первенствую – в количественном плане – как христианский поэт.

Однако я невоцерковлённый человек. На срастание Богова и кесарева смотрю с содроганием.

Вера и разум совместимы!

Для меня это магистральная тема.

Вот два ключевых момента: 1 – я считаю себя носителем и воплощением четвёртой антиномии И. Канта (Бог есть – Бога нет);  2 – А.Ф. Лосев мечтал о решении великой задачи – осуществить синтез теизма и атеизма: для меня это осевое направление поиска.

 – Привлекает ли Вас тема Богопознания?

Люблю христианство за его максимализм. Человек должен подняться на уровень Бога! Вспомним: спасённый любовью к Беатриче, Данте достигает предельных высот – и вступает в недра Святой Троицы. Ипостасно воссоединяется с Нею!

Эта цель называется теозисом.

Я поэт и философ теозиса.

Познать Бога  – значит стать Богом.

 – Что Вы можете поведать о своей душе? (и своей натуре в целом?)

Когда-то я увлекался идеей переселения душ.

Метемпсихоз!

Реинкарнация!

Моя фантазия любила играть на этом поле.

Потом я разработал гипотезу о миграции эйдоса: идея ищет всё более совершенного воплощения. И в тысячелетиях чередует своих носителей. Образуются сложные цепи преемственности.

В свете этих представлений я чувствую себя наследником многих поэтов и философов. Я как бы принял от них эстафету.

Бессмертие души? Это вполне возможно. Нельзя исключить, что законы сохранения распространяются и на сферу психики – из подобных предощущений возникает религия.

Моя Психея? Очень виноват перед нею – не смог обеспечить её защиту: она уязвима и ранима. Именно поэтому я спроектировал и построил башню из слоновой кости. Там и коротаем свои дни.

Моя натура? Уж точно не подлая! Я никому не делал зла. Наверно, поэтому плохо вписываюсь в наше общество, которое мне чуждо.

 – Есть ли тайны, которые Вы никогда, никому не откроете?

 

Откровенность всегда была опасной. Что-то приходится таить, прятать. У меня тоже были маски. Слава Богу, их приходилось одевать ненадолго – к лицу они не прикипели. В природе я проводил времени больше, чем в социуме – среди неё не надо лгать. Мой любимый ледниковый ландшафт! Душа перед ним открывается нараспашку – ничто её здесь не стесняет и не коробит.

Это тяжкий крест для человека – это унизительно: необходимость социальной мимикрии. Но порой без неё не выжить.

 – Размышляете ли Вы над такими понятиями (категориями) как Красота, Добро, Зло, Зависть, Благородство?

Конечно!

О каждой категории могу сказать что-то своё.

Красота: бытие хочет быть – а для этого оно должно упорядочиться. Иначе схлынет назад в небытие! Бытие просто обязано отвечать законам гармонии и меры. Красота онтологична.

Добро: я его связываю с превосходством или преобладанием в нашем мире излучения над поглощением – это космическая предпосылка самоотдачи, альтруизма, жертвенности, любви.

Зло: это воля к небытию – тяга к ничтойности.

Зависть: главная форма ущербности.

Благородство: это порода – я сторонник евгеники.

 – Что же спасёт мир?

Сценарий развития нашей Вселенной предусматривает три возможности: 1 – гравитационный коллапс; 2 – остановка расширения и переход в стационарное состояние; 3 – бесконечная экспансия с досветовой скоростью, неминуемое распыление, превращение в газ.

Однако есть четвёртое вероятие: переброска Универсума за световой рубеж – и следующая за этим скачком инверсия всех параметров (массы, энергии, причинности и т.д.). Фантастическая перспектива! Но за ней стоит именно то, что в теологии называется так:  Μεταμόρφωσις – Преображение.

Чаемое спасение мира предполагает выход за эйнштейновский барьер.

Это физикализация откровения?

Пусть так!

Но я горжусь тем, что строго и рационально обосновал, опираясь как на теорию относительности,  так и  на идеи П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева, возможность Преображения в рамках научной парадигмы – высветил его алгоритм. Или скажем так: вывел формулу Преображения.

Наука и религия в этом экстремальном моменте истории конвергируют. Это захватывает!

В моих исследованиях показано: «Мистерия» А.Н. Скрябина предполагает победительный разгон Вселенной – работает на этот разгон, генерирует импульсы для него. А.Н. Скрябин интуитивно предвосхитил и выразил динамику Преображения. В его музыке мы переживаем таинство спасительного перехода за релятивистcкий lim – физику реально, действенно претворяем в метафизику.

Расширение Вселенной – и расширение сознания: это коррелирует у А.Н. Скрябина. Вот настоящая сотериология!

А.Н. Скрябин – художник. Повторяю известное: красота спасёт мир. Понимаю это как практик.

Я – скрябинианец. И фёдоровец.

Чем я занимаюсь?

Ускоряю Вселенную!

Мои озарения и экстазы, мои творческие порывы вносят свой вклад в расширение Вселенной.

Это звучит как миф. Так оно и есть. Но за мифом стоит высшая истина.

Я реально, действенно участвую в спасении мира.

Тружусь на Общее дело.

Вижу в этом смысл своей жизни.

31.08 – 2.09.2012

 

comments powered by Disqus