01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Приграничье: «Семейные встречи»

Вы здесь: Главная / Среда / Регионы / Псковская земля / Приграничье: «Семейные встречи»

Приграничье: «Семейные встречи»

Автор: Галина Артеменко, Андрей Рысев — Дата создания: 15.09.2013 — Последние изменение: 15.09.2013 Когита!ру
Они надели старинные одежды, женщины – серебряные украшения и потрясающие по красоте головные уборы, мужчины – строгие шляпы... Галина Артеменко и Андрей Рысев о том, как малый народ сету, живущий в приграничье – Эстонии и России и всегда помнящий, что он един, омечал свои семейные встречи.

 

 

Шестой раз  в конце августа они собрались снова в старой усадьбе Кюлаотс в деревеньке Сигово под Изборском, в Псковской области на Международный этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». Люди народа сету, когда-то жившие  в этих краях, а также их потомки, приезжают сюда, встречаются с теми, кто не уехал. Таких, увы, меньшинство. Они поют песни, устраивают конкурс хозяек, просто сидят под яблонями, выпивают и закусывают, а потом водят хороводы вокруг костра во дворе усадьбы.

Три года назад один из нас оказался здесь впервые, познакомился с хранительницей усадьбы Кюлаотс –государственного музея сету Энне Лыйв. Она выросла в этих местах, потом училась в Тартуском университете. Тогда именно Энне рассказывала всем о кухне сету: "Мы все варим домашний коровий сыр, здесь четыре сорта, здесь с огородов соленые огурцы и помидоры, традиционные пироги напекли хозяйки по старинным рецептам - с грибами и луком, с грушей и сухофруктами, с сушеными яблоками, с творогом, с вареньем, со свежими яблоками и шоколадный крендель еще". Малышке Агнес, внучке Энне, тогда было три годика – столько, сколько музею.

В этом году Энне встретила нас уже не в национальном костюме, а в стильном костюме деловой женщины. Из музея уволилась, вдвоем с дочкой работают доярками в одной из деревень. Деньги и график устраивают, ведь нах Энне уже две внучки! «Вот так с университетским образованием коров дою, - говорит Энне. – Но до сих пор мне по делам музея звонят, то экскурсию просят, то спрашивают, как добраться – охотно объясняю».

Чтобы был слышен звон серебра

Хозяйка усадьбы теперь – Малле Богачева. Она ведет в дом, рассказывает впервые оказавшимся здесь журналистам о мужской и женской одежде сету, головных уборах и серебряных украшениях, бережно передававшихся от матери к дочери. Сетуская женщина могла нести на себе 5-6 килограммов серебра - и слышно было ее издалека – так серебро звенело. Фибулу, что носят на груди замужние женщины, мать потом передаст самой юной матери в роду - дочери или невестке.

 Бабушка Малле умерла в 1992 году и просила похоронить себя в национальном платье.

У Рериха есть картина «Полуверка», написанная после посещения Изборска и Печор - женщина-сету в традиционном наряде, в серебре, с фибулой на груди. Сету-православные, но чтят своего языческого Пеко – деревянного идола с церковными свечками на макушке. Пеко, который живет в Сигово – юн, ему 13 лет, старый Пеко уехал к ученым – в Тартуский университет.  Пеко - бог плодородия. Его надо просить и он исполнит желания. Сету, приняв православие, с Библией ознакомились довольно поздно, помолившись в церкви - а в ближней церкви служба и сейчас идет на их родном языке, сету просили у Пеко хорошего урожая, просили, чтобы собранного хватило до весны - и для себя и на новый посев. Пеко приносили в дом к тому, у кого дела идут не очень хорошо, брали с собой мешочки с едой, садились рядом с божеством и просили его, угощались хозяйским пивом, закусывали, мешочки принесенные оставляли на столе у хозяина…

Пока мы слушали рассказ, сету уже выстроились во дворе усадьбы в длинную колонну – со знаменем, с аккордеонами, с вышитыми на полотнищах названиями своих хоровых коллективов, запели, заиграли и двинулись к сцене – чтобы хором спеть свой  гимн, которому больше ста лет, в котором народ поет о том, что надо держаться своих корней, хотя очень трудно малому народу жить между двух цивилизаций. Они пели гимн, а потом стали петь свои песни, сменяя друг друга, удивляя многоголосием. Леело сету – многоголосное пение, входящее во Всемирный список нематериального наследия ЮНЕСКО. Эстонские сето, приехавшие на праздник, многие сами родом из этих мест, учились в эстонской школе в Печорах, помнят и русский язык. Одна из участниц ансамбля «Сестры». Тийна, наполовину – сету, наполовину эстонка,  говорила нам  их коллектив хотел бы чаще приезжать в Россию с концертами, а не только в день семейных встреч Сетомаа. Мечтают они и концертах в Санкт-Петербурге. «У нас и мультивиза есть!», - говорит Тийна.

Мы еще в это время успели поговорить и  с директором  Государственного музея-заповедника «Изборск» Натальей  Дубровской. Она рассказала, что   в начале лета в Сигово успешно прошел очередной лингвистический лагерь для детей и подростков сету из Псковской области, чтобы они в игровой форме изучали родной язык, знали национальную культуру. Музею-заповеднику выделено 3 млн рублей из областного бюджета на ремонт усадьбы Кюлаотс, где ныне расположен  государственный музей сету. В усадьбе появилось кафе, где можно отведать национальные блюда. В планах – новая крыша усадебных домов, создание рабочих мастерских…

Кто вернется?

В Сигово ныне никто не живет -  все уехали в Эстонию в девяностые, когда эстонские власти давали подъемные, на которые можно было купить хутор или квартиру, давали и гражданство...Кюлаотсы, в чьем доме теперь музей, тоже уехали. Дом купил музей-заповедник "Изборск". Но сету в Печорском районе уехали не все - их сейчас здесь чуть больше трехсот человек, в Эстонии живут около пяти тысяч... (по другим данным - 200 в Псковской области, до 15 тысяч в Эстонии, точный учёт невозможен, так как отдельным этносом сету признаются только в России .  Приезжают к родным могилам, к родным домам. Возвращаются – единицы. Председатель комитета по культуре  правительства Псковской области Александр Голышев рассказал нам, что в рамках реализации программы областного правительства, направленной на поддержку народа сето, оказана материальная помощь четырем представителям народа сету, которые переехали на постоянное место жительства из Эстонии в Псковскую область – на родину своих предков. Председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сету», заместитель директора музея-заповедника «Изборск» Хелью Маяк считает, что более успешно будут идти дела с переселением желающих сету из Эстонии в Псковскую область, если люди будут знать, что их ждет в России жилье и работа, пока же едут те, у которых здесь остались дома предков.

Переселенцам полагается 50 тысяч рублей в качестве подъёмных и по мнению Хелью Маяк, даже получить вид на жительство довольно сложно. Нужно соблюсти не менее 11 условий, на это уходит около полутора лет. «Основные проблемы - это работа и жильё. Их не хватает. Если бы они были, то и молодёжь охотно ехала бы в Россию», - уверена она. И добавила: «У многих здесь остались заброшенные хутора, 50 тысяч для их восстановления мало. А ведь из этих хуторов вполне могут получиться гостевые домики для агротуризма».

Выборы короля

Кстати, сету выбирают себе короля – это древний обычай - они каждый год выбирают короля - голосуют за него, выстраиваясь в очередь за претендентами, за кем очередь окажется длиннее, тот и будет королем Setomaa на целый год, правда, выбирают его теперь в Южной Эстонии – не в России. Нынешний король - Аарне Лейма, он поднлся на сценц с посохом, на котором закрепляются цветные пояса всех предыдущих королей. Потом король зажжет праздничный костер. А мы, перейдя дорогу, нос к носу столкнулись  и поздоровались с бывшим королем – я узнала его. Ахто Рудоя – бизнесмен из Эстонии, мама его родом из этих мест.  Ахто мы встретили в соседней усадьбе – частном музее сету, созданном бывшей  ленинградкой Татьяной Николаевной Огаревой. Она переехала сюда с детьми в восьмидесятые годы минувшего века, училась, как она сама говорит «жить на земле», сдружилась с местными. А потом – они стали уезжать. И Огарева,  оставшаяся здесь одна – среди снегов и волков – решила хранить этот старый дом, старые вещи – шапки, обувь, игрушки, полотенца. Она – русская, стала хранительницей очага сету, чтобы им было куда приехать и вдохнуть воздух родного дома. Перед отъездом образованный крестьянин сету Николай Иванович Таппер (Тартусский университет и сельхозакадемия – Когита!). Работал агрономом. И вот как-то он сказал Татьяне Николаевне: «Раз народ уходит, давай хоть музей сделаем». Поговорил с людьми, они стали приносить свои вещи… И теперь для бывших жителей Сигова считается обязательным, чтобы в музее были их вещи. Хранитель музея рассказывает: «Вот коврик: недавно в гости на родину приехала семья из Эстонии, привезла его для музея: в память о маме».

Огарева вспоминает, как благословил ее на создание музея и  патриарх Алексий II, как подарил ей свою книгу – «Православие в Эстонии», а она ему на 75-летие традиционное сетуское «богово полотенце» - «пюхосерет», которое вешали в домах около иконы…

Галина Артеменко, Андрей Рысев, специально для Когита!ру

Фото авторов

 

Справка:

Сету — земледельческий народ. Его культуре присущ патриархальный уклад. Они выращивали зерновые культуры, лен, разводили скот. Главным ремеслом и, соответственно, любовно сохранившейся традицией по-прежнему остается обработка льна, прядение, ткачество. В значительной степени хозяйство Сету носило натуральный характер. Особую роль в их истории сыграл Псково — Печерский монастырь. В XVI веке Сету приняли православие, народные предания связаны с деятельностью печорских миссионеров, особенно преподобного мученика Корнилия. Однако в народной культуре Сету христианские элементы тесно переплелись с языческими. Это отразилось как в повседневной жизни, так и в фольклоре. Сету до сих пор помнят ритуалы, связанные с именем бога плодородия Пеко. Некоторые традиции сохранились до сих пор. Так, в день св. Онуфрия по поверью избавившего летом крестьян от града, в Малах представители народности Сету собираются на праздник. А Кирмаш — народное гуляние завершает многие церковные праздники. Впервые о Сету в 1815 году написал немецкий путешественник Христиан Нест Шлегель. Эстонский поэт, писатель, фольклорист, просветитель, врач и общественный деятель, зачинатель эстонской литературы Фридрих Крейцвальд оценил самобытную культуру Сету, призывая собирать и изучать их напевы и сказания. Исследователем сетусского фольклора стал Я. Хурт, опубликовавший три тома «Песен Сету». Эти песни и многоголосное пение – леело сету включено с 2009 года в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Чуть позже, в июне 2010 году народ Сето внесен Правительством России в Единый перечень коренных малочисленных народов России.

Существуют две версии происхождения народа сету. Согласно первой из них, сету - коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен "осколок" древней чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно-Европейской равнины. По второй версии, сету - потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от гнета рыцарских орденов. В Печорском районе в конце XIX столетия проживало 16 тысяч сету.

 

comments powered by Disqus