01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Мы искали компромисс в духе XXI века, а нам предлагают возвращаться в XIX-й

Вы здесь: Главная / Среда / Локальность / Мы искали компромисс в духе XXI века, а нам предлагают возвращаться в XIX-й

Мы искали компромисс в духе XXI века, а нам предлагают возвращаться в XIX-й

Автор: Галина Артёменко — Дата создания: 21.08.2015 — Последние изменение: 21.08.2015
Петербургский Горизбирком отказал инициативной группе граждан в проведении референдума по передаче Исаакиевского собора РПЦ МП. В агентстве «Интерфакс» обсуждали ситуацию с возможной передачей собора РПЦ. Все ждут ответа губернатора.

Николай Буров, директор музея-памятника «Четыре собора», куда входят Исаакий, Спас-на-Крови, Смольный и Сампсониевский соборы, говорит, что у него уже хронические мозоли на языке: интервью по поводу возможной передачи РПЦ Исаакиевского собора и Спаса-на-Крови он дает круглосуточно.

Буров говорит, что музей  работает в динамичном развитии – в этом году примет 3 миллиона 300 тысяч посетителей, завершает громадные реставрационные проекты, скоро откроется Ангельская балюстрада, будет освящен и поднят тысячепудовый (шестнадцатитонный) колокол – таким образом, вся звонница будет заполнена колоколами. «Музей занимается делом, я увожу сотрудников в сторону от активных обсуждений,  говорит Буров. – Я наработал определенную терпеливость и жду ответа от губернатора и по итогам буду или не буду делать заявления».

Комплекс «Четыре собора» зарабатывает на себя сам, у города денег не просит, налоги платит, с церковью до недавнего времени проблем не было: богослужения совершаются во всех соборах, приходы есть, церковные лавки работают. Об этом Буров уже неоднократно рассказывал в разных СМИ.

Архимандрит Александр, председатель комиссии по архитектурным и художественным вопросам Санкт-Петербургской епархии, подчеркивает, что «основные задачи церкви – не имущественные и не материальные». И Церковь не просит себе соборы в собственность, а лишь в бессрочное безвозмездное пользование.

Буров напомнил, что самое первое соглашение по совместному использованию музеем и церковью храма было подписано именно с руководством Исаакиевского собора представителями тогда еще Ленинградской и Новгородской епархии в далеком 1990 году, потом соглашение не раз обновлялось и усовершенствовалось. И в результате – в Смольном и Сампсониевском  соборах служат ежедневно, 4 раз в неделю – в Исаакиевском, 1 раз в неделю – в Спаса-на-Крови. Не менее 600 богослужений в год получается.

О совместном использовании благовещенской церкви, знаменитой усыпальницы, где покоятся Суворовов, Милорадович и другие известнейшие люди государства Российского, говорит и директор Музея Городской скульптуры Владимир Тимофеев. Приводит цифры: стоимость уникальной скульптуры надгробий, это миллионы долларов. Тимофеев говорит, что все это культурное богатство принадлежит государству – Музейному фонду РФ. Он убеждает, что музею передали взамен Благовещенской усыпальницы прекрасный памятник – Уткину дачу, но она в аварийном состоянии, надо 6 лет и 11 миллиардов рублей, чтобы ее возродить и приспособить. И не вывозить же туда скульптуру Благовещенской усыпальницы?

Наталья Родоманова, возглавляющая информационный отдел Епархии, говорит, что Александр Суворов, который просил похоронить себя именно в Благовещенской церкви, «мечтал быть похороненным в церкви, а не в музее».

Тщетно журналисты добивались от представителей РПЦ ответов на вопросы: кто будет содержать храмы, если их передадут в пользование РПЦ? Кто будет нести уголовную ответственность за произведения искусства, которые в них находятся? Кто будет оплачивать реставрацию? И т.д. Ни одного внятного ответа получено на круглом столе не было.

При этом Александр Кобак, исполнительный директор Фонда Дмитрия Лихачева, автор фундаментального исследования о петербургских храмах, напомнил, что Исаакиевский собор и храм Спаса-на-Крови – прежде всего символы, памятники российской государственности, значимые для культуры России и мира. Надо искать компромисс, к подобного рода памятникам должен быть особый подход. «Музеи не занимались самозахватом этих храмов», - напомнил историю Кобак. По его мнению, нужен компромисс, речь может идти только о совместном использовании этих храмов-памятников вместе с РПЦ. Кобак, кстати, считает, что референдум не нужен, а вот широкий опрос общественного мнения по этому поводу надо организовать.

Социолог Татьяна Протасенко, правда, уверяет, что вопрос передачи Исаакиевского собора и Спаса-на- Крови не входит даже в двадцатку приоритетных проблем, которые волнуют горожан. Но она не подтвердила это никакими цифрами.

«Голосом улицы» решил выступить на круглом столе Владимир Яковлев, который при Собчаке возглавлял Комитет по культуре, а потом был вице-мэром и вице-губернатором по культуре. Он напомнил, что еще в конце 1990-х и начале нулевых, вопрос совместного использования храмов-музеев обсуждался: «Мы искали компромисс в духе XXI века, а нам сейчас предлагают возвращаться в XIX. Это позиция антипетербургская. Зачем затевать в наше жуткое время этот конфликт?».

Кстати, Яковлев принес с собой любопытный документ: в 1997 году РПЦ пыталась продавать билеты в Александро-Невскую лавру. И тогдашний вице-губернатор Яковлев разбирался с этим.

Максим Резник, депутат Законодательного собрания города, сообщил, что инициативная группа, где теперь семь депутатов Законодательного собрания, еще раз подаст документы в Горизбирком по референдуму – уже в сентябре.

Галина Артеменко, Когита!ру

Ранее на Когита!ру:

Юрий Вдовин. Нужен ли РПЦ Исаакиевский собор?