01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Императорские сады вновь в Петербурге

Вы здесь: Главная / Среда / Городская среда / Императорские сады вновь в Петербурге

Императорские сады вновь в Петербурге

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 09.06.2015 — Последние изменение: 10.06.2015
Участники: Галина Артёменко, Татьяна Косинова, фото
Когита!ру
В Михайловском саду Государственного Русского музея стартовал VIII Международный фестиваль садово-паркового и ландшафтного искусства «Императорские сады России». Как всегда ковры из цветов выглядят изумительно. Но в этом году политика закралась и в цветы. Репортаж Андрея Рысева.

Смешанные чувства: с одной стороны, цветы всегда прекрасны, равно как и креативное мышление ландшафтных дизайнеров. С другой – впервые политические тренды здесь проступают сразу, начиная с заглавия. Обычно темы фестиваля были посвящены либо Версалю, либо английским паркам, либо различной российской тематике (200-летию М.Ю.Лермонтова в прошлом году, например). В этом году, организаторы представили скорее не ландшафтные декорации, а фантазии-инсталляции на тему «Великого шелкового пути», которым, по словам хранителя садов Русского музея Ольги Черданцевой, «давно хотели посвятить фестиваль». Это желание совпало с перелицовкой внешней и внутренней политики страны.

 

Фестиваль всегда отличался красочностью, в этом году он, конечно, поражает своей оригинальностью (слева на фото "Этюд в сиреневом" из живых орхидей - элемент "Сада созерцания и вдохновения", созданного по японским мотивам коллективом авторов из Санкт-Петербургского колледжа строительной индустрии и городского хозяйства). В Михайловском обыграны не столько классические сады, сколько взгляд на события, которые произошли сотни лет назад, когда шелк с Востока везли через 12 тысяч километров в Европу, вплоть до Италии.

Слоны. Их, конечно же, семь. Нынче это расставленные на траве поливальные машинки в форме слонов, а вода выливается из хоботов. Бока животных расписаны по мотивам восточных сюжетов. Если воды не хватает, то можно объявить привал. Но это уже белый верблюд. И, конечно, он отдыхает в благоухающих растениях.

Тем временем извозчики направляются на чайную церемонию в одну часть Михайловского сада, либо в другую – обсуждать достоинство перевозимого шелка. Снова в путь, понятно, что долгий, но можно и ускориться. И тогда можно воспользоваться более экзотическим, воздушным видом транспорта. Пожалуй, одна из самых ярких инсталляций – сотканный из цветов «Ковер-самолет». Каждый, кстати, может воспользоваться: сесть на него и направиться в сторону своих эмоций и желаний (авторы усадьба Марьино).

Но спускаемся на землю, и тут вырисовывается несколько иная реальность, гораздо более, скажем так, приземленная…В том, что после семи европейских фестивалей мы обратили взор к Азии, зазорного ничего нет, и колорит восточных красок весьма любопытен, но «так получилось, что название резонирует с нынешней политической ситуацией, когда мы стремимся на Восток, но умысла в этом не было», — говорит Ольга Черданцева. Может быть, и не было, но прозвучало как оправдание.

Но это не всё. Больше всего на открытии поразила еще одна, совсем не цветочная инсталляция. В первый день была выставлена композиция работ откровенно пропагандистского характера: шесть картин Алексея Сергиенко, изобразившего политиков России, Индии и Китая.

В комментариях, которые предваряют все инсталляции, к своим работам автор поясняет, что воспевает военное и культурное сотрудничество этих держав, которые, по мнению художника, противопоставили себя западному миру. Он называет себя «основателем нового стиля – полит арт» и волнуется, что «современная политика западных стран направлена на экономическую изоляцию России от всего мира».

Были там даже ироничные шутки в адрес президента США Барака Обамы. Как признался Сергиенко, его работа «Полмира» — наглядный ответ на недавнее заявление Обамы о ситуации в России. На самой работе были изображены держащиеся за руки министры иностранных дел России, Индии и Китая предназначена специально для американского президента. Автор интересуется: «Посмотрим, окажется ли Барак Обама достаточно великодушным, чтобы принять такой подарок».

Художник добавил, что горячо поддерживает президента Путина, сказавшего по этому поводу, что «изоленты на всех не хватит». И ни одного растения – только картины. Сергиенко отметил, что одну из его картин готов купить Русский музей. Как будет выглядеть полотно этого автора среди шедевров музея, не вполне ясно.

На выходных политические картины Сергиенко из сада исчезли, но почему-то остались штативы, на которых они стояли. Может быть, испугались прогнозов: в субботу накрапывал дождик, в воскресенье подул сильный ветер? А может, полученная после открытия пресса? Неизвестно. (К слову, и с Малой Садовой тоже исчез фотопортрет Путина.) В любом случае, это был "перегиб", более смахивающий на «культ личности».

Но вернемся к здравому смыслу, то бишь, к прекрасному. В программе мероприятия значатся тематические выставки и презентации, посвященные странам, через которые проходил Великий Шелковый путь, специализированные мастер-классы, а также чайные церемонии. Одна из инсталляций из песка, для детей с ограниченными возможностями, предполагается, останется внутри решетки Михайловского сада навсегда. Здорово! Выставка будет проходить на территории Михайловского сада до 14 июня.

По традиции фестиваль  это еще и конкурс. В его жюри вошли представители разных стран: от России Лариса Канунникова (Комитет по градостроительству и архитектуре), от Франции княгиня Мари-Соль де ля Тур д’Овернь (вице-президент Фонда парков и садов), от Италии архитектор Марио Боничелли, от Грузии ландшафтный архитектор Тинатин Химшиашвили. Почётный гость - Мидори Ямада, профессор икебаны высшего уровня, мастер чайной церемонии.                                                

Хочется пожелать организаторам этого прекрасного мероприятия: наверное, не стоит превращать «Императорские сады России» в «имперские», а «Великий Шелковый Путь» в «великий шелковый Путь-ин».

comments powered by Disqus