01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Рынки в большом городе

Рынки в большом городе

Автор: Анна Желнина Дата создания: 23.06.2009 — Последние изменение: 23.03.2010
Последовательное вытеснение рынков и замена их гипермаркетами и торговыми центрами - яркая черта развития торговой сферы Петербурга.

В последние несколько недель активно заявляют о себе недовольные представители малого бизнеса, в первую очередь, «рыночные» предприниматели. Они устраивают публичные акции, публикуют открытые обращения к президенту РФ, к участникам 13-го Международного экономического форума. В конце прошлого года с открытым обращением предприниматели обращались и к губернатору Валентине Матвиенко.

Причиной возмущения Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса (АПМСБ) стали «рейдерские захваты» больших рыночных комплексов: предприниматели торговых комплексов «Апраксин двор», «Старая деревня», «Финляндский» и «Хасанский» проявляют себя наиболее активно. Напомним, что именно эти большие рынки городские власти уже давно пытаются выселить с обжитых – и «популярных в народе» - мест. В результате предприниматели могут навсегда попрощаться со средствами, вложенными в обустройство инфраструктуры своих торговых комплексов, а владельцы нежилых помещений в Апраксином дворе – и со своей собственностью. Как пишут в своих обращениях предприниматели, переехать на предлагаемые места в строящемся комплексе на ул. Руставели и «раскрутиться» на новом месте будет под силу уже далеко не всем.

Малый бизнес как коллективный жулик?

Предприниматели рассматривают такую политику города как целенаправленное уничтожение малого бизнеса в угоду «крупному капиталу и олигархам». Действительно, как показывает практика, на сложившихся торговых территориях, оставшихся от рынков, почти всегда вырастают торговые центры и гипермаркеты. Например, территория гигантского рынка «Оккервиль», располагавшегося возле метро «Ладожская», занята гипермаркетом «Окей», а на территорию Хасанского рынка претендовала компания «Лента»: уже ставшие традиционными торговые места – лакомый кусочек для «цивилизованных» торговцев. В целом Петербург лидирует в России по доле рынка розничной торговли, занимаемой именно сетевыми предприятиями торговли – не в последнюю очередь такое «лидерство» связано с политикой городских властей, предоставляющих сетям «зеленую улицу». Процесс этот называется на официальном языке «переходом к цивилизованной торговле»: именно его имела в виду Валентина Матвиенко, сказав на открытии «Дома предпринимателей» о том, что не хочет, «чтобы  в Петербурге был Черкизон».

В том же высказывании губернатор отметила, что «возвращения в 90-е не будет». Действительно, в 90-е годы в городе, как и во всей стране, наблюдался всплеск стихийной и рыночной торговли. Тогда посещаемость рынков была огромна, к тому же они снабжали работой и возможностью выжить в тяжелых экономических условиях большое количество людей – как продавцов, так и покупателей. Однако тогда рынки действовали полулегально, только в редких случаях подвергаясь полноценному контролю со стороны государства и правоохранительных органов, и далеко не все предприниматели были зарегистрированы и платили соответствующие налоги. Основной силой, контролировавшей рынок, становились представители криминального мира. «Благодаря» этому, рынки приобрели в представлении многих горожан «грязный» и «криминальный» имидж, так что при появлении альтернатив в виде сетевых магазинов некоторые петербуржцы стали обходить рынки стороной, хотя популярность их до последнего времени достаточно высока.

Попытки цивилизации


В условиях стабилизации политической и экономической системы в 2000-е годы такое положение на рынках перестало устраивать и власти. Получение налогов и «удобство» взаимодействия с предпринимателями стало приоритетной задачей политики в этой сфере. Поэтому еще губернатор Владимир Яковлев начал предпринимать попытки снизить «рыночный произвол». Это совпало с появлением в городе новых торговых форматов – торговых центров, супер- и гипермаркетов, часто сетевых или принадлежащих одному крупному владельцу, с которыми городу договариваться гораздо проще и выгоднее. Тем более, горожане сами радостно отправились в чистые и большие гипермаркеты. Гипермаркеты и торговые центры, в свою очередь, требовали территорий под застройку, желательно удобных с точки зрения посетителей, а еще лучше – с подведенными коммуникациями.

В связи с этим на рубеже веков началась массированная борьба города с «несанкционированной» торговлей, а вместе с ней – как побочный эффект – и борьба с индивидуальным и малым предпринимательством. Важной вехой стал юбилейный 2003 год: именно весной этого года были введены в использование 200 тыс кв метров торговых площадей «цивилизованного» формата (торговых центров и гипермаркетов). Если до 2003 года на рынки и маленькие магазины приходилось 80 % оборотов торговли, то к лету 2007 года соотношение изменилось до полностью противоположного: только 19 % оборота торговли приходится на малый бизнес, и 81 % на крупный сетевой ритейл (Фонтанка.Ру - "Торговые сети как змеиный яд" ).

Открытые рынки, однако, тоже менялись: они стали переселяться в помещения, налаживалась их инфраструктура, рынки стали «выходить на свет»: предприниматели стали регистрироваться и платить налоги. Однако и этого оказалось мало: политика города явно была направлена на то, чтобы избавиться от рынков и торговых точек «на видных местах», и рынки стали переселять с насиженных мест на периферию города. Особенно быстрыми темпами процесс переселения открытых рынков на край города или в крытые капитальные здания пошел в 2005 году. Управляющим компаниям тех рынков, которые хотели остаться на своих местах, предъявлялось требование о масштабной реконструкции, требующей больших инвестиций в развитие инфраструктуры. Некоторые из них соглашались на эти требования и инвестировали: сегодня именно эти инвестиции протестующие предприниматели и рискуют потерять.

Попытки города переселить рынки, по официальным заявлениям, направлены на борьбу с несанкционированной торговлей, «портящей облик города». Проблема в том, что таким образом власти борются не только и не столько с нелегальной торговлей, сколько с малыми предпринимателями, которые уже достигли уровня, когда они готовы играть по правилам, платить налоги и участвовать в легальных отношениях с государством.

«Рыночные зарисовки»: тенденции

 

Сенная площадь

То, что происходило на Сенной площади в центре Петербурга в 90-е годы, могло показаться неподготовленному взгляду полным хаосом. Огромная площадь, наполовину огороженная забором, скрывающим метростроевские конструкции, фактически являлась рынком. Все мыслимые способы торговать (с рук, с самодельных лотков, в более постоянных ларьках), виды товара (продукты питания, одежда, техника, старье) и типы продавцов (бомжи, пенсионерки, криминальные личности, начинающие бизнесмены) сочетались на одном пятачке городского пространства. Все они вели свои дела бок о бок, в результате чего в этом месте можно было обнаружить своего рода мозаику различных городских социальных типов, этнических, статусных, профессиональных. Кроме того, на этом полулегальном рынке можно было приобрести множество товаров по более низким, чем в среднем по городу, ценам. Все это происходило на фоне старинных зданий в историческом центре города. Именно этот факт стал основным аргументом городских властей, которые к 300-летнему юбилею запланировали расчистить площадь, разогнать маргинальных и криминализованных посетителей, организовать торговлю в «цивилизованной» форме. Реконструкция Сенной площади стала одним из главных проектов властей в ходе подготовки к празднованиям 300-летия. В результате часть торговцев была вынуждена перебраться с площади на вновь построенные «цивилизованные» торговые территории, либо – кто не мог себе этого позволить или не хотел – уехать на окраину города и обосноваться в районе железнодорожной станции Удельная, где к тому моменту уже действовал большой «блошиный» рынок. На Сенной же площади появились два торговых центра и 4 больших торговых павильона. Таким образом, Сенная площадь стала первым торговым объектом, на который обратили внимание и направили свою изменяющую деятельность городские власти.

Рынок «Оккервиль» у метро «Ладожская»

На этом вещевом рынке в бедные 90-е годы одевался практически весь город. Сюда, на окраину,  приезжали за дешевой одеждой и обувью со всех концов Петербурга. Большой пустырь рядом с метро быстро оказался оккупирован палатками, машинами, с которых продавали дешевый товар, привезенный челноками из ближнего зарубежья, включая Польшу, Турцию и Китай. На этом рынке все было подчинено простой функциональности – совершить дешевую покупку, не получая от процесса никакого удовольствия (примерять вещи, например, приходилось в углу торгового отсека, отгороженном занавеской либо просто завешенном одеждой). Рынок выглядел неприглядно, ходить иногда приходилось по лужам или мусору. Его даже решили однажды обнести забором, чтобы не портить вид проезжающим по близлежащей дороге автомобилям. В определенный момент, однако, простое огораживание перестало удовлетворять городские власти, и было принято решение также перевести рынок на другое место, практически на границу города и области -  район железнодорожной станции Девяткино. На месте рынка появился гипермаркет сети «О’Кей».

Рынок у платформы "Удельная"

Рынок около железнодорожной станции «Удельная» представляет собой огромную территорию, которую занимает частично секонд-хенд, палатки так называемого «китайского» рынка с дешевыми новыми товарами, а также пространство блошиного рынка, на котором продают подержанные, антикварные или найденные в помойке предметы. Раньше рынок торговал только старьем с земли, теперь он «цивилизовывается» - все большую часть пространства занимают стационарные прилавки, торговля новыми дешевыми вещами из палаток занимает большую часть территории на подходах к барахолке. Однако и это положение сохранилось чудом – популярная в народе барахолка едва не стала жертвой желания некоторых структур ликвидировать «грязный» рынок, а на его месте, к которому привыкли ходить за покупками горожане, построить торговый центр.

относится к: , ,
comments powered by Disqus