01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Власть

Как музыка конфликтовать и дружить помогает

Вы здесь: Главная / Власть / Медиа: состояние СМИ, сетей и платформ / Как музыка конфликтовать и дружить помогает

Как музыка конфликтовать и дружить помогает

Автор: Ксения Бабич (Москва/ Крым), Катя Мячина (Львов), Елизавета Сивец (Львов/ Крым) — Дата создания: 05.04.2017 — Последние изменение: 06.04.2017
Участники: ЦНСИ
Музыка, особенно во время конфликта, может выполнять не только развлекательную, но и миротворческую функцию. У музыкантов есть возможность говорить напрямую и понятным языком с тысячами людей, транслировать через музыку определенные смыслы. Сегодня многие музыканты, как с украинской, так и с российской стороны, пренебрегают этой возможностью...

Статья подготовлена в рамках проекта «Создавая пространство для диалога: Масс-медиа и мирная трансформация конфликтов на постсоветском пространстве». Проект был поддержан министерством Иностранных дел ФРГ и проводился Центром Независимых социальных исследований - ЦНСИ Берлин, в сотрудничестве с ЦНСИ Санкт-Петербург, Украинским Католическим университетом во Львове, центром трансформации конфликтов «Имаджин» (Южный Кавказ).

«В 21 веке политика – это новая этика» – сказал российский журналист Андрей Архангельский. Твоя политическая позиция отражает твои этические принципы. Поэтому сегодня, по мнению Архангельского, люди не спешат определяться со своей политической позицией – слишком важный шаг. А что, если речь идёт о «голосах народа» – людях, которые своей творческой деятельностью влияют на формирование нашего поколения и для кого-то являются ориентирами? Имеют ли они моральное право навязывать слушателям свою политическую позицию или, наоборот, игнорировать очевидный конфликт? Искусство в самом деле выше политики или же эти два понятия крепко связаны?

С запада на восток

Историкам в будущем придется изрядно потрудиться, чтобы прийти к единому мнению по поводу отправной точки российско-украинского конфликта. Но в культурной сфере, а именно на музыкальной сцене, начало взаимной блокады (и протестов против неё) отследить легче. Одним из первых инцидентов, показавших, что политика в этом случае оказывает прямое влияние на культуру, стала отмена концерта украинской группы «Океан Ельзи» в Петербурге в марте 2014 года.

Музыканты известны своей активностью во время Майдана и открытой проукраинской позицией. Официально прокатная компания объяснила срыв шоу проблемами в организации концертов. Хотя сегодня известно, что до принятия решения об отмене выступления группы в Министерство культуры Российской Федерации было направлено, как минимум, два официальных письма с просьбой запретить концерты «Океана». Одно – от депутата Законодательного собрания Петербурга Виталия Милонова, другое – от главы Курганской области Алексея Кокорина.

Чиновники в своих обращениях выражали обеспокоенность проукраинской позицией группы и ее влиянием на молодое поколение, составляющее основную часть её аудитории. Просили заменить концерт «Океана Ельзи» выступлением какой-нибудь группы, настроенной патриотически. За отменой этого концерта последовали многие другие. Большинству украинских музыкантов, которые внятно выражали негативное отношение к действиям российской власти в Крыму и на Востоке Украины, мешали или запрещали проводить концерты на территории РФ.

Нет мира, нет концерта...

Многие музыканты решили не дожидаться вероятных запретов на выступления и открыто заявили, что до мирного разрешения конфликта в Россию не приедут. «Мы поняли, что не можем приезжать в Россию с концертами, когда пришло осознание того, что Россия действительно ведет войну с Украиной и большинство россиян это поддерживает» – комментирует ситуацию Марко Галаневич, солист этногруппы ДахаБраха, которая в 2010 году получила российскую премию имени Сергея Курехина за вклад в современную музыку.

Группа образовалась в начале 2000-х под крышей киевского театра «Дах» и с того времени успела покорить не одну крупную концертную площадку как на западе, так и на востоке. Летом 2016 года почти каждое украинское культурное медиа трубило о том, что ДахаБраха выступила на Гластонбери, одном из самых масштабных фестивалей Британии. Это была победа: музыканты, играющие украинскую народную музыку, оказались в одном списке участников с Adele и Coldplay на фестивале, где когда-то выступали Rolling Stones и Radiohead. Тогда украинцы почувствовали, что их услышал весь мир.

Благодаря этническим мотивам, которыми наполнена их музыка, ДахаБраха по праву считается самым очевидным носителем культурного кода Украины. Возможность представить этот код на одной из главных музыкальных сцен мира, показать какова на самом деле Украина, с развитием конфликта казалась многим украинцам всё более необходимой. Последние несколько лет ДахаБраха часто выступает на Западе, объясняя это тем, что западная публика принимает их радушнее и понимает их музыку.

В то же время от концертов в России они отказываются. На вопрос о том, не считают ли они, что своей музыкой могли бы помочь россиянам понять украинцев и этим внести свою лепту в разрешение конфликта, музыканты отрицательно качают головами. «Нам никто бы не разрешил говорить о конфликте с российской сцены. Если бы мы решились на это вопреки запретам, это было бы последним, что бы мы сделали в своей жизни. А выступать без открытой демонстрации своей позиции бесполезно - это ничего не изменит» – объясняет Марко Галаневич.

Действительно, многим украинским музыкантам по просьбе организаторов концертов в России пришлось ограничить свою экспрессию относительно российско-украинского конфликта. К примеру, другую украинскую этногруппу Dakh Daughters, прославившуюся своими выступлениями на Майдане, организаторы концерта в одном из российских городов попросили не поднимать украинский флаг во время шоу, потому что в зале были представители ФСБ, ожидающие любой «провокации».

Во время открытого, пусть и отрицаемого, конфликта, властным структурам и органам пропаганды не выгоден обмен мнениями между гражданами России и Украины. Ведь, кроме того, что музыка приносит людям эстетическое удовольствие, она ещё и помогает бороться со стереотипами, которые институты пропаганды так старательно насаждают.

Мирить, а не ссорить...

Однако, не все украинские музыканты отказываются от гастролей по России, руководствуясь политическими убеждениями. Некоторые из них, несмотря на беспричинные отмены концертов и проблемы с организаторами, продолжают выступать перед российской публикой. Юрий Каплан, фронтмен коллектива «Валентин Стрыкало», на своей странице соцсети ВКонтакте написал: «Музыка призвана не ссорить, а мирить и объединять людей. Наша цель не война, наша цель – мир. Обрыв связей с нашими российскими поклонниками подкинет дров в этот общий костер ненависти. А цель у нас обратно противоположная. Тушить этот костер, не давать ему разгораться. Наша задача – как раз общаться с поклонниками, разрушая один за другим мифы, созданные пропагандой».

Музыкант, как и многие его коллеги, продолжающие посещать Россию с концертами, постоянно подвергается критике со стороны радикально настроенных украинцев. Так, певца Андрея Запорожца из группы SunSay, известного своими пацифистскими текстами, во время отборочных туров конкурса Евровидение-2016 публично раскритиковали его же украинские коллеги. С их подачи в адрес музыканта началась волна обвинений в пророссийской позиции, несмотря на тот факт, что Андрей Запорожец спонсирует обучение основам программирования переселенцев из зоны АТО и бойцов АТО.

Поступки людей, вопреки конфликту отчаянно пытающихся сохранить культурный диалог между жителями России и Украины, вызывают противоречивые реакции. Что в этой ситуации более необходимо: политически аргументированная изоляция от страны-агрессора или сохранение культурного диалога? Что в приоритете: продемонстрировать свою категоричную позицию по поводу конфликта или подготовить почву для трансформации конфликта в будущем? Что важнее: сегодня или завтра?

С востока на запад

 

В России ситуация похожа, хотя и несколько отличается от украинской. Большинство прогрессивных музыкантов игнорируют конфликт и продолжают приезжать в Украину. Их принимают радушно, потому что большая часть их аудитории аполитична и любит своих кумиров исключительно за их творчество. Так, известный пацифист Борис Гребенщиков ещё в 2014 году заявил, что молится о том, чтобы война окончилась. Он регулярно приезжает с концертами в Украину.

С такой же позицией сразу после аннексии Крыма выступил лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. В эфире телеканала «Дождь» он сказал, что не считает Крым российской или даже спорной территорией. Учитывая, какую аудиторию охватывают эти два культовых музыканта, можно предположить, что своими взглядами они вполне могут влиять на политические приоритеты своих слушателей.

По словам известного британского документалиста Тони Палмера, музыка не может существовать без политики, потому что является её общественным отображением. Музыканты, принимающие оппозиционную политической элите позицию, пропагандируют ценности, отличающиеся от официальных. Нередко такие исполнители вносят свою лепту в мирное разрешение конфликтов.

Несмотря на относительную закрытость российской поп сцены от влияния извне, после начала конфликта начали появляться интересные кросс-культурные проекты. Бывшая солистка группы «Ленинград» Алиса Вокс начала сольную карьеру с кавер-альбома украинского музыканта, фронтмена группы «Скрябин» Андрея «Кузьмы» Кузьменко, погибшего в автокатастрофе в разгар конфликта. Певица не только переписала хиты группы на русский язык, но и выпустила их полноценным альбомом. Вырученные с продаж диска средства она передала семье музыканта в Украину.

Несмотря на то, что действия певицы неизбежно интерпретируются в контексте актуального конфликта, сама Алиса Вокс пытается дистанцироваться от политической ситуации. «Я ничего не понимаю в политике»  говорит она. Уточняет, что ей близка позиция Аллы Пугачёвой: «Ее спросили в интервью о том, эпоха какого руководителя СССР ей больше всего понравилась. Пугачёва ответила, что для неё все – просто зрители. Она не вмешивается в политику». И добавляет: «Лучше пусть политики лезут в музыку, чем наоборот».

С этой позицией, как и с любой другой, можно не соглашаться. В музыке неизбежно отражается актуальные для исполнителя события, влияющие на него. Политика давным-давно «влезла» в музыку и, по сути, стала её неотъемлемой частью. Попытку Алисы Вокс дистанцироваться от участия в политических спорах можно понять. За три года напряженных отношений между Россией и Украиной люди изрядно устали от них. Многие музыканты, как и сама Алиса, хотят просто писать музыку и исполнять её для своих слушателей. Но в ситуации, когда государство требует сделать ясный выбор, сохранять аполитичную позицию чрезвычайно трудно и простому гражданину, и творческим людям.

Другая популярная рок-певица Земфира, напрямую ощутила влияние конфликта на своё творчество и на отношения с собственными поклонниками. В сентябре 2014 года она исполнила композицию «Океана Ельзи» на украинском. Ее поступок оценили немногие. Разумеется, в Украине ее поступок поддержали. Но вот реакция российского общества была неоднозначной. Нашлось немало тех, кто обвинял певицу в предательстве. По прошествии полутора лет под влиянием обструкции со стороны большей части общества Земфира попросила своих фанатов не поднимать украинские флаги во время ее концертов.

Опасаясь, что поведение некоторых фанатов может создать ей проблемы с туром, певица заявила со сцены: «Вы любите свою страну, я люблю свою страну». Земфиру запугали? Вполне вероятно. Одна из самых вольных исполнительниц российской сцены стала жертвой цензуры. Результат ли это прямого политического давления или самоцензура, не суть важно. Факт остается фактом. Многие популярные российские музыканты либо намеренно игнорируют политику, либо сознательно занимают позицию «русского патриота».

В 2014 году многие заметили отсутствие российской группы Lumen на фестивале «Захід», каждое лето проходящим во Львовской области. Хотя музыканты были заявлены в списке участников, выяснилось, что рок-музыканты отказались выступать по политическим мотивам. Организаторы фестиваля решили собирать средства в поддержку батальона «Азов», воюющего на востоке Украины, однако позже отказались от этой акции. Но исполнители уже заявили о своем нежелании иметь дело с политикой и отказались выступать. С тех пор группа не дала ни одного концерта на территории Украины, несмотря на то, что многие украинские фанаты группы все еще готовы слушать и слышать музыкантов.

Работа пропагандистской машины

Пропаганда конфликта часто весьма эффективна. Поначалу людей лишают доступа к широкому альтернативному информационному полю. Затем кормят тщательно отобранными новостями. Нередко и у людей публичных происходит смена позиции. Избежать пропагандистского влияния можно только через непрерывный диалог, в том числе культурный.

Музыка, особенно во время конфликта, может выполнять не только развлекательную, но и миротворческую функцию. У музыкантов есть возможность говорить напрямую и понятным языком с тысячами людей, транслировать через музыку определенные смыслы. Сегодня многие музыканты, как с украинской, так и с российской стороны, пренебрегают этой возможностью или используют ее для усугубления конфликта. Многие же из тех, кто понимает важность диалога с условным врагом, нещадно критикуется.

Однако если люди, создающие культурные коды, не будут обсуждать со своими массовыми аудиториями происходящие в их странах события, такое общение станет прерогативой только политиков, цели которых могут быть далеки от миротворческих.


См. также Поцелуй свободы