01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Первая четверть века ансамбля «Гаик»

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Новости / Первая четверть века ансамбля «Гаик»

Первая четверть века ансамбля «Гаик»

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 30.06.2015 — Последние изменение: 06.07.2015
Участники: Михал Фролов, Евгений Мартынович, фото
28 июня 2015 юбилейным концертом "Нам – 25!" польский фольклорный танцевальный коллектив «Гаик» отметил свой "серебряный" юбилей.

Поздравить ансамбль в Культурный центр «Троицкий» в Невском районе Петербурга съехались его участники из первого состава 1990 года и польские коллективы и сообщества из Котласа, Ярославля, Вологды, Архангельска, Великого Новгорода, Петрозаводска и самого Петербурга. Юбилейный концерт 28 июня 2015 состоялся при поддержке петербургского общества "Полония", в котором 25 лет назад зародился ансамбль, и Генерального консульства Польши в Петербурге.

«Гаик» - уникальный для России ансамбль. Только ленинградским-петербургским полякам удалось создать детский и молодёжный танцевальный коллектив, исполняющий преимущественно польские народные и светские танцы, и непрерывно, в течение 25 лет сохранять его, умело подпитывая мотивацию трёх поколений танцоров-любителей. В ансамбле три группы: младшая (5-10 лет), средняя (11-17) и старшая (от 18 до 30 и старше). Сегодня за «Гаик» отвечают младшие братья и сёстры первого состава, которые привели сюда своих детей. За 25 лет "сменилось четыре поколения молодых танцоров, это порядка 200 человек. В настоящее время занятия ансамбля посещают 50 человек в возрасте от 5 до 35 лет»  сообщает юбилейная брошюра (издана при содействии генконсульства Польши).  Нигде больше в постперестроечной России не удалось создать и укоренить ничего подобного для детей и молодёжи в области польского фольклора. Гости из других регионов на концерте представляли фольклорные коллективы взрослых (Ярославль, Вологда) или пожилых людей (Котлас), созданные позже .  

Феномен "Гаика" на первый взгляд прост: группа энтузиастов искала способ научить своих детей говорить по-польски и развить у них интерес к польской культуре.

Имя ансамблю придумала Ядвига Фролова: «Это прекрасно совпало. «Гаик» (gaik) – как традиция народная, обряд приветствия весны, и собственное значение слова – «молодой лес». Когда начинался этот ансамбль, самому старшему участнику было 12 лет, остальные были моложе. Это была наша надежда, дети, они растут, деревья тоже растут – и такое сочетание и ассоциация сработали. Единственное, это слово не легко произносится, получается «гаэк». Но чем-то пожертвовать надо было». Пани Ядвига с удовольствием рассказывает о самом начале: «Это было спонтанно. Поднялся свежий ветер перемен. У нас были дети, и мы хотели детей занять делом. И тут началось польское движение, возникла «Полония». Пошло с языка, я преподавала польский язык нашим маленьким, своим. На энтузиазме. Просто как дети радовались вместе с ними. Первые занятия проходили в какой-то школе на улице Ольги Форш, кто-то из знакомых там работал и позвал нас: «Приходите к нам» – вот на таком этапе были. И однажды пани Наталья [Шикер] привела Филю и Яна – маленьких ещё – на польский язык»

Рассказывает Наталья Шикер, основательница, хореограф и руководитель (dyrektor artystyczny) ансамбля: «В 1989 году я по радио услышала, что образовалось культурно-просветительское общество «Полония». Наша семья имеет отношение к Польше: мой муж – стопроцентный поляк, у меня одна часть семьи польская, другая часть – российская. В костёле мы встречались со всеми поляками, мы знали друг друга. И, естественно, мы отдали своих детей в группу польского языка к пани Ядвиге Фроловой. Пани Ядвига занималась с ними, а я сидела и слушала, как она поёт с ними песни, и поняла, что нужно научить их танцевать. Хотя бы полонез»Подобралось несколько пар, но элементами полонеза дело не закончилось, стали учить шлёнские танцы, и пошло-поехало. 

Наталья Шикер – профессиональная танцовщица, выпускница нижегородского хореографического училища – за эти годы стала ведущим специалистом по польскому фольклору, закончила курсы на отделении фольклора в Люблинском университете, стала сотрудничать с известными польскими хореографами (Чеславом Кунявским, Хенриком Манецким, Станиславом и Лехом Лещиньскими, Петром Залипским и другими). Восемь её учеников из первого состава «Гаика» также получили дипломы хореографов польских танцев в Люблинском университете...

Пока дети не втянулись, пока не дошло до концертов, гастролей, фестивалей и международного признания, мотивацию начинающих танцоров приходилось поддерживать. Родители понимали ценность общения ребёнка с танцем, польской культурой и друг с другом, но сами гайчата в начале занимались через не хочу. Вспоминает Ядвига Фролова, все три её сына, Пётр, Михал и Илья, прошли через «Гаик»: "Начало 1990-х совпало с расцветом евро-диско. Это были подростки, подавай им современное. Они сходили на одну репетицию, на другую, возвращаются: «Мама, мы не пойдём больше». – «А что такое?» – «Да ты представляешь, там ой-ты-ты, ой-ты-ты. Мы мальчики, мы не будем это танцевать». И пришлось им объяснить, что это не всё, что в этом мудрость народа, это традиции, это веками народ создавал, а то, что из народа, это всегда чисто, подлинно, глубоко. И это не евро-диско – сегодня он есть, завтра его нет, – и они скоро смогут что-то найти для себя. Но и это до них не дошло. Тогда я сказала: «Зато вы поедите за границу, в Австралию!». На ходу придумала, и это был обман. Но так продолжалось недолго, они сразу вошли во вкус».

Первые костюмы шили сами. «Занавески пошли в ход – очень примитивные были наряды первые» говорит Ядвига Фролова. Ираида Ивановна Дягилева вышивала костюмы вручную, а папа Елены и Тараса Волошенко был первым водителем ансамбля, возил их костюмы. «Однако своими силами мы бы мало могли сделать, как-то бы жили, но не шли бы дальше, не расширялось бы пространство деятельности»  считает Ядвига Фролова.  Со сцены не прозвучало имя консула Здислава Новицкого. Он очень помогал в организационном плане, с поездками, с костюмами. Мы занимались в спортзале школы, он приходил на репетиции и на концерты, интересовался, чего нам не хватает».

В первые годы ансамблю помогало польское акционерное общество «Люмена», оно было спонсором фестивалей, пока не ушло с российского рынка. В 2000 году был учреждён фонд имени Оскара Кольберга для поддержки ансамбля, и тоже был закрыт в 2010 из-за ухода польских спонсоров. Были проблемы с помещением: больше десяти лет «Гаик» существовал в школе №216 с углублённым изучением польского языка, с 2004 года он развивается в Культурном центре «Троицкий» как бюджетный творческий коллектив. 

По репертуару ансамбля можно изучить всю палитру польских общенациональных танцев: краковяк, полонез, мазурку, куявяк, оберек. В каждом регионе Польши танцуют свои краковяки и мазурки, и для каждого танца есть свой костюм. Регинальное разнообразие ритмов, движений и музыки тоже можно узнать в выступлениях «Гаика», детей здесь учат исполнять ловицкие, любельские, шленские, подляские, пшеворские, варминские, курпевские, чешинские, кросненские, кашубские, жешовские, опочинские, велькопольские, билгорайские, оравские и другие варианты польских танцев. Кроме того «Гаик» исполняет русские, украинские и венгерские танцы. На юбилейном концерте первый состав и старшая группа исполнили «Чардаш». Танцевальная традиция подпитывается ежегодными фестивалями. В Петербурге это фестиваль «Возьмёмся за руки, друзья!», его организует Дом Национальностей (Гаик  непременный лауреат, танцует на своей любимой сцена в БКЗ «Октябрьский»). Устраивает ли кто-нибудь ещё всемирные фестивали своих танцев, не знаю, но поляки это делают регулярно в Жешуве, и наш петербургский «Гаик» в них участвует с 1992 года. 

 Анастасия Шикер (на фото слева с мужем Филиппом Шикером) в «Гаике» с 2002 года, пришла как аккомпаниатор (рояль, аккордеон), вела занятия в капелле ансамбля (многие польские танцы сопровождаются пением), стала художественным руководителем, Наталья Михайловна передаёт Анастасии методику преподавания. Анастасия считает, что юбилейный концерт сделали старички, первый состав. Кульминацией концерта стал куявяк на две пары. Танец был поставлен в 1992 году Натальей Михайловной Шикер для своей лучшей четвёрки. С этим номером «Гаик» впервые участвовал во Всемирном фестивале польского танца в Жешуве в 1993 году. «Но самое главное, – отметила Наталья Шикер, – его исполняет первый состав, те, для кого он был поставлен». На сцену вышли Елена Кулага (Волошенко) и Пётр Фролов, Анастасия Роойен (Гусева) и Ян Шикер. Они прилетели в Петербург за два дня до концерта: Анастасия – из Голландии, Елена – из Канады, партнёры – из Польши. «Они вчера репетировали до упаду, с самого утра и до десяти вечера, уезжали домой на такси, потому что не было уже сил вообще. Я лично по ним, по видеозаписям их выступлений учила все эти танцы, всех этих людей я знаю с видеокассет. И вот эти легенды танцуют на нашей сцене спустя 23 года – это просто сенсация» – сказала Анастасия Шикер.

Елена Кулага (Волошенко) рада, что смогла приехать: предыдущий, 20-летний юбилей «Гаика» отмечали осенью, поэтому приехать в Петербург смогли единицы, сейчас она специально взяла отпуск пораньше. Елена работает преподавателем английского языка в канадской школе и польском фольклорном ансамбле «Татры». Её ансамблю 30 лет, в нём занимаются 100 детей, последние 10 лет им руководит Елена. Из семерых её коллег по «Гаику», получивших сертификаты преподавателей фольклорных танцев в Люблинском университете, пока лишь она имеет свой ансамбль. В ансамбле Елены в Канаде танцует старшая из трёх дочерей Елены, Настя. В юбилейном концерте «Гаика» Настя выходила в общем полонезе.

– Откуда такой кураж и блеск в вашем исполнении?  – «Мы любим это – отвечает Елена. – Важно не только выйти на сцену и станцевать, но и передать любовь к польскому фольклору. Когда выходят с душой, с задоринкой, тогда танец выглядит совсем иначе». Выступлением своего первого состава Елена довольна, но «надо было ещё хотя бы одну репетицию сделать». «Мы здесь собрались вчера. Одна репетиция! Я говорю: «Как мы это будем делать?» Собирались танцевать один танец [куявяк], хорошо его подготовили. Начали репетировать: так, и это мы сможем, и это станцуем, и это, давайте-давайте»

Павла Шутова вдохновляют репетиции старших: «Когда старшая группа занимается, смотреть за ними одно удовольствие». Павлу 16 лет, в «Гаике» он занимается второй год в средней группе, приезжает на «Пролетарскую» с «Ленинского проспекта» три раза в неделю. Сначала был «деревянный», но здесь довольно быстро «поставили». Его случай  пример самостоятельного обращения к польским корням. Сколько себя помнит, он «в 4 года уже бегал с банкой, кого-то ловил», «муравьёв разводил довольно успешно, даже некоторые виды из Китая были», класса до 8-го хотел связать свою жизнь с биологией, и «насекомые казались ближе всего». Но года два назад предпочтения вдруг поменяли знак на гуманитарный: стал интересен язык, коммуникация, общение с людьми. Павел стал учить польский, сначала сам, потом пошёл на курсы в «Полонию», там узнал о «Гаике». Прадед Павла, Клещинский Леонид Людвигович – поляк, был расстрелян в годы Большого террора в Ленинграде. «Можно сказать, что во мне теперь полторы культуры, ещё не до конца две, но полторы точно».

Евгению Дятлову 24 года, танцует в «Гаике» с 16 лет, младший брат Анастасии Шикер. Его участие в ансамбле – дань семейной традиции. Здесь его привлекает атмосфера, которая есть на концертах и репетициях, гастроли и возможность общения с поляками, а также связь с теми, кто танцевал раньше, кто шил костюмы и может рассказать историю польских регионов. Евгений считает, что каждый, кто хотя бы однажды танцевал в «Гаике», будет сюда возвращаться, приведёт сюда и своих детей, и внуков. На репетициях даётся полный комплекс хореографии, классической хореографии, народной хореографии и лишь затем начинается разучивание танцев. Наталья Михайловна Шикер ставит новые танцы, занятия проводит Анастасия Шикер. 

Мария Белякова танцует в «Гаике» с 1995 года, со своего 1-го класса в 216-й "польской" школе, ей 27 лет. Танцует с перерывами (семья и дети), но старается выбираться. Мария надеется, что юбилейный прорыв ансамбля продолжится: «наладилась репетиционная деятельность»Что даёт ансамбль вот уже без малого 20 лет?  

«Мы очень много лет дружим, все друг друга знаем, путешествовали, были в Польше неоднократно. Очень приятно было вновь прийти после долгого перерыва и встретить людей, с которыми много чего было пережито. Всех очень люблю».

Петербургский Союз поляков подарил «Гаик» живое дерево, украшенное по-весеннему лентами. "Жизнеспособность дерева – это его корни. Думаю, загадка или, наоборот, отгадка успеха вашего ансамбля в его глубоких корнях, корнях участников ансамбля. В качестве подарка дарим деревце, оно живое. Пусть он всегда у вас цветёт, чтобы корни разрастались и появлялись новые саженцы» - сказала Лилия Шишко.

«Гаик» прожил 25 лет ярчайшей, счастливейшей жизни. – сказала Елена Яновна Волошенко. – Детки наши замечательные выросли и разлетелись в разные страны, но самое главное, они передали следующим поколениям любовь к польскому фольклору, сегодня на сцене выступали уже их дети.   

«Четверть века в танце, в работе с молодёжью, с детьми – это прекрасный юбилей. Во всей польской диаспоре в России нет другого случая, чтобы так успешно, планомерно и долго работал коллектив. Большой организаторский талант и дар работы с детьми, способность их притянуть, заинтересовать и удерживать  это редкость и пример для других ансамблей»  сказал генеральный консул Польши в Петербурге Пётр Марциняк и пожелал «Гаику» следующих 25 лет.   

14 июля 2015 «Гаик» отправляется в польский город Ивонич Здруй, где состоится фестиваль для групп исполнителей польских танцев возрастной категории до 16 лет

Использованы фотографии автора, Михала Фролова, Евгения Мартыновича и другие, найденные в сети ВКонтакте. 

Фоторепортаж Е.Мартыновича 

Upd. 06.07.2015. Рерайтиговая публикация на Росбалте по тексту Когита!ру