01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Камертон исторического беспокойства

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Новости / Камертон исторического беспокойства

Камертон исторического беспокойства

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 08.11.2016 — Последние изменение: 08.11.2016
Участники: Наталия Брыжко-Запур, фото
Как в Петербурге вспоминают Анджея Вайду? Вчерашний вечер в медиа-центре Новой сцены Александринки посвятили самому известному польскому режиссёру.

Ранее на Когита!ру: Памяти Анджея Вайды

Вечер вёл куратор киноклуба "Синемафия", киножурналист, ведущий еженедельной телепрограммы «Окно в кино» на 5-м канале Андрей Смирнов. На вечере речь шла, в основном, о кино-ипостаси Анджея Вайды, его театрального, телевизионного творчества и его общественной деятельности выступавшие практически не касались: в России Вайду ассоциируют прежде всего с кино.

Инициатором проведения вечера стала директор Польского института в Петербурге Наталия Брыжко-Запур. Она сказала, что до сих пор живёт с ощущением, что Вайда не умер, он с нами, среди нас. Первым его фильмом, увиденным "взрослыми глазами", стал для Пани Наталии "Человек из железа". Это была эпоха расцвета "Солидарности", Вайда и другие кинематографисты были членами этого профсоюза, афиша фильма была выдержана в стилистике плакатов "Солидарности"... Фильм, получивший Пальмовую ветвь в Каннах, поднимал тему компрометаций, провокаций спецслужб и неминуемых столкновений, что и случилось 13 декабря 1981, когда в Польше было введено военное положение.

О провидческой роли кинематографа Вайды, предостерегающего своими фильмами, деконстрирующего многие польские мифы, уже сказано и будет сказано в ближайшем будущем много. На вечере был показан полутораминутный трейлер последнего фильма Анджея Вайды "Powidoki" ("После-образы" - над переводом этого польского слова, прямых аналогов которому нет в русском языке, ещё есть два месяца для размышлений перед его мировой премьерой  январе 2017, я бы перевела это как "послевкусия"). Фильм-завещание, фильм-предостережение - так пишет польская критика о последнем творении Мастера. Польская премьера фильма состоялась ещё при жизни Вайды, на ежегодном форме польского кино в Гдыне в сентябре этого года. Фильм рассказывает о столкновении художника с войной и государственным террором. Польский художник-авангардист, теоретик конструктивизма, Владислав Стржеминский (Władysław Strzemiński, 21 октября 1893, Минск, - 26 декабря 1952, Лодзь) стал инвалидом на I-ой Мировой войне (утратил руку, ногу и один глаз), тем не менее он сумел стать ярчайшим представителем польского авангардизма 1920х-1930х годов, основоположником унизма, сооснователем Высшей школы искусств и дизайна в Лодзи. Фильм рассказывает о его столкновениях с цензурой ПНР, идеологией соцреализма и попытками сохранить себя в послевоенной Польше, захваченной сталинской индоктринацией и чистками. Тема сталинской индоктринации в Польше, которую поднимает фильм, в Польше умалчивается или интерпретируется в пользу героев сопротивления, о массовой если не поддержке, то согласии, смирении поляков с установившимся после Ялты режимом в Польше сегодня напоминают единицы. Вайда показывает, как Стржеминского изводил собственно польский, индоктринированный коммунистической идеологией и сталинщиной тоталитаризм. Как и многие другие, это исповедальный фильм, основанный на личных переживаниях и перипетиях судьбы режиссёра. Вайда всю жизнь рисовал, зарисовывал эскизы увиденного, закончил колледж при Академии искусств в Кракове, его старший брат Лешек (1927-2015) был художником и сценографом, - Прежде чем связать себя с кино, Вайда учился живописи в Кракове вплоть до июля 1949, пережил арест своего профессора, художника Виктора Ланглера и сам был задержан польской беспекой, устроившей засаду на квартире Лангера и т.д. Каждый свой кадр он снимал как художник, как бы рисуя его - в магии вайдовской кино-живописи половина успеха его кинопроизведений.

Однако никто из участников вчерашнего вечера фильма целиком ещё не видел.

Режиссёр Виталий Потёмкин вспоминал о двух инициированных им месечниках (!) польской культуры на петербургском телевидении в 2002 и 2004 годах. В начале этого века легко было устроить и большие ретроспективы, и новые документальные фильмы, и многочасовые встречи с Вайдой в Петербурге. Потёмкин считает, что вайдовский кинематограф сформировал этос не только польской, но и российской интеллигенции. В его доме есть кресло Вайды, книги и альбомы, подаренные им, есть фильмы, сохранились и все исходники видеозаписей бесед и прогулок по Петербургу с Вайдой, который, казалось, знал этот город и чувствовал его. От самого польского коллеги Потёмкин многому научился: и ровной, неспешной беседе, и доброжелательному и заинтересованному отношению к студентам, и бескорыстию. Петербургский режиссёр напомнил о построенном на японские гонорары Вайды и его последней жены Кристины Захватович музее японского искусства в родном Кракове — "всё остаётся людям".    

Сергей Ильченко увидел фильм Анджея Вайды "Пепел и алмаз" в возрасте 10-11 лет: мама взяла его с собою в кинотеатр "Знание". Советская премьера фильма запоздала на 10 лет, лишь в 1968 году его стали показывать в СССР сильно урезанным. На этом же сеансе были Сергей Юрский, и будущий киножурналист прислушивался к его словам: Юрский шёл сзади и вслух размышлял об увиденном. Сегодняшние магистры Ильченко на вечер не пришли ("за что получат свои "двойки"), оказалось, что они не знают, кто такой Вайда, и ни одного его фильма не видели. Ильченко понял, что обязан устроить у себя в университете семинар и принудительный просмотр своей "вайдовской тройки" (у каждого она своя): "Пепел и алмаз", "Земля обетованная" и "Катынь". Бывший пресс-секретарь всех международных петербургских кинофестивалей вспоминал не только о мировой премьере в Петербурге вайдовского фильма "Валенса. Человек из надежды" в 2013 году, но и о том, что именно в Ленинграде, в ЛГИТМиК, до вручения Пальмовой ветви Вайде в Каннах, в 1980 году будущий киновед Сергей Добротворский, заканчивая мастерскую Нины Рабинянц, писал выпускной диплом по фильмам Вайды, - "и защитился!".

Ровесница Ильченко, писатель Елена Чижова впервые увидела "Пепел и алмаз" в свои 14 лет в ретроспективе в госфильмофондовском «Кинематографе» в ДК им. Кирова на Васильевском острове. Билеты были в первом ряду, приходилось задирать голову, болела шея. Она ничего еще не знала о польском "кино морального беспокойства", но с того первого просмотра и до сих пор считает Анджея Вайду камертоном исторического беспокойства всего 20 века. Оптика Вайды не просто обнажала неполноту и зашоренность школьной программы по истории, но разворачивала к значению происходящего в недавнем прошлом и прямо на глазах. Елене Чижовой "хотелось бы, чтобы этот камертон уже замолчал. Но не раньше, чем произойдёт осмысление произошедшего и случившегося с нами. Чижова также сказала о необыкновенной завершённости судьбы: Вайда сумел осуществить все свои замыслы, воплотить то, к чему готовился десятилетиями, получив при жизни признание и отклик.

Завершил вечер показ документального фильма "Анджей Вайда: Внимание, съемка!", снятого молодыми кинематографистами на Студии Вайды. Фильм сделан в 2008 году, показывает процесс съёмки "Катыни", за кадром Вайда немногословно излагает некоторые из своих режиссёрских принципов. 

Вечер продолжался два часа. Его организовали Польский институт в Петербурге, Медиа-центр Ноой сцены Александринского театра и Студия Анджея Вайды.