01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Еврейские мотивы из записей Оскара Кольберга звучали в Петербурге

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Наука / Еврейские мотивы из записей Оскара Кольберга звучали в Петербурге

Еврейские мотивы из записей Оскара Кольберга звучали в Петербурге

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 25.10.2014 — Последние изменение: 25.10.2014
Участники: Евгений Мартынович, фото
Когита!ру
Сын геодезиста с прусскими корнями и дочери французских эмигрантов, великий польский музыкант и этнограф Оскар Генрик Кольберг был единственным собирателем музыкального наследия восточно-европейских евреев в 19 веке. О лекции вроцлавского профессора Божены Мушкальской рассказывает Евгения Литвинова.

На трёхдневной международной конференции «Петербург и национальные музыкальные культуры» в Российском институте истории искусств, посвященной в этом году Оскару Кольбергу  в честь его 200-летия, выступила с докладом Божена Мушкальска. Профессор Вроцлавского университета и директор Института музыкологии сделала доклад «Еврейские мотивы в произведениях Оскара Кольберга».

Этой же теме Божена Мушкальска посвятила лекцию, прочитанную в библиотеке ЕСОДа – Еврейского культурного центра Петербурга.

В коротком вступлении гостья из Вроцлава рассказала, кто такой Оскар Кольберг (думаем, что не ошибёмся, предлагая такую аналогию ­– польский Пётр Киреевский, Александр Афанасьев и Владимир Даль в одном лице). Для рассказа об огромном музыкальном наследии Кольберга одной лекции, конечно, мало. Профессору Мукальской особенно приятно было представить свое исследование в Петербурге, где сплелись разные национальные культуры, в том числе, и польская, и еврейская.

Подробно профессор Мушкальска говорила об уникальных записях еврейской музыки, сделанных Кольбергом во время его этнографических экспедиций. Больше такие записи никто не вел. И, хотя тема еврейской музыки не была для Оскара Кольберга главной (еврейская тема была для него темой второго плана), но именно благодаря его трудам мы сегодня представляем себе жизнь еврейского местечка в Польше 19 века. Это взгляд со стороны. Не все обряды, не все праздники были понятны Кольбергу. Но он добросовестно фиксировал свои наблюдения. Сегодня, благодаря его записям, мы легко можем себе представить жизнь и быт и польской деревни, и еврейского местечка. Сам, будучи музыкантом, особое внимание Кольберг уделял музыке. Сейчас по его нотным записям можно сыграть и прослушать то, что играли и слушали польские евреи более 150 лет тому назад.
Кольберг отслеживал те изменения в иудаизме, которые происходили на протяжении 19 века. Он слушал и знаменитых исполнителей еврейской музыки, и скрипачей из местечек, и иудеев нового тогда направления – хасидов. Музыка – очень важный элемент жизни еврейский дворов. Никакие собрания не проходили без музыкального сопровождения.
В культуре евреев-ашкенази существовало почитание цадиков – праведников. О том, как евреи со всей Польши приходят и приезжают за советом к цадику, подробно описал Кольберг. Вот одно из описаний. Почему-то дом цадика, описанного Кольбергом, выделялся красными занавесками и внутри тоже был декорирован красным. И внезапно среди красной драпировки появлялся цадик. Из дома он никогда не выходил. Зато к нему стекались толпы желающих получить совет или объяснение трудной ситуации.
Кольберг наблюдал, как появилось новое направление – хасиды, как их не принимали евреи, придерживающиеся старой традиции. Для хасидизма характерна повышенная склонность к мистицизму. Музыка и танец этому способствовали. Можно сказать, благодаря музыке, пению, танцу хасиды погружались в транс, в состояние экстаза и непосредственно общались с Богом. Постепенно музыка хасидов стала распространяться среди всех евреев Польши, о чем свидетельствуют записи Кольберга. Более того, Кольберг заметил, что хасидские музыкальные элементы стали встречаться и в польской народной музыке.

Еще одно направление, изученное Кольбергом, – странствующие канторы. Это были совсем бедные музыканты, выходцы из бедных местечек, где их не могли содержать на деньги общины. Вот потому им приходилось путешествовать. Канторы стали популярны не только среди евреев. Многие были так же знамениты, как оперные певцы. А чтобы привлечь еще больше внимания публики, канторы стали включать в свой репертуар польские песни. Так происходило взаимное проникновение культур.

Кроме того, евреи заметили привлекательность католических обрядов за счет музыки, за счет хорового пения, за счет звучания органа в католических соборах. Евреи стали использовать хоры вместо одиночного голоса, а кое-где в синагогах установили органы. Это особенно характерно для реформаторских синагог. Реформаторство в иудаизме и реформаторские синагоги появились и получили распространение при жизни Кольберга. Во времена Кольберга евреи присутствовали везде: в корчмах, на базарах – всюду, где были поляки, встречались и евреи. Даже на польских свадьбах играли евреи. Существовала традиция, описанная Кольбергом: еврейка печет каравай на польский праздник. Каравай слишком хорош, чтобы платить за него деньгами. Платить за каравай не принято. Ей и не платят: ее одаривают птицей, вином, еще чем-нибудь вкусным.
Иногда Кольберг слишком лаконичен для нас – современных читателей. Для него описанные вещи – часть быта.  Они казались Кольбергу слишком очевидны, чтобы их описывать. В таких случаях он опускает детали, а современному читателю приходится лишь догадываться о смысле. Иногда, наоборот, описание показывает, что Кольберг не понимает смысла еврейского обряда или праздника, видя лишь его внешнюю сторону (так было с праздником Пурим, который Кольберг почему-то связал с Масленицей).
Интересно, что «еврей» в польской культуре 19 века (наряду с «цыганом» и «козой») – это обязательный участник действия в народных спектаклях. Это комический персонаж, и без него не обходится ни одно представление.
Еще одно место, где звучала еврейская музыка – «танцевальные дома», популярные в Польше 19 века. Там собирались молодые люди: знакомились, развлекались. Обычно в «танцевальных домах» играли еврейские музыканты. Есть у Кольберга и записи с еврейской свадьбы.
У Кольберга часто записи называются «Еврейская мазурка», «Еврейский танец». Но не всегда понятно, что имеется в виду. Это запись музыки, исполненной евреями? Или это поляки исполнили музыку с таким названием? Есть и совсем загадочное произведение «Еврейский турецкий танец».

Сами евреи, к сожалению, не оставили записей своей музыки. Именно записи Кольберга создают картину еврейской музыкальной жизни 19 века.

Сейчас еврейская музыка чрезвычайно популярна у польских исполнителей. Готовя номера, они в своей работе используют записи Кольберга. 

Ранее на Когита!ру: Божена Мушкальска расскажет о еврейских мотивах в произведениях Оскара Кольберга

Фото отсюда

См. также:

2014- год Оскара Кольберга

Неделя Кольберга в Петербурге: 20-23 октября 2014

Концерт еврейской и польской музыки Люблинского воеводства 

В Зубовском институте рассказали о «Лютне»

Когда сказки и песни становятся жизнью

Будет ли треть поляков знать, кто такой Оскар Кольберг после 2014-го?