01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Польский миф Петербурга

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / История / Польский миф Петербурга

Польский миф Петербурга

Автор: Когита!ру — Дата создания: 23.03.2015 — Последние изменение: 23.03.2015
О польском Петербурге для Culture.pl написала главный редактор Когита!ру Татьяна Косинова.

Статья главного редактора Когита!ру Татьяны Косиновой "Польский миф Петербурга" сегодня опубликована на сайте Culture.pl.

Этот "ежедневно обновляемый портал о наиболее интересных событиях в мире польской культуры по всему свету" был создан более десяти лет назад и лишь с этого года открыл русскую версию. Издаёт его Институт Адама Мицкевича в Варшаве. Редактирует русскую версию Анна Миркес-Радзивон. Портал позиционирует себя как "крупнейший и самый разносторонний источник информации о польской культуре" "в Польше и за ее пределами". 

"Вероятно, правильнее всего рассказывать о «польском Петербурге» в новомодной пространственной парадигме с популярными описаниями миграционных потоков и их влияниями на модернизацию городских пространств в сравнительной перспективе. Примерно так: век назад польское присутствие на невских берегах было весьма заметным, в 1897 году в Петербурге проживали более 36 тысяч поляков (3% населения, 3-е место после русских и немцев), было несколько польских банков, несколько газет на польском языке издавались на средства подписчиков, рекламодателей и пожертвования состоятельных петербургских поляков. Поляки на Неве оказались и наиболее мобильной группой, что особенно проявилось на стыке XIX и XX веков, когда из Польши в столицу империи приезжали тысячи молодых амбициозных людей учиться, делать карьеру или революцию. Инженеры, врачи, лётчики, лингвисты, музыканты, адвокаты, чиновники с польскими корнями были на виду в среде образованной городской публики, соперничали с немцами, часто, правда, заметно им уступая. Если мы вспомним поляков-узников петербургских тюрем и главный мем политической полиции про внутренних врагов (поляки на первом месте, впереди евреев и студентов), то получим полный состав миграционных потоков в российской столице начала ХХ века. При этом петербургские поляки были лидерами самоорганизации: не менее 30 благотворительных, спортивных, национальных, студенческих, религиозно-философских и других польских обществ было зарегистрировано здесь после 1905 года. В общем, и польские дворяне, и польские промышленники с железнодорожниками любили Петербург. В отличие от Москвы это был наиболее польский город Российской Империи. Даже некоторые из тех, кто оказывался здесь не по своей воле, как Адам Мицкевич, или в тяжёлом душевном состоянии, как Станислав Виткевич, вдохновлялись диапазоном возможностей и начинали верить в себя..."

Полный текст статьи