01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Памяти Сергея Бернадского

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / История / Памяти Сергея Бернадского

Памяти Сергея Бернадского

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 23.12.2015 — Последние изменение: 23.12.2015 Когита!ру
Среди выдающихся поляков современного польского Петербурга Сергей Викторович Бернадский занимает особое положение. Филолог, диссидент, советский политзаключённый, поляком он ощутил себя в лагере во второй половине 1950-х, хотя мог бы выбрать и культивировать свои немецкие корни...

Биографическое исследование проводилось для статьи в электронной энциклопедии "Польский Петербург".

Один из основателей Санкт-Петербургского культурно-просветительского общества «Полония», соучредитель «Санкт-Петербургского Союза Поляков имени епископа Антония Малецкого», Сергей Викторович Бернадский (пол. Biernadski, встречается также Bernacki Sergiej (или Sergiusz) родился в Ленинграде 15 октября 1932 года.

Правнук польского ботаника немецкого происхождения Вилибальда Свиберта Йозефа Готлиба фон Бессера (1774-1842), внук профессора Медико-хирургической академии и тайного советника Виктора Виллибальдовича Бессера (1825-1890). Имеет также украинские и австро-венгерские корни.

Его отец, Бернадский Виктор Николаевич (1890-1956), историк, доктор исторических наук, профессор Ленинградского педагогического института им А.И. Герцена. Мать, Александра Николаевна Матвеева (1897-1972), географ, доцент Ленинградского педагогического института им А.И. Герцена. Сводная сестра Бернадская Елена Викторовна (1918-2004), историк-медиевист, книговед, библиограф отдела рукописей Российской национальной библиотеки (с 1955 по 1979).

Во время войны Сергей Бернадский жил с родителями в эвакуации в Кыштыме (1942-1944). В 1950 году он поступил на Восточный факультет Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А.А.Жданова, но после 2-го курса перешёл на русское отделение филологического факультета (1953-1956). На 4-м курсе филфака за критические выступления на общем собрании исключён из комсомола, однако, стараниями отца был оставлен в университете.

В 1956, после окончания ЛГУ попросил о распределении в Семипалатинск. Как он сам об этом выборе рассказывал, хотел наблюдать за прогрессом - атомными взрывами - из собственного окна. Он успел поработал учителем литературы и русского языка в школе села Знаменка Жанасемейского района Восточно-Казахстанской области от силы один учебный год - 1956-1957. 6 июня 1957 по доносу коллег из сельской школы Бернадский был арестован Управлением КГБ по Семипалатинску и обвинён в антисоветской пропаганде. 6 июля 1957 его осудил Семипалатинский областной суд по статье 58-10 УК РСФСР и приговорил к заключению в исправительно-трудовой лагерь на 5 лет. Заключение С.В. Бернадский отбывал в лагерях под Иркутском, Рязанью и в Мордовии.

Как он не раз рассказывал, именно в заключении он ощутил себя поляком: после знакомства с литовскими политзаключёнными стал усиленно заниматься польским языком, читал польские книги, газеты и журналы, которые получали и выписывали политзаключённые из Литвы, начал выяснять свои польские корни.

24 мая 1960 освобождён досрочно, «за отсутствием состава преступления», реабилитирован решением Президиума Верховного суда Казахской ССР.

Вернулся в Ленинград, здесь перебивался временными работами: то экскурсовода и групповода в Павловске, Пушкине, Пушкинских горах, Пскове, Ленинграде; то преподавателя русского языка и литературы в медицинском училище; работал социологом, младшим научным сотрудником Ленпроекта; писал для многотиражек, был внештатным корреспондентом и др.

В Ленинграде неоднократно подвергался внесудебным преследованиям. В начале 1970 года прокуратурой было возбуждено следствие по статье 190-1 УК РСФСР («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй») против С.В. Бернадского и его второй жены Н.К. Телетовой. Этот эпизод упоминается в «Хронике текущих событий» (выпуск № 12, февраль 1970; №13, апрель 1970). Бернадского неоднократно помещали на принудительное лечение в психиатрические больницы Ленинграда (1976, 1979, 1980 - перед Олимпиадой).

В период перестройки Сергей Бернадский стал одним из лидеров формирования независимой от номенклатурного Общества советско-польской дружбы польской общины Ленинграда. В октябре 1988 в качестве представителя польской общины города стал соучредителем Ленинградского добровольного общества «Единение», созданного с целью возрождения, сохранения и развития культур национальных общностей Ленинграда и области при Институте Антропологии и этнографии РАН (это общество не было зарегистрировано и осталось инициативной группой).

В начале 1989 вошёл в инициативную группу по созданию Ленинградского культурно-просветительского общества «Полония» (зарегистрировано в ноябре 1989). Прославился в кругу польской диаспоры своим пешим переходом в Польшу, смог дойти до белорусско-польской границы (1989), о чём увлекательно рассказывал.

Стал одним из создателей, членом редакции и постоянным автор самиздатского машинописного бюллетеня общества «Полонус» (1991-1993), для которого писал на польском языке.

Принял католичество, был прихожанином Базилики Св. Екатерины Александрийской (с 1991) и Костёла Св.Станислава (с 2000); постоянный автор и участник передач католической радиостанции «Благодатная Мария» (1988-2000). Писал статьи о судьбах католиков в СССР и Ленинграде в советский период. Был делегатом 2-го и 3-го съездов политзаключённых СССР в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1990 и 1991, участвовал в "Неделе совести общества "Мемориал" в Варшаве в апреле 1992 года (делал доклад на польском языке).

В 1992 стал одним из инициаторов образования Санкт-Петербургского союза поляков имени епископа Антония Малецкого. Союз возник в недрах общества "Полония". Его инициаторы хотели более жёсткой, чем в "Полонии" идентификации по происхождению, вероисповеданию и языку структуры, а также, по выражению С.В.Бернадского, "отмежевания от «homo soveticus» - ментального наследия советской идеологии – и следования польским идеалам демократии и духу свободы".

В 1990-е Бернадский сотрудничал с несколькими редакциями, постоянно писал для газет «Смена», «Час пик»; в том числе стихи, которые он начал писать на польском языке.

Браки и дети. От первого брака (1957-1961) с Лидией Николаевной Шиловой (Л.Н.Ильченко, 1932-2009) имеет сына Ильченко Сергея Николаевича (р. 1957), доктора филологических наук, журналиста.

Как уже упоминалось выше, второй женой С.В. Бернадского была известный литературовед Наталья Константиновна Телетова (1931-2013).

Третья гражданская жена, экскурсовод Галина Анатольевна Скороходова (р. 1939), дочь Анна Сергеевна Бернадская (р. 1972), поэтесса; три внучки.

С 1994 состоял в браке с Аллой Григорьевной Бернадской (р. 1940), инженером-электриком, Алла Григорьевна живёт в Петербурге. Алла Григорьевна является автором единственного доступного в интернете некролога свого супруга.

Сергей Викоторович Бернадский умер 9 июля 2002 в Санкт-Петербурге, похоронен на Серафимовском кладбище в могиле матери.

Архив С.В.Бернадского разделён между его дочерью А.С.Бернадской и вдовой А.Г.Бернадской. Некоторые документальные и биографические материалы С.В.Бернадского хранятся в архиве Фонда Иофе, здесь имеются анкета, составленная лично С.В.Бернадским, его публикации, копии писем. В электронном виде материалы доступны здесь.

В польских периодических изданиях, выходивших в Петербурге, есть несколько публикаций биографического характера, прежде всего это интервью с Бернадским, его статьи и материалы о нём в Gazeta Petersbugska, которые позднее были републикованы в книге Тересы Конопелько (Sergiusz Biernadskij. Od Słowackiego do Bernadskiego// Polacy w Sankt Petersburgu. Materiały zebrała I opracowała Teresa Konopielko. Б.м., б.г. СС. 52-57; Rozmowa z Sergiuszem Biernadskim (1994). Там же. СС.258-271.)