01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Оргкомитет 7-го конкурса "Актуальная наука" ждёт работы до конца сентября

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Интервью / Оргкомитет 7-го конкурса "Актуальная наука" ждёт работы до конца сентября

Оргкомитет 7-го конкурса "Актуальная наука" ждёт работы до конца сентября

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 21.09.2014 — Последние изменение: 21.09.2014
Участники: Вера Кен
Накануне подведения итогов 7-го конкурса студенческих и аспирантских работ «Актуальная наука» памяти Олега Кена Евгения Литвинова побеседовала с Верой Кен.

С 2008 года в память об ученом-историке Олеге Николаевиче Кене проходит ежегодный конкурс. Вера Дмитриевна Кен – вдова ученого – рассказала об идее конкурса, о том, кто и как участвует в его организации, о работе жюри, о публикациях в сборниках наиболее интересных исследований. Дедлайн окончания сдачи работ в этом году был продлён на две недели – до 30 сентября 2014 включительно.

Почему проводится именно конкурс студенческих и аспирантских работ, а не научная конференция, например? 

             Будучи студентом, кажется, третьего курса, Олег пошел работать в школу и проработал в ней то ли двенадцать, то ли тринадцать лет, уволившись уже кандидатом исторических наук. Ушел он из школы не потому, что она забирала все силы, а потому, что школьный трудовой график не позволял отлучаться в другие города для работы в архивах, в то время как к началу девяностых стало ясно, что научная работа — главное его призвание. Всю жизнь потом Олег считал себя чуть ли не дезертиром, с огромным пиететом относясь к тем учителям, прежде всего, истории, которые продолжали работать в школе. (Тут нелишне будет сказать, что историю и обществоведение Олег искренне считал самыми важными предметами школьного курса.)

             Научной работе Олег отдавал себя сполна, хотя научным работником так и не стал (о чем, впрочем, не жалел), а на жизнь зарабатывал администрированием (был ученым секретарем Европейского университета в Санкт-Петербурге). Шло время, и с каждым годом росло его желание снова вернуться в учебный класс, к педагогической работе. Несколько лет у Олега это не получалось — то не было вузовских вакансий (вуз, в отличие от школы, позволял командировки в архивы), то при попытке устроиться на работу он получал отказ, пока по счастливому стечению обстоятельств в 2005 году не занял место и. о. профессора на факультете социальных наук (к тому времени уже была защищена докторская диссертация) в своей alma mater — в Педагогическом университете им. Герцена (СПб.) Те неполных два года, что Олег преподавал в Герценовском университете, он был почти счастлив. Кажется, у него всё получалось. Он встретил думающих студентов. О некоторых из них он говорил, что они настоящие европейцы (в его устах — высокая похвала). Эти ребята действительно стремились понять суть исторических процессов. К тому же некоторые проявляли неподдельный интерес к истории Польши.

             В 2007 году, в октябре, случилось то, в непоправимость чего я и сейчас, спустя семь лет, до конца не верю. Остались его, Олега, студенты и аспиранты, а также ребята, которых он узнать не успел, а они не успели узнать его. Да, остались также недописанные книги, непрочитанные доклады, но я, в прошлом сама учительница и мама двух студентов, могла «подхватить» только его состоявшихся и несостоявшихся учеников. Так родилась идея конкурса студенческих и аспирантских работ «Актуальная наука». У названия конкурса есть «подзаголовок»: «Советский Союз, Польша и другие страны Центральной и Восточной Европы в мировой политике ХХ века». С посвящением: «Памяти Олега Николаевича Кена».

Кто и как помогает проводить конкурс?

             Поначалу конкурс был «домашним» и выглядел, как маленькая швейная мастерская, только в роли швейной машинки выступал мой компьютер. Выходить с этим в мир было нельзя: нужны были солидные партнеры и желательно хотя бы один спонсор, чтобы можно было вознаграждать победителей, проводить, пусть скромные, церемонии и издавать сборники лучших работ. Я стала искать тех, кого принято называть соучредителями. Институт истории РАН (тогда его директором был В. Н. Плешков) любезно согласился осуществлять научное руководство конкурсам. Сейчас к конкурсу благосклонен и новый директор института — Н. Н. Смирнов. Три сотрудника института — Б. В. Ананьич, С. А. Исаев и А. И. Рупасов — вошли в состав Экспертного совета конкурса. О Саше Рупасове надо сказать отдельно. Он — соавтор Олега, его близкий друг и человек, который больше всех помогает мне в проведении конкурса.

             Польский институт в Санкт-Петербурге помогает в организации связанных с конкурсом мероприятий, в подготовке к изданию сборников и, конечно, полностью финансирует конкурс. Здесь меня очень поддерживают и советом, и ободрением, и одобрением — когда что больше требуется. Если сейчас это будет к месту, мне хотелось бы сказать спасибо и пану Ц. Карпиньскому, и пану З. Пиотровскому, и пани Н. Брыжко-Запур, и пани М. Бобовой. Но не только им — все сотрудники Польского института, с кем мне довелось работать или просто общаться, очень профессиональные, отзывчивые и просто располагающие к себе люди.

             Председатель правления клуба «Всемирного клуба петербуржцев» Валентина Трофимовна Орлова бывает на всех церемониях награждения победителей конкурса, поскольку клубом присуждается специальный приз и вручается памятный подарок. Как правило, это великолепно изданная книга, например, такого корифея отечественной науки, как Д. С. Лихачев.

Все ли присланные работы принимаются? Кто отбирает? Можно ли говорить о каких-то тенденциях, которые удалось проследить за эти годы?

             Конкурс проводится уже седьмой год. Бывают годы «урожайные», бывает, что нет. И те, и другие кажутся мне стимулирующими дальнейшую жизнь конкурса: когда работ много (до сорока), я понимаю это как проявление большого интереса к конкурсу и — шире — к истории России и Восточной Европы недалекого прошлого, а значит, многим людям конкурс просто необходим; когда работ мало (бывало, что всего пятнадцать) — это сигнал к тому, что надо «поднимать отрасль». Состав участников конкурса неуклонно расширялся, пока вдруг в этом году не «схлопнулся»: сначала конкурс охватывал учащихся Северо-Запада РФ, потом всю Россию (от Мурманска до Ростова-на-Дону и от Калининграда до Красноярска), потом стал международным (кроме ребят из России, в нем успели принять участие студенты из Польши, Эстонии, Латвии, Литвы и Украины). В этом году, за небольшим исключением, на конкурс подали заявки ребята всего из трех городов: Москвы, Варшавы и Петербурга.

             О темах работ говорить труднее всего, настолько их круг широк. Впрочем, ключевыми темами были и остаются посвященные анализу международных отношений России и стран Центральной и Восточной Европы, межкультурному диалогу, изучению отдельных исторических коллизий. К сожалению, в последние три-четыре года почти нет работ с правозащитным уклоном, а в первые годы их было немало. Как правило, в них изучалась польская ссылка в сталинскую эпоху: места расселения и условия содержания депортированных поляков, ход амнистии, персональные судьбы. Пропал интерес? Или появился страх?

             На задней обложке всех наших сборников напечатаны такие слова: «Свое понимание концепта “актуальная наука” О. Н. Кен изложил в статье-рецензии “Пределы русскости”: “Абстрагирование исследователя от общественных страстей уничтожает предмет истории, оставляя лишь ее механическую оболочку”». Эти слова объясняют название конкурса, они же сообщают его участникам некий посыл. К сожалению, часть студентов, как и уже состоявшиеся в науке историки, к нему абсолютно глуха, но, к счастью, далеко не все. У некоторых конкурсантов при словах, например, «Речь Посполитая», «Варшавское восстание», «Солидарность», а равно «Великая Отечественная война», «сталинизм», «насильственная полонизация» горят когда глаза, когда щеки, когда уши: этот жар проступает не между строк — пылают сами строки. Эмоции и переживания бывают настолько сильными, что один из пяти сборников (у каждого свое оригинальное название) я назвала «Тревога о прошлом». Впрочем, она не только о прошлом.

             Отбором присланных на конкурс работ занимаюсь непосредственно я сама. Цензуры никакой нет. На небольшие отклонения от правил подачи работ (например, превышение объема) я обычно закрываю глаза. Безжалостно отбраковываю работы, в которых обнаруживаю хотя бы малейший плагиат. Должна сказать, что таких ворованных работ становится все меньше. Об оздоровлении общества говорить вроде как не приходится, так неужели столь эффективен «Диссернет»?

Кто и почему выбран в жюри? Как оцениваются работы?

            Жюри у нас называется Экспертным советом. В нем каждый год работают от пяти до семи человек. Все они маститые историки, все приглашены к участию в Экспертном совете мной. Это люди близких взглядов, многие из них лично знали Олега и сохраняют огромное уважение к его личности и трудам. Все они в большей или меньшей степени солидарны с идеей найти и объединить студентов и аспирантов, которые нащупывают узловые моменты европейской истории ХХ века и пытаются в них разобраться. Кроме уже названных Б. В. Ананьича, С. А. Исаева и А. И. Рупасова, в Совете постоянно работают Н. А. Ломагин и В. С. Измозик. В разные годы в его работе принимали участие Л. С. Хейфец (СПб.), Я. В. Шимов (Прага), С. З. Случ (Москва) и М. Н. Супрун (Архангельск). С прошлого года с нами сотрудничает М. Волос (Краков и Варшава). Я, не будучи историком, в оценке работ никакого участия не принимаю.

             Все члены Совета в индивидуальном порядке прочитывают все работы (это огромный труд, который осуществляется на бескорыстной основе). У каждого эксперта свои критерии оценки. По-моему, это неплохо, ведь при любом раскладе все члены Совета — высокопрофессиональные люди и к делу относятся добросовестно. Они рейтингуют работы и с комментариями или без них присылают мне свои заключения. Я суммирую их оценки и на основании этой нехитрой операции получаю результат: имена восьмерых победителей конкурса (занявших 1-е, 2-е и 3-е места и достойных четырех поощрительных премий и одного специального приза, того самого, который вручается от имени «Всемирного клуба петербуржцев»).

 

После конкурса работы объединяются в сборник. Что он собой представляет?

              Ежегодно восемь лучших работ составляют основу конкурсного сборника. Помимо этих работ, в сборниках печатаются эссе об Олеге и аналитические статьи о его научном наследии. На сегодня издано пять сборников, шестой находится в печати. Он будет немного другим: начиная с шестого сборники будут называться «Семинар» и открывать их будет, как и положено на семинарском занятии, одна из лекций или тезисы к ней профессора О. Н. Кена. Затем один за другим будут «выступать» со своими докладами студенты. Мне такая организация сборника кажется живой. Посмотрим, что скажут читатели. Вот я и вернулась к тому, с чего начала: за парту садятся все новые ученики, учеба продолжается, профессор, как всегда, на высоте.

             На обложке, над которой мы сейчас работаем вместе с художником Мариной Малуевой, будет написано по-русски, по-украински (так же и по-белорусски) и по-польски: Семинар. Семiнар. Seminarium. Похоже на колокольчик, который призывает занять места в аудитории. Впрочем, работа над новым оформлением сборника еще не закончена и все может измениться.

              В конце сентября закончится прием работ на очередной, уже седьмой конкурс. Каким он будет, пока сказать трудно, да и рано еще что-либо говорить. Итоги подведем в начале ноября, о чем сразу же узнают все участники конкурса, а также все так или иначе причастные к конкурсу и заглянувшие на сайт olegken.ru, или Польского института в Санкт-Петербурге, или Санкт-Петербургского института истории РАН.

 

Об итогах 7-го конкурса мы сообщим в конце ноября 2014.