01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

К 80-летию Михаила Михайловича Молоствова

Вы здесь: Главная / Память / Встречайте нас! Рождения, юбилеи / К 80-летию Михаила Михайловича Молоствова

К 80-летию Михаила Михайловича Молоствова

Автор: Когита!ру — Дата создания: 27.02.2014 — Последние изменение: 27.02.2014
Участники: Олег Галюков (фото)
18 февраля 2014 года исполнилось бы 80 лет М.М.Молоствову, философу, политзаключённому СССР (1958-1965), народному депутату РСФСР (1990), депутату Государственной думы 1-го созыва (1993)...

Вольнодумцем и прямоходящим человеком, остаётся Михаил Михайлович Молоствов в памяти всех, кто его знал. 

Михаил Михайлович - последний представитель одного из древнейших боярских родов, ведущих свою родословную от Рюрика. Он родился в Ленинграде 18 февраля 1934 в семье актёров. В 1935 в ходе операции "Бывшие люди" выслан с родителями из Ленинграда в Ржев. Окончил философский факультет ЛГУ (1957), был марксистом и никогда не менял своих убеждений. 

В конце 1956 - начале 1957 Михаил Михайлович Молоствов написал своё первое критическое эссе "Status quo". По версии КГБ, это был "антисоветский документ программного характера". Текст эссе заканчивался словами:

"Сегодня мы требуем: 1.) Явности политической жизни ("Массы должны знать все", - писал В.И. Ленин); 2.) Всенародного покаяния сообщников Сталина и всенародной реабилитации жертв сталинского террора; 3.) Гарантий от рецидивов бериевщины".

Со своими друзьями по университету - Леонтием Гараниным, Евгением Козловым и Николаем Солохиным - Михаил Молоствов  собирался, чтобы обсудить этот и другие тексты и актуальные политические события. Возникло некоторое подобие марксистского, общественно-политического кружка. Михаил Михайлович был его лидером. Очень скоро все четверо были арестованы.

В 1981 году Вениамин Иофе писал в самиздатском историческом сборнике "Память" во вступлении к мемуарам М. М.Молоствова "Ревизионизм - 58":  

"Строго говоря, Молоствов не занимался никакой организационной деятельностью; написанная им статья почти целиком находилась в сфере его профессиональных интересов философа и обществоведа. Мы имеем здесь дело с не таким уж частым для тех лет случаем пресечения крамолы на первой же стадии ее возникновения. Собственно, нет никаких данных о том, что Молоствов и его друзья намеревались пойти дальше. Тем не менее, власти (быть может, также сформулировавшие для себя тезис: «От революционной теории - к революционной практике») восприняли их интеллектуальную активность как политическую, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Марксистское кредо было выбрано в свое время Молоствовым не как оружие в политической борьбе, а как философия, адекватная его собственной личности. Вероятно, поэтому он, в отличие от многих своих сотоварищей по лагерю, остался марксистом и по сей день. Утраченную работу «Моя феноменология», написанную на рубеже 60-70 гг., Молоствов заканчивает словами:

«Ты все еще марксист?» - спрашивают меня. «И буду им, - отвечаю, - буду до тех пор, пока не потеряю чувство юмора».

Свой лагерный срок Михаил Михайлович отбывал сначала в Воркутлаге, а затем в Дубравлаге в Мордовии. В заключении провёл семь лет - до 1965 года. 

Как писал Вениамин Иофе, Михаил Михайлович в "1966-67 лечился от лагерного туберкулеза, а затем повел жизнь кочующего сельского учителя — преподавал немецкий язык и, если позволяли, историю. Вместе с женой, тоже учительницей, и двумя дочерьми скитался по школам отдаленных районов Псковской, Новгородской, Омской областей и Карельской АССР. Ныне (1989) постоянно проживает в Калининской области, где работал поначалу в сельской школе, а затем сельским почтальоном.

Все эти годы, работая в обреченных к закрытию школах (в другие его просто и не брали), всегда пользовался уважением местных жителей за постоянную готовность к защите интересов простых людей против всевластного в сельской глубинке начальства. Так реализовывался демократический и просветительский импульс наследника многих поколений русской интеллигенции. Когда Молоствов работал в деревне Рвы в 36 км от города Дно, дружеская эпиграмма так и звучала: «Романтики с брегов Невы! Куда же вы? — На Дно, во Рвы».

В 1990 по инициативе Ленинградского общества "Мемориал" избран депутатом Верховного Совета РСФСР в Совет национальностей. В 1993-1995 - депутат Государственной думы от Санкт-Петербургского отделения партии "Выбор России". 

В 1991 возглавил Комиссию по передаче архива Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области на государственное хранение (М.М.Молоствов был тем члеовеком. который опечатал этот архив).

С 1992 член Общественной комиссии по помилованию при Президенте РФ (противник смертной казни).

Активно выступал против войны в Чечне; участвовал в мирных переговорах 1994-1995; контужен во время штурма Грозного (декабрь 1994 - январь 1995). В июне 1995 стал добровольным заложником Ш. Басаева в Буденновске.

В 1995 Михаил Михайлович отказался от участия в очередных думских выборах и с женой, Маргаритой Мустафьевной Муждабой перебрался из Москвы в Петербург. Тут он продолжил публицистическую деятельность. В 2000 вышла книга его воспоминаний "Прямые, которые не пересекаются". В предисловии к ней Сергей Юшенков писал: "На мой взгляд, это философско-поэтическое осмысление российской действительности второй половины ХХ века через призму личных воспоминаний ПРЯМОХОДЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА". 

Узнав о его смерти 21 апреля 2003 года, Елена Боннер откликнулась на нее письмом его семье: "Михаил Молостовов - один из самых заслуженных и истинных по беспримерному идеализму диссидентов, один из самых чистых политиков - потому и ушедших от нее, что не выносил на дух грязи, один из самых умных людей России - человек железной стойкости и не представимой легкости характера.
Так и будет в памяти нашей эти апрельские дни - похороны Сергея Юшенкова, сраженного пулями и уход Молоствова от долгой тяжкой болезни, накопленной, нарощенной в нем десятилетиями тюрем и ссылок, горечью депутатства - всем тем, что принесла наша российская история".

В 2003 году в вышла книга эссе, мемуаров и статей М. М.Молоствова "Записки вольнодумца" (СПб: НИЦ "Мемориал", 2003). 

 "Мы виноваты прежде всего в той идейной путанице, которая создавалась не без нашего участия и существенно сказалась на объективном ходе вещей у нас в стране на исходе ХХ века - пишет М.М.Молоствов в своих "Записках..." - Необходимо действительно новое мышление, о котором давно говорили Эйнштейн и Рассел и которое у нас было скомпрометировано в маниловскую эпоху перестройки. От себя, увы, я ничего не могу предложить, кроме чувства вины и беспокойства совести. <...>

Год назад в Петербурге состоялась презентация его новой книги "Прямые, которые не пересекаются" (см. репортаж Евгении Литвиновой на Когита!ру).



comments powered by Disqus