01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Вениамин Иофе: Лишние люди - 1941

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Теория / Вениамин Иофе: Лишние люди - 1941

Вениамин Иофе: Лишние люди - 1941

Автор: Вениамин Иофе — Дата создания: 31.03.2010 — Последние изменение: 31.03.2010 НИЦ "Мемориал"
История блокадного этапа осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем в Новосибирс - история исчезновения 600 человек, забвения и восстановления памяти о них. На месте захоронения останков погибших в этом этапе между деревнями Судемье и Подрябинье близ Сясьстроя установлен памятный знак...

1941 год. Эвакуация заключенных из Ленинграда. 

 

8 октября  в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по  эвакуации из Ленинграда  в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем. Этот этап состоял из около 2500 заключенных,  в том числе 222 политических, 416 женщин, 141 военнопленных немцев.

 

По Ириновской железной дороге заключенные были вывезены на станцию Ладожское озеро , а затем пешей колонной выведены к пристани в деревне Морье.

В Морье их погрузили в трюм грузового лихтера (озерной несамоходной баржи). Трюм с помощью двойных дошатых переборок был разделен на три отделения: для военнопленных немцев, для женщин и большое мужское отделение, куда были погружены все заключенные мужчины.

В мужском отделении плотность погрузки была такова, что люди должны были  там всю дорогу стоять, держа вещи в руках. Лихтер был отведен буксиром  от пристани, а затем в связи с налетом немецкой  авиации был брошен буксиром в нескольких километрах от берега и простоял там несколько дней, после чего был отправлен по назначению через Ладожское озеро и затем вверх по Волхову до Волховстроя.

При выгрузке этапа при обыске у заключенных уголовников было изъято около 1500 ножей и заточек.

Все оставшиеся в живых после 6-дневного пребывания в трюме заключенные были отправлены железной дорогой со станции Волховстрой-2 в Томск, куда этап прибыл 15 ноября в количестве 1748 человек.

Военнопленные немецкие офицеры (все 141 человек) были сданы конвою в Вологде.

Таким образом, по дороге пропало около 600 человек, из которых при перевозке по железной дороге погибло около 200  (документально известно, что только на этапе от Омска до Томска от истощения и упадка сердечной деятельности умерло 56 заключенных, в том числе 12 политических), тем самым, около 400 человек можно считать погибшими во время перевозки по Ладоге.

После войны в 1948 году выяснилось, что смерть 121 человек не была оформлена должным образом, в связи с чем было начато следствие, в ходе которого был допрошен начальник конвоя лейтенант Ленивцев и другие офицеры и рядовые конвоя. 

В настоящее время мы располагаем двумя версиями произошедших во время этапирования заключенных событий.

Официальная версия, восходит к результатам послевоенного следствия и основана на показаниях конвоя (в составе которого было около 40% бывших уголовных заключенных). По этой версии, в связи с обстрелами немецкой авиацией и недостатками снабжения водой и хлебом этапируемые заключенные на барже  подняли бунт, пытаясь выйти на палубу и угрожая конвою. Начальник конвоя объяснил, что хлеб и вода в трюм подаются, а рассадить заключенных некуда (заключенные требовали выведения их на палубу). После чего конвой применил оружие (применение оружия было признано следствием правомерным) и восстановил порядок. Убито было в том числе из пулемета около 40 человек. Трупы были спущены в трюм,  для раздевания и распределения одежды среди заключенных.

В это же время в трюме происходили многочисленные убийства заключенных организованными уголовниками из-за еды и одежды. Когда трупы в трюме стали разлагаться их подавали на палубу, делали отметку в личных делах и сбрасывали в озеро. 

Однако после прибытия в Волховстрой в трюме оставалось большое количество трупов. Был получен приказ вывести баржу в озеро, облить горючими материалами и сжечь. Для исполнения приказа баржа была передана начальнику Волховского райотдела НКВД Е.В.Шадрикову и было посчитано, что это  распоряжение выполнено.

 

Иная картина произошедшего рисуется в воспоминаниях профессора П.В.Мелентьева, бывшего заключенного этого этапа. Он упоминает только об одном случае налета немецкой авиации, на который с баржи ответили пулеметной стрельбой.

Основной проблемой первого же дня этапа он называет скученность,  духоту и террор уголовников. В первый же день заключенные обратились к начальнику конвоя с просьбой о выведении на палубу на свежий воздух и более свободной рассадке. Начальник им в этом отказал, но распорядился, спустить в трюм бревна и доски, чтобы заключенные  смогли сделать нары. Однако самодельные нары под тяжестью залезших на них обломились, что привело к гибели людей, помощи которым оказано не было. Уже к ночи, чтобы все заключенные не задохнулись, конвою пришлось открыть люки трюма. У люков были поставлены конвоиры с оружием, которые стреляли во всех, кто пытался хотя бы на несколько ступенек подняться по лестницам, чтобы глотнуть свежего воздуха. (Так был застрелен Павел Александрович Молчанов, директор Павловской аэрологической лаборатории).  После окончания проветривания  люки были закрыты, и заключенные остались во власти уголовников. 

Уголовники по сговору с конвоем безнаказанно могли грабить заключенных и за долю награбленного получали хлеб и воду. Ими было убито несколько десятков человек  

Остальные заключенные за шесть дней пути ни разу не получили хлеба и только один раз воду, когда однажды конвой опустил в трюм на веревке столитровый бак с водой, что привело к лишь давке для развлечения конвойных (Мелентьеву удалось напиться). Другим развлечением конвоя было мочиться на заключенных, когда они просили воды.

Мелентьев подтверждает, что попытка извлекать трупы из трюма, чтобы сбросить их в воду была сделана. Но после того как несколько трупов было поднято на веревке и кто-то из заключенных попытался таким образом бежать, это было прекращено.

В отделении для немецких военнопленных стояла бочка с водой и проблем с водой и порядком не было. Через сделанную щель в переборке они даже меняли свою воду на папиросы.
Переборки отделявшие женское отделение  от основного мужского были проломлены  уголовниками более основательно,  все этапируемые женщины были ограблены, а более или менее молодые изнасилованы.

Баржа с трупами не была сожжена Е.В.Шадриковым в озере, как это требовал приказ, а отогнана в устье реки Сясь. По нашему предположению это было сделано из-за того, что сожжение на воде баржи с трупами требовало слишком большого количества горючего и не гарантировало полного уничтожения останков.

Два дня баржа с разлагающимися останками простояла в устье Сяси, а затем оставшиеся в трюме трупы заключенных были захоронены бойцами истребительного батальона Сяського ЦБК (комбат П.И.Зажигин), которым были выданы противогазы, под руководством Е.В.Шадрикова на берегу  между деревнями Судемье и Подрябинье.

Некоторые персоналии

ВАЛЬТЕР Александр Филиппович (1892(8)-1941)
Профессор, зав.кафедрой эл.физики и диэлектрков ЛПИ (1934-1941), член-корр АН СССР (с 1938). Арестован 04.09.1941 по обвинению  в измене родине. 09.10.1941 этапирован в Новосибирск. Погиб во время этапа.

МЕЛЕНТЬЕВ Павел Владимирович (1905 – 1994)
Д.т.н., профессор ЛИИЖТ
Арестован 17.09.1941, после этапирования через Ладогу (09-15.10.1941) в заключении  в Томской тюрьме, затем в Сиблаге. Освобожден 26.06.1943 по пересмотру дела. Работал в Барнауле, Сталинграде (зам.директора Механического института). После реабилитации в 1956 вернулся в Ленинград. Преподавал в ЛИИЖТ, в Текстильном институте

МИЛЛЕР Рувель Абрамович (1892,  Сувальская губ.)
Начальник Финансового отдела ГИПХ, арестован 11.09.1941
Погиб при этапировании

МОЛЧАНОВ Павел Александрович
Директор Павловской аэрологической лаборатории

МАМИКОНЬЯН
Врач-гомеопат...

 

comments powered by Disqus