01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

О методике работы по увековечению памяти жертв политических репрессий

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Теория / «Между памятью и амнезией: Следы и образы ГУЛАГа». Международная конференция / О методике работы по увековечению памяти жертв политических репрессий

О методике работы по увековечению памяти жертв политических репрессий

Автор: Ирина Дубровина (Котлас) — Дата создания: 18.11.2010 — Последние изменение: 18.11.2010
Участники: Фото: www.gulagmuseum.org
НИЦ "Мемориал"
Сообщение Ирины Дубровиной, составленное на основе опыта работы организации Котласское городское историко-просветительское общественное движение «Совесть». Прочитано на конференции "Между памятью и амнезией: Следы и образы Гулага".

 

План сообщения
1.    Как технологически обнаружить кости, места захоронений
2.    Как оформить документы на землю
3.    Как изыскать средства
4.    Какая концепция памятника на данном месте
5.    Какой знак, какой образ будет посланием потомкам


1.
Так как вся Архангельская область (ранее входившая в Северный край) для советской власти была много лет местом исполнения наказаний, то в некоторых случаях захоронения и кости обнаруживались случайно. Тогда архивная работа и опрос следовали за обнаружением, а не предшествовали ему.

Например, при строительстве частного дома в Сольвычегодске в августе 1991 г. Была вскрыта общая могила с 35 скелетами. Нам сообщил об этом сам хозяин строящегося дома. Он имел представление о массовых репрессиях, поэтому поступил правильно, вызвав милицию для составления акта о событии. Акт был представлен в районную прокуратуру, куда мы обратились с ходатайством о возбуждении уголовного дела по факту обнаружения человеческих останков вне законных мест захоронений.

Прокуратура отказала в возбуждении дела, т.к. останки по виду были давние. Тогда мы попросили содействия в нашем самостоятельном расследовании. От районной прокуратуры был получен соответствующий документ, который мы использовали при отсылке части останков на экспертизу. Целью было – установить время захоронений. Вывод Бюро судмедэкспертизы Леноблздравотдела: кости пролежали в почве более 50 лет, трупы могли быть захоронены и в 1930 г.  Акт экспертизы был составлен в апреле 1992 г.

Затем начался опрос местных старожилов на предмет установления в данном месте в то время законных мест захоронения. Список долгожителей с их адресами предоставила местная администрация (128 чел.). Проводился выборочный опрос по разным улицам. Он показал, что законных мест захоронения на данном месте не было. Был привлечен к делу материал статьи «Этап в никуда», опубликованный в газете «Совершенно не секретно» (Архангельск, 16.04.1991). Автор П.Соколов был работником архива УВД по Архангельской области, статья им написана по материалам уголовного дела №7395 за 1933 г. Речь идет о преступном конвоировании этапа Котласа через Сольвычегодск в Ленский район, о массовой гибели этапируемых.

О больших пеших этапах в 30-е годы из Котласа через Сольвычегодск рассказывали в интервью и долгожители Сольвыгодска. По их словам, после прохождения этапов, особенно в холодное время года, на дорогах оставались десятки трупов. Местных крестьян власть обязывала их подбирать и хоронить. Хоронили в общих могилах в случайных местах, ничем не обозначали захоронения.Регистрация смертей не было, т.к. у этапируемых не было личных документов.

После окончания расследования, 06.11.1992 было организовано перезахоронение останков по православному обряду в трех гробах на городском кладбище. В августе 1994 г. На могиле установлен памятник.

Второе случайное обнаружение останков произошло весной 2005 г. Частный предприниматель Максим Дмитриев закупил грунт для ремонта дорожного покрытия улицы, ведущей к его предприятию «Фрегат-авто». Вывезенный и выложенный на дорогу грунт содержал черепа, ребра, берцовые кости и др. части человеческих скелетов. Жители улицы оповестили об этом милицию, редакцию местной газеты, «Совесть». Все включились в расследование. В прокуратуру пригласили М. Дмитриева и меня.

Я к тому времени вместе с корреспондентом побывала на месте взятия грунта и просмотрела материалы, накопленные в архиве «Совести» об этом месте. Мною была составлена историческая справка о лагерном кладбище мостостроителей, существовавшем на этом месте в 40-х годах.

Прокурор счел достаточным основанием эту справку для принятия постановления о невозбуждении дела и выдал нам документ, предлагающий всем оказывать содействие «Совести», взявшей на себя миссию по организации достойного захоронения останков. Жители улицы, школьники, активисты нашей организации собрали на улице пять мешков человеческих костей.

В октябре 2005 состоялось по православному обряду захоронение пяти гробов на кладбище около ст. Заовражье, ближайшей к мосту. Надмогильный памятник был открыт 30 октября 2006 г. Мы называем его памятником мостостроителям. Он расположен неподалеку от Польского креста в память погибших в Котласских лагерях. Самое крупное из сохранившихся мест захоронений жертв государственного террора находится в городском районе Котласа, называемом Макариха. О Макарихе архив «Совести», Государственный архив Архангельской области, другие архивы хранят достаточно сведений. Часть из них опубликована.

Здесь погибали от голода, холода и болезней семьи высланных «раскулаченных», здесь хоронили умерших в тюрьмах, пересыльных и концентрационных лагерях (ИТЛ). Здесь расстреливали и хоронили священников. Здесь могилы умерших от нечеловеческих условий труда и была мобилизованных в «рабочие колонны НКВД» трудамейцев, репатриированных из Германии в 1945 г. Советских граждан немецкой национальности и иностранных граждан. В этом случае архивная работа и опрос очевидцев имели первостепенное значение.

Затем был обход сохранившегося кладбища совместно со свидетельницей, ныне уже покойной. Но и останки показались, когда по прилегающей к кладбищу улице стали рыть глубокую канаву для водовода. 

На самом кладбище ряды ничем не обозначенных могил с рядами сосен в изножии вместо памятных знаков, не оставляют сомнений, что это могилы общие, возникшие в течение небольшого периода времени, почти одновременно. Возраст сосен 70-80 лет. Первый памятник на Макарихе жертвам поставлен в 1995 г. По инициативе Генерального консула Республики Польша в Петербурге Здислава Новицкого. В 1998 г. Устроены по нашей инициативе памятники раскулаченным, детям, священникам и иностранным гражданам. По нашей инициативе на сессии Городского Собрания депутатов кладбищу Макариха был придан статус мемориального в апреле 1998 г. В дальнейшем, по настоящее время Мемориальное кладбище Макариха пополняется новыми памятниками и знаками.

Подвожу итоги: При обнаружении костей нужно подать заявление в милицию для фиксации факта. Сотрудничать с прокуратурой. Невозбуждение дела дает возможность попросить документ о содействии общественному расследованию. Далее действовать, как указано в первом и втором случае. Работы много, но она полезна и необходима в историческом, просветительском, этическом и воспитательном плане. Сохранившиеся кладбища или их часть надо оформлять как мемориальные, привлекая администрацию и депутатский корпус.

2.

Мы хотим, чтобы печальные страницы истории сохранились в памяти потомков, чтобы установленные знаки памяти и памятники не были разрушены ради нового строительства. Для этого надо осуществить землеустройство, т.е. определиться с местом и площадью участка, с его принадлежностью определенному собственнику. Эта работа тоже требует времени, сил и средств. Как это было у нас? Была (далеко не сразу!) достигнута договоренность с администрацией об оплате из городского бюджета работы землеустроителей. Они заключили с властью соответствующий договор. От нас потребовалось указать на местности границы участка. Землеустроители начертили его план, установили размер площади (2005 г.). Собственником участка мы назвали Муниципальное образование «Котлас». Собственник предложил поставить этот земельный участок на свой баланс. Мною для Бюро технической инвентаризации (БТИ) МО «Котлас» был составлен перечень объектов, расположенных на участке, с указанием их стоимости (2006 г.). Стоимость указывалась по нашим архивным данным и приходно-расходной книге «Совести», которая ведется с 1992 года. Затем вместе с инженером-землеустроителем мы установили временные знаки (колышки) на местности. В настоящее время все документы готовы и отправлены в Кадастровое бюро для присвоения кадастрового номера. Этот акт будет последним. Земельный участок, отведенный законным путем под мемориал, невозможно будет отнять или использовать для других целей.

Подвожу итоги: Оформление земельного участка требует контакта с местной администрацией, которая распоряжается данной территорией. Местный бюджет – источник финансирования для землеустройства. Желаемый собственник участка определяется местными условиями. Балансодержатель определяется собственником. Он отвечает за сохранность объектов на участке. Общественная организация курирует объекты, организует уход и уборку, способствует функционированию земельного участка в нужном направлении (проведение экскурсий, установка новых памятников, организация церемоний поминовения, панихид, проведение дальнейших исторических исследований).

3.

Приведу примеры изыскания средств из нашей практики. Основные источники следующие: постоянные – сбор пожертвований населения, периодические – составление проектов и подача их на конкурсы грантов. Подробнее о сборе пожертвований. В начале деятельности мы распространяли листовки,  объявляли в СМИ о нашей работе. Средства приходили на наш счет в банке и собирались по подписным листам активистами-сборщиками. Кроме денег, были пожертвования товарами. Для их реализации устраивали аукционы, которые проводились актерами местного театра безвозмездно. От нестабильности денег уходили, покупая доллары. Средства на памятники, сооруженные в 1994-1998 гг., были собраны только этим способом. В настоящее время нам жертвуют на деятельность, связанную с архивной работой, с юридической помощью. Приходят в нашу юридическую приемную нуждающиеся в консультации по нашему закону (ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий»), нуждающиеся в поиске документов, сведений о людях, событиях, связанных с репрессиями, нуждающиеся в судебной защите их прав как репрессированных. Мы оказываем посильную помощь бесплатно, а люди, получившие ее, добровольно жертвуют на деятельность «Совести», кто сколько может и хочет. Жертвователю выдается квитанция к приходному ордеру с подписью и печатью организации.  При сооружении памятника в 2006 году использовался и прежний способ – на банковский счет с пометкой «на памятник» и с помощью подписных листов. Наши проекты три раза выигрывали гранты на разных конкурсах. Последний грант был получен в 2005 г от московского фонда «Династия». А всего подавали 5 проектов. Как выигрывать гранты научить невозможно. Можно научиться составлять проекты. Задумывается какое-то дело, требующее средств, времени и квалифицированного труда. Мы писали проект, рассчитанный на осуществление в течение года. Привлекали исполнителей-единомышленников, энтузиастов, которых не надо будет «погонять». В нашем случае это были школьные учителя (2-3 человека), бухгалтер и руководитель проекта (руководитель организации). Предстоящая работа распределялась между участниками проекта и разбивалась по календарным срокам с учетом того, что последний месяц целиком отводился для составления отчета грантодателю. В проекте предусматривалось, будет ли финансирование целиком за счет гранта или будет частично покрыто из других источников, которые называли в проекте. Затем составлялась простая смета на планируемую сумму.

Кроме сметы даются персональные данные исполнителей и описание предстоящего дела с обоснованием его важности и актуальности для данного места и времени. Каждый конкурс вырабатывает и высылает свои условия и свои правила представления проекта, свои требования к отчетности. Претендент на грант должен, разумеется, иметь связь с устроителем конкурса, чтобы получать от него нужную информацию в нужное время.

Из опыта «Совести» оказалось, что охотнее фонды дают средства на работу с детьми, школьниками. Мы постоянно включали в проекты поездки и экспедиции со школьниками, связанные с исследовательской и просветительской работой. Можно включать архивную работу, сооружение памятников. Софинансирование тоже охотно принимается грантодателем. Если грант небольшой, можно обойтись без бухгалтера. Собрав к концу работы все платежные документы, можно нанять бухгалтера только для составления финансового отчета.

Подвожу итоги: Для проведения краткосрочной кампании подходит сбор на счет и по подписным листам, проведение специальных мероприятий. Постоянно работающая бесплатная приемная, оказывающая действенную помощь, позволяет принимать пожертвования от граждан на деятельность организации. Эти средства приходуются и используются на коммунальные услуги и административные расходы, которые фиксируются в приходно-расходной книге. Финансирование проектов, рассчитанных на год и более возможно за счет грантов. Оплата труда осуществляется на основе грантов, в другое время вся работа проводится у нас волонтерами.

4.
Как я понимаю термин «концепция памятника»?
Памятник – сооружение, которое имеет определенное назначение, удовлетворяет определенные потребности. Если жилое здание имеет назначение дать кров. То памятник имеет назначение дать возможность преклонить голову. Та потребность из ряда физических, это – из ряда духовных. И к зданию и к памятнику применимы этические и эстетические требования. Для возведения этого и другого требуется художник (архитектор, скульптор, гравер). Требование долговечности, прочности тоже предъявляются тому и другому. Здание должно функционировать, т.е. выполнять свое назначение. То же относится к памятнику.

Памятник жертвам политических репрессий. Потребность в нем появилась в связи с событиями 90-х годов прошлого века. Прошло так мало времени, а потребность преклонить голову вызвала к жизни сооружение сотен памятников по всей стране в ее новых и старых границах. И все эти памятники функционируют. Повсеместно возле них отмечается День памяти. Преклоняются головы, зажигаются свечи, возлагаются цветы. Никто не осмеливается теперь сказать, что такой памятник не нужен. Но, с течением времени, уходят старые, приходят молодые. Наши памятники могут перестать функционировать. Как этого не допустить? Нужно приблизить к молодежи наше видение массовых репрессий. Она, молодежь, видит, слышит и ощущает свое время, пользуется своим языком, своими терминами, имеет свои потребности. Найти духовный мост сожно только одним способом – языком.

Молодые понимают термин «терроризм», чувствуют опасность. Для начала я бы предложила заменить неточный термин «политические репрессии» на более точный и современный «государственный терроризм». Этот термин давно употребляется на Западе, даже в наш, исследовательский лексикон, прочно вошло словосочетание «Большой террор».

Репрессия (ре-прессия) означала всегда противодействие, контрдавление чему-то, возвращение к норме. То ли было во время раскулачивания, внесудебных массовых расправ и казней, депортаций по национальному признаку? Был именно террор, не преследующий иной цели, чем запугивание всех для укрепления собственной власти немногих.

Неверно и определение «политическая». Расправа с политическими врагами не может быть (по своей природе) направленной против миллионов людей. Если расправа творится над миллионами безвинных (что доказала массовая реабилитация) государственной властью или при ее попустительстве и/или поддержке, то точное обозначение того, что творила ВКП(б), обладавшая всей полнотой государственной власти, всеми ее механизмами – государственный террор. Чудовищные масштабы казней только одна сторона, вторая – секретность, маскировка ложными лозунгами, восхваление фанатизма, отказ от этических норм и отказ от признания ценности человеческой жизни.

Недавняя находка человеческих останков в центре Москвы в Шереметьевском подворье – тому подтверждение.
Здесь рассматривается явная параллель с современным терроризмом, который маскируется под ислам, вводит в практику и восхваляет убийство и самоубийство. Чем невиннее жертвы, чем их больше, тем сильнее воздействие на человеческую психику, тем успешнее теракт с точки зрения террористов.

Надо признать успешность государственного террора в нашей стране в период с 1917 по 1991 г. (когда был принят ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий»). Законом признаны жертвами и те, кто погибли, и те, кто выжил. Скоро не останется из них никого, преклонить головы должны придти молодые, должны они понять, что в такую ловушку, куда загнали с помощью государственного террора предыдущее поколение, им идти не нужно. Я не вижу иного способа обращения к молодым, кроме увековечения «информации к размышлению». На прочном материале, желательно на природном камне, надо просто и конкретно указывать, что на данном месте происходило и когда и кем установлен памятник. Уместно, мне кажется, поместить и поэтические строчки.

5.
Что касается образа, символа, графического или скульптурного изображения, то, по-моему, время для него еще не настало. Художники предлагали разные символы: свеча, колокол, фигура на коленях, крест, изваяние в виде чудища, стены, покрытые именами. Все они находят сторонников и противников. Многие из них правдивы и соответствуют данному месту. Пока не найден общий образ, который бы воплотил все черты государственного террора ХХ века. Все предложенные символы односторонние. Наша задача, задача историков, осмысливать этот феномен – государственный террор и его последствия. Может быть, в послании потомкам сделать наибольший акцент на последствиях. Не временный успех, е жестокость, а последствия важнее для потомков. Последствия для данной местности, для государства в целом (руины СССР), для личности, семьи, нравственной атмосферы в обществе. Мы даем художнику «задание на проект», форму он пытается найти сам. Я в «задании на проект» указывала необходимость плоскостей значительной площади для размещения текста. Моему видению ближе всего памятник, установленный в историческом музее Днепропетровска. Авторы – петербургские художники. Это уменьшенная копия египетской пирамиды. Символ общечеловеческий, многоплановый и удобный для размещения текстов и изображений. Его можно трансформировать, поворачивать, изменять площадь опоры. Все в воле художника.

Подвожу итоги: желательно заменить термин «политические репрессии» термином «государственный террор». Памятник должен быть понятным для потомков. Текст на памятнике в настоящее время имеет первостепенное значение. Необходимо обеспечить длительное функционирование памятника.

comments powered by Disqus