01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Политика в истории ингерманландских финнов периода II Мировой войны

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Теория / Политика в истории ингерманландских финнов периода II Мировой войны

Политика в истории ингерманландских финнов периода II Мировой войны

Автор: Янина Ильянен — Дата создания: 21.06.2015 — Последние изменение: 22.06.2015 Когита!ру
Вне зависимости от полководческих талантов руководства, «линии партии» или сиюминутной идеологической трактовки, защитники Родины не должны быть забыты. Есть и другая аксиома. Все народы нашей страны встали на защиту Родины (а не советской власти). Но не все народы помнят или просто не хотят помнить о вкладе своих дедов в дело разгрома фашизма. Или не могут определиться до сих пор, где их Родина? Янина Ильянен начинает дискуссию.

История Великой отечественной войны  в современной России – это нечто большее, чем страницы школьного учебника. 22 июня 1941 и 9 мая 1945 и их годовщины – это даты календаря нашей многонациональной страны, которые все считают своими, вне зависимости от политических убеждений.  Одна скорбная, другая и радостная, и скорбная одновременно – вместе память о величайшей трагедии и величайшем триумфе в нашей новейшей истории, память о десятках миллионов погибших во Второй мировой войне.

Что стало решающим фактором победы? Можно ли было избежать многомиллионных жертв?... Эти и десятки других вопросов будут еще долго волновать умы и вызывать жаркие споры. При этом есть очевидные постулаты, в которых никто сомневаться не будет: на защиту Родины встали все многочисленные народы, её населяющие; и защитники Родины не должны быть забыты. 

Великая Отечественная война была не только беспримерным напряжением всех государственных и народных сил в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Репрессивная политика против десятков «неблагонадёжных» народов – тоже часть ее истории. Даже после перестройки и серии законов о реабилитации стереотипы продолжают жить на бытовом уровне и в государственных структурах. 

Для многих людей старшего поколения история Второй мировой войны – это еще и проблема получения льгот, компенсаций. Но кого считать ветеранами, блокадниками, узниками фашистских концлагерей, жертвами политических репрессий? Даже в постсоветской России продолжается дискриминация ветеранов по национальному признаку.  В начале 1990-х годов временно были лишены статуса узников фашистских концлагерей ингерманландские финны. Во время Второй Мировой войны около 60 000 финнов, граждан СССР, были вывезены в Финляндию. Условия проживания были разные, но, во всяком случае, это не были фашистские концлагеря, как у немцев. Переговоры финской стороны с немцами по "ингерманландскому вопросу" начались еще в 1941 году. Реального же облегчения своей участи ингерманландские финны дождались только к 1943 году, когда Финляндия начала испытывать нехватку трудовых ресурсов. В марте 1943 года первый пароход с ингерманландским переселенцами прибыл из Эстонии в Финляндию. 

Российские чиновники забыли (или им было дано указание забыть?), что до посадки на пароходы в Финляндию ингерманландцы были на территории, оккупированной немцами. Отношения с оккупантами у советских финнов были разными. Немцы по привычке восточного фронта не делали различий по национальному признаку. За период оккупации тысячи ингерманланцев были угнаны в немецкие концлагеря, подвергались грабежам, унижениям, были расстреляны без суда.  Безграмотность, бездушие, лицемерие наших чиновников – тема вечная. Прошло уже больше 20 лет. Срок достаточный, чтобы написать объективную национальную историю. Но нужна ли она?

История ингерманландских финнов во Второй мировой войне тесно связана с проблемой отношений СССР и Финляндии. С историей советско-германских отношений все понятно с 1945 года и победителям и побежденным: фашизм – абсолютное зло, не подлежащие никакому оправданию. В Финляндии фашизма не было, война на Карельском перешейке 1941-1944 была для нее освободительной и справедливой. Но велась она в союзе с Третьим Рейхом. В Финляндии нет запретов, но есть темы, о которых говорить не принято.  

Свобода слова еще не означает, что от историков ждут объективной и исчерпывающей картины. На место государственной цензуры приходит политический заказ. Не на последнем месте и мнение спонсоров. Как известно, с падением железного занавеса у Финляндии появилась возможность оказывать помощь своим соплеменникам в России: это было и предоставление права на репатриацию, и материальная поддержка ингерманландских финнов в России. Политика Финляндии по отношению к ингерманландским финнам в конце ХХ века объясняется идеей единства нации.

Перемещение ингерманландского населения во время II Мировой войны в настоящее время также объясняется идеей единства нации и помощи соплеменникам. По поводу фашистских преступлений по отношению к советским финнам можно встретить объяснение, что власти Финляндии не знали о зверствах союзников…

Видимо, не знали финны и о положении с продовольствием в блокадном Ленинграде и его пригородах? Около 30 000 ингерманландских финнов оказались в фашистской блокаде, а в марте 1942 года они были отправлены в принудительную эвакуацию в Восточную Сибирь. Для получения статуса блокадника достаточно 4 месяцев проживания в блокадном Ленинграде при наличии подтверждающих документов. Финны пробыли в блокаде в течение почти семи месяцев, включая самую тяжёлую зиму 1941/1942 года. Но где можно об этом прочитать? Тема ленинградские финны и блокада – это почти всегда история репрессий во время Великой отечественной войны: репрессивные постановления, цифры о количестве высланных, история выживания в ужасающих условиях ссылки. История выживания ингермаландских финнов в блокадном кольце, их вклад в оборону Ленинграда – темы до сих пор невостребованная.

Может быть, и не стоит останавливаться на этих страницах подробно? Люди страдали одинаково, вне зависимости от национальности, недостатка литературы по истории блокады нет. Это верно. Но современные издания, основанные на рассекреченных архивных документах показывают, что и здесь есть еще много малоизвестных страниц, например, политический контроль во время блокады, национальные отношения, настроения населения. Большая часть финнов пережила блокаду не в самом Ленинграде, а в его пригородах. Через десятки ингерманландских деревень проходила линия обороны Ленинграда.

20 лет назад тема репрессий была на первом плане вполне справедливо. Это была боль нескольких поколений, о которой нельзя было говорить раньше. Но не всем была нужна горькая правда.  Нередко финнов, высланных «особым образом» из кольца блокады, отказывались признавать жертвами политических репрессий. Очень болезненным был и вопрос о реабилитации. Некоторые ингерманландские финны в те годы даже надеялись не на возрождение довоенной Ингерманландии конечно, а хотя бы на восстановление исторической справедливости по отношению к своему народу.  Но к концу 1990-х стало очевидно, что к этому не стремятся ни российские чиновники, ни сами финны, большинство которых уехало в Финляндию или встало в очередь на репатриацию.

Нужна ли правда о блокаде в Финляндии, которая оказалась соучастницей одного из величайших преступлений в истории человечества? В какой степени Финляндия виновата перед рядовыми ленинградцами? Эти и многие другие вопросы до сих пор остаются открытыми. Ясно одно: финнам в Финляндии гордится здесь нечем. По негласным правилам не должно быть повода для здоровой гордости и у финнов ингерманландских.

Блокадная тема – святая не только для каждого коренного петербуржца-ленинградца. В битве за Ленинград приняли участие представители десятков национальностей СССР. Современные национальные диаспоры стремятся увековечить память своих земляков, отдавших жизни на фронте или погибших в блокадном кольце: возлагают венки на памятных мероприятиях, ставят памятники, пишут статьи, издают сборники воспоминаний. Каждый 4-й ингерманландский финн оказался в кольце фашисткой блокады, т.е. в процентном отношении ни один народ не пострадал больше, чем финны-ингерманландцы. И до сих, в летописи героической обороны Ленинграда для него не нашлось места. 

В тени репрессий оказалась история участия ингерманландских финнов в Великой отечественной войне в составе Красной армии. Со ссылкой на постановление от 3 апреля 1942 года «Об изъятии из действующей армии бойцов финской национальности и переводе их в рабочие колонны НКВД», из книги в книгу повторяется, что на фронтах Великой отечественной ингерманладские финны не воевали, а были отправлены в трудовые лагеря.

Во-первых, первые два месяца войны финны призывались в Красную армию также, как представители других национальностей, то есть в самый тяжелый и кровопролитный период Великой отечественной войны они воевали и гибли, как и все остальные граждане СССР. С известным приказом также не все так однозначно. Вспоминает ветеран 71-й стрелковой дивизии связист Гюннинен Э.М. (1921 года рождения): «Из нашей дивизии никого не сняли. Дивизия примерно наполовину состояла из финнов и карел, если бы всех финнов сняли, дивизии бы не стало. Она не смогла бы воевать».

Информация сайта ОБД "Мемориал" с обобщенным банком данных по погибшим и пропавшим без вести во время ВОВ показывает, что бойцы с финским фамилиями гибли и после указанной даты. Имеется информация о награждениях лиц финской национальности медалями и орденами до и после апреля 1942 года на сайте «Подвиг народа». Точных данных о числе ингерманландских финнов, воевавших в Красной армии, нет, приблизительные цифры 10000 – 20000 человек.

Повышенный интерес есть к другой теме, можно сказать, прямо противоположной. Некоторые исследователи полагают, что не менее миллиона советских граждан добровольно служили немецким оккупационным властям и в войсках Вермахта. Ни одна война в истории нашей страны ни породила такого количества колоборантов. В немцах видели или хотели видеть освободителей от сталинского режима. Фашистские оккупанты умели ловко играть и на национальных чувствах.  

В феврале 1942 в Волосово из добровольцев был сформирован ингерманландский батальон (Os Bataljon 664). Но воевать за Ингерманландию ему не довелось. Бойцы батальона охраняли железнодорожные пути, занимались разминированием, то есть со стороны немцев к ним полного доверия не было, как и например, к власовцам. Есть косвенные свидетельства, что при наступлении советских войск финнов могли использовать в разведке, но документального подтверждения этому нет. Вспоминает ветеран Великой отечественной войны, разведчик Молев Владимир Дмитриевич (1922 года рождения): «На границе с Ленинградской областью были также финны, небольшие охранные подразделения при немцах. Они были хорошие разведчики, хорошо ориентировались в лесу. Однажды мы взяли пленного финна. Он хорошо говорил по-русски. Финны были еще более жестокими, чем немцы. Однажды в Ленинградской области они зашли в наш тыл, сняли пулеметчиков, охранявших госпиталь, зарезали раненых, медсестер, лошадей»

В конце 1943 году батальон был передан в финскую армию. В Финляндии 1942 году был сформирован соплеменный батальон (heimopaaljoona) из советских военнопленных финнов, карел и вепсов. Оба батальона приняли участие в боевых действиях в составе финской армии во время боев на Карельском перешейке в 1943-1944 годах. Об освобождении Ингрии вопрос уже не стоял, было ясно, что они воюют за Финляндию.

В 1944 году советская сторона потребовала возвращения всех советских граждан в СССР, военнопленных, перемещенного ингерманландского населения. Основной причиной возвращения ингерманландских финнов в СССР чаще всего называется давление со стороны советской стороны. Можно встретить и романтическую версию: ингерманландцы возвращались домой из-за большой любви к своей малой родине.

8 тысячам ингерманландским финнам все-таки удалось остаться в Финляндии на нелегальном положении или сбежать в Швецию. Требование советской стороны было выполнено в отношении бойцов соплеменных батальонов. Те, кому не удалось скрыться от контрольной комиссии, по возвращении в СССР прошли через сталинские лагеря. Жить в стране, за которую они проливали кровь, большинству из них было не суждено.

Общая численность ингерманландских финнов, воевавших в финских и немецких войсках, была около 1000 человек, то есть менее 1% от финского населения СССР. В отличие от Прибалтики и Западной Украины «национально-освободительное» движение массовым не стало. Однако в Финляндии о его бойцах пишут статьи, издают книги. Им ставят памятники. «В 2004 году в их присутствии [председателя добровольного общества ингерманландских финнов Инкерин Лиитто Александра Кирьянен и епископа церкви Ингрии Арри Кугаппи] консул Кауко Ямсен вручил четырем ветеранам добровольческого ингерманландского батальона финские медали Белой розы 1-го класса… Все-таки через десятилетия Финляндия оценила их заслуги» - писала петрозаводская газета Karjalan sanomat (№35 от 10.09.2014, статья «Особенности  национального отношения к ветеранам»).

Между тем тысячи ингерманландских финнов не получили заслуженные награды за Великую отечественную войну. Так, например, ни один ленинградский финн, живший и работавший в кольце блокады, не получил медаль «За оборону Ленинграда». Почему этого не произошло во время войны, понятно. Вручение медали началось в 1943 году, когда все финны уже были депортированы в Сибирь  как «враги народа». Но никто не поднял вопрос о восстановлении хотя бы символической справедливости по отношению к ингерманландским финнам и в наши дни. В ингерманландских общественных организациях, как в Финляндии, так и в России, почетом пользуются  ветераны, воевавшие против большевизма. Те, кто воевал против фашизма, не заслужили ни памяти, ни медалей, ни элементарного уважения?

В прошлом году мы публиковали статью «Блокадные рассказы ингерманландских финнов».   Поводом для этой статьи стала публикация в журнале ”Inkeriläisten viesti” (№2 за 2014, название можно перевести как «Известия ингерманландцев»). По странному стечению обстоятельств этой же проблеме на день Победы в 2014 году посвятили статьи сразу две районные газеты Ленинградской области. В газете «Всеволожские вести» в публикации «Все были в одном кольце» (номер от 14.5.2014) был сделан следующий комментарий по поводу блокадных искушений ингерманландских финнов: «У многих вызвало недоумение, как автор в одном материале осуждает политику депортации ингерманландских финнов и одновременно сообщает о вещах, которые нельзя оценить иначе как преступление. Спекуляция в кольце фашисткой блокады каралась беспощадно, о чем свидетельствуют данные архивов НКВД. Между тем в отношении ингерманландских финнов подобные случаи зафиксированы не были, хотя финны как «подозрительное меньшинство» были под особым надзором».

Похожий комментарий был сделан в газете «Ладога» Кировского района Ленинградской области в статье «Перед смертью были все равны» с небольшим добавлением  (номер от 8.5.2014): «Советская власть ограничилась политическими обвинениями, в ее позиции и приказах по отношению к ингерманландским финнам было все-таки больше уважения, чем в рассуждениях автора о недальновидных спекулянтах». Во всяком случае, даже во времена Сталина таких обвинений финнам не предъявляли.

Здесь можно было бы поставить точку, если бы предметом дискуссии были бы события более раннего времени. Вторая мировая война, блокада – время далекое, легендарное (хотя события относятся к периоду «новейшей истории»). Но его свидетели еще живы. Канал «Дождь» извинился за некорректный опрос, петербургский депутат извинилась оговорку в прямом эфире. Здесь уместно поставить вопрос… А Владимир Кокко? Или дать какие-то объяснения по этому поводу: может быть, он все-таки прав, и единичные случаи были?

То, что в России не укладывается в голове, в Ингерманландии обошли молчанием. Известные ингерманландские активисты от ответа на проклятые вопросы ушли под разными предлогами. Никто эту статью в России не читал, сейчас важнее собирать воспоминания. Из ЕЛЦ Ингрии ответили, что они не несут ответственность за В.Кокко, т.к. он не является их членом. Председатель добровольного общества ингерманландских финнов Инкерин Лиитто А.И.Кирьянен сказал, «что у него нет времени читать…»  в статье петрозаводской газеты Karjalan sanomat от 10.09.2014 (статья «Особенности национального отношения к ветеранам»). Для сравнения, немецкая община моментально отреагировало на статью в «Аргументах и фактах».

В июле 2011 года Финляндия объявила о закрытии очереди и прекращении программы репатриации для ингерманландских финнов к 2016 году. Еще раньше прекратилось финансирование проектов финской стороной. «В марте 2011 года на съезде Инкерин Лиитто мы приняли документ – обращение к губернатору Ленинградской области с просьбой подготовить необходимые документы для включения ингерманландских финнов в реестр коренных малочисленных народов Российской Федерации. (А.Кирьянен. Статья «Финны - коренной народ Российской Федерации» Газета Инкери, №1 за март 2014). В своих статьях А.И. Кирьянен приводит доводы в пользу этого статуса, но при этом все его рассуждения относятся к XVII-XIX векам, к далекому прошлому. Прошлое «недавнее» в его аргументации отсутствует.

Обычно процедура включения в реестр коренных малочисленных народов РФ длится 2 года. По ингерманландскому вопросу прошло уже четыре года, а решения до сих пор не принято. В объяснении такой неопределенности нет ничего нового: бюрократия, некомпетентность чиновников. 

В ожидании получения статуса работа по сохранению ингерманландской культуры идет по накатанной колее. Из статьи «Особенности  национального отношения к ветеранам»:  «Из года в год его [Санкт-Петербургского Инкерин Лиитто] представители посещают прием в генеральном консульстве Финляндии в день Независимости. На официальном сайте мы читаем: «В Санкт-Петербурге и Ленинградской области живет около 600 граждан Финляндии. Они не могут не праздновать день Независимости». А как праздную или иным образом почитают 8 000 ингерманланцев [в Петербурге  и Ленинградской области] главный государственный праздник России 9 мая? Как Инкерин Лиитто чтит память погибших и поздравляет живых? Ответа нет. Излишне говорить, почему этот день был праздником со слезами на глазах для старшего поколения ингермалнадцев.

Cледует отметить, что и у русскоязычного населения палитра мнений тоже не однозначна. Теперь больше известно, какую цену заплатил советский народ за Победу, сколько несправедливости и жестокости было по отношению к собственному народу, вне зависимости от национальности. По крайней мере, социальные службы и другие российские органы государственной власти поздравляют, вручают памятные медали и подарки всем ветеранам, блокадникам, узникам концлагерей, в том числе и российским финнам.

 …В торжествах, посвященных полному освобождению Ленинграда, участвовали представители со всей России и зарубежных стран. Только представители коренного населения Санкт-Петербурга, ингерманландских финнов, не были замечены ни на одном мероприятии, несмотря на то, что каждый четвертый ингерманландский финн оказался в блокаде. 29 января 2014 Инкерин Лиитто предложило всем желающим лекцию Владимира Кокко «Финляндия во Второй мировой войне». И вход на нее был бесплатный, в отличие от лекций по истории Ингерманландии.

Не изжиты старые предрассудки по отношению к ингерманландским  финнам. Но никто не ставит вопрос, почему они так живучи?