01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Предметы и мифы блокады на «улице Ракова»

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Практики / Предметы и мифы блокады на «улице Ракова»

Предметы и мифы блокады на «улице Ракова»

Автор: Андрей Рысев: текст. фото — Дата создания: 27.01.2014 — Последние изменение: 06.02.2014 Когита!ру
В эти дни на Итальянской улице (в годы блокады улица Ракова) под открытым небом развернута экспозиция. Здесь представлены предметы материальной памяти, документы, различная техника 1940-х: от блокадного трамвая до зениток и боевых орудий времен войны. В обычной жизни это называется словом «реконструкция».

К счастью, здесь обошлось без полевых кухонь, которые были заявлены ранее. Возмутившаяся общественность назвала это полным кощунством – в годы блокады это было немыслимо. От кухонь отказались, но осадок остался. Корреспондент Когита!ру Андрей Рысев размышляет о своём дискомфорте.

«Улица Жизни – Итальянская – Ракова» так названа территория, отданная под реконструкцию событий блокады. Идея сегодняшних хозяев Смольного – воссоздать жизнь блокадного города. Отдельные экскурсии по каждому объекту: зенитке, военизированному мотоциклу, полуторкам, автобусам того времени, троллейбусам (хотя какие такие троллейбусы в блокаду? кто бы объяснил?), трамваям.

Другая группа направляется на экскурсию в Радиокомитет, где раньше располагались студии Ленинградского радио. Отсюда транслировали метроном, здесь читала Ольга Бергольц, здесь записывали ежедневные блокадные сводки новостей.

Подлинные экспонаты - хранители памяти - без намека деликатности, излишне броско, совмещены с разбросанными, а порой, и сложенными в кучу мешками с песком, уже совсем бутафорскими ежами, которые на поверку оказались не фрагментами стальных рельс, как было на самом деле, но деревянными конструкциями. А надолбы и вовсе не цементные, а из папье-маше.

Накрест заклеенные стекла здания, где сейчас расположен Музей гигиены, совсем не похожи на исторические: из современного крепа, который продается за полтинник в любом хозяйственном магазине, а не из бумаги, как было тогда... "Ежи" расставлены аккурат напротив современной рекламы и зачем-то сброшенными в кучу дорожными знаками... Похоже на реконструкцию, которую бутафоры свалили, не разобрав, а художник просто не касался. Когда всё можно потрогать руками со всех сторон, бутафория топит подлинники. 

Посетитель Олег возмущается: «Что они не могли заплатить участникам реконструкции? Они стоят здесь и мерзнут за бесплатно, а ведь на эту реконструкцию было выделено 8 млн рублей, На что? Могли бы хотя бы снег привезти, чтобы воспроизвести атмосферу блокадных зим...» И добавил много невоспроизводимых речевых оборотов. В ответ я буркнул, что снег сейчас в Сочи важнее, но от собственного ёрничества стало совсем неловко

Ряд других горожан возмущались тем, что «блокада превратилась в игрушку: детишки стоят в очереди в блокадный трамвай, радостно звонят в его клаксон. Фотографируются в обнимку с одетыми в военную форму волонтерами, как с ряжеными Петрами у петергофских фонтанов». Других удивляла на этом фоне кафешка, стоящая в центре Итальянской площади, которая хоть и была полузакрыта бутафорской защитной сеткой, но все же работала. Представить себе такой фастфуд в годы блокады – невообразимо...

Встретившаяся соавтор многих книг о блокаде, редактор Лениздата Наталья Соколовская тоже не довольна: «Это не способ привить понимание того, что такое блокада. Пусть все идут в библиотеку и читают, читают, читают книги, подлинные свидетельства об этой трагедии нашего города».

На экспозиции был замечен и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. Позже он передал свои ощущения. Они явно отличались от наших: «Этот памятный музей под открытым небом посетили тысячи петербуржцев разных поколений и гости нашего города. Полагаю, что все споры о том, нужен ли городу такой проект, должны утихнуть, потому что за проект проголосовали сами горожане тем, что пришли сюда в выходной день, - отметил вице-губернатор. - Здесь создана не блокадная улица, именно «Улица жизни», здесь рассказывается о том, как Ленинград выжил, выстоял и одержал победу над жестоким врагом».

И тут тоже есть свой резон. Если убрать придирки о «реконструкции», то в эти дни Итальянская улица действительно стала притягательным местом для горожан. Да, очереди в блокадный трамвай и троллейбус, да, дети сидят на пушках и фоткаются на их фоне. Может быть, ребята, повзрослев, или вместе с родителями, дойдут до той самой библиотеки и прочитают подлинные документы о блокаде? Кое-кто точно дойдет.

Волонтеры-экскурсоводы хоть иногда и удивляют своими не очень глубокими историческими познаниями, но искренне и абсолютно бесплатно водят всех желающих по территории, рассказывая об экспонатах. Ну а то, что обмотанный холщёй памятник Тургеневу они называют «укрытым от бомбёжек, как и тогда», не вина, а беда. Не знают они, что сам памятник был установлен в XXI веке у дома-новодела, и никто из устроителей им этого не сказал.

Миф тут творится из воздуха: якобы это была «самая оживленная улица в блокаду», потому что здесь Радиокомитет, который «подбадривал» город, совсем уже вопиющая "блокадная статистика" про "всего лишь 100 случаев людоедства"… Но это тоже на совести тех, кто готовил «шпаргалки» для волонтеров, а не ответственность молодых людей, искренне здесь волонтерствующих.

Еще один момент – блокадники. С одной из них, Галиной Сергеевной, мы пообщались вместе с коллегой Галиной Артёменко. Галина Сергеевна прожила первую зиму в блокадном городе, а потом ушла на Ленинградский фронт лётчицей, снимала блокаду и прошла весь фронтовой путь. Ей в целом экспозиция понравилась. В силу возраста у неё не всегда есть возможность добраться сначала в один конец города, чтобы посмотреть на блокадный трамвай, а потом, переместиться на Невский пятачок, чтобы увидеть военную технику… Ну, а что дети лазают по трамваю, так это по ее мнению «совершенно нормально, пусть ходят». Другие замеченные блокадники тоже не выразили сожалений от увиденного.

Самым удачным в проекте «Улица Жизни» оказалась стена, на которой подлинные блокадные фото и копии подлинных документов и плакатов. Приятно, что именно у этих стендов толпилась основная масса граждан. Читали, впитывали, обдумывали… Тут, кстати, нашёлся и список наиболее пострадавших зданий и памятников, а также список адресов районных моргов, в котором мы, в частности, обнаружили, и не разрушенную тогда еще церковь на Фарфоровском кладбище и упоминание о кладбище… А ведь столько говорилось чиновниками и застройщиком об отсутствии каких-либо подтверждающих документов год назад, в разгар кампании его защиты…

Порадовал и большой плазменный экран, где показывались различные документальные ленты  - страшная хроника блокады, а также фотоколлажи Сергея Ларенкова, на которых страшное прошлое проступает сквозь современность города. Кстати, совсем недавно, фотоальбом Сергея Лавренкова вышел в «Лениздате» и уже в продаже.

Ну а теперь о моей и не только моей дилемме. Ни я, ни многие читатели того времени не застали, но у многих были или есть родственники, которые эти страшные дни пережили. Что сейчас нужно? Приблизить блокаду к горожанам, сделать наспех в центре «реконструкцию», на которую придут зеваки и просто горожане, и гости города, или все-таки добиться качественной идентичности, чтобы люди больше прониклись, оказавшись как бы в 3D того многолетнего, длящегося кошмара, который был в годы блокады?.. Современный подход в духе, так сказать, времени или все же, как можно точное и деликатное воспроизведение и подача исторического материала? Блокада явно вновь мифологизируется, на сей раз через призму будничности, повседневности. Подобные мифы, понятно, нужны любой власти, но вновь, как и прежде, когда умалчивали о жертвах и все были лишь героями, при живых блокадниках - как-то не по себе.

То, что это не была ТА улица Ракова, а была спешная и не сильно продуманная инсталляция на нынешней Итальянской – это точно. С этой дуальностью никак не получается справиться.

Cм также: Полина Вахтина. О переименовании Дня снятия блокады Ленинграда

Фотографии автора

Очередь в "блокадный" троллейбус

comments powered by Disqus