01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Но не предал я свой Будапешт...

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Практики / Но не предал я свой Будапешт...

Но не предал я свой Будапешт...

Автор: Галина Артеменко — Дата создания: 23.10.2016 — Последние изменение: 24.10.2016
Участники: Надежда Киселева, фото
Когита!ру
Вчера Генеральному консульству Венгрии в Петербурге в связи с 60-летием Венгерской революции 1956 года был передан важный электронный документ – биографические сведения о 141 гражданине СССР, выступившем шесть десятков лет назад против подавления Советской Армией Венгерского восстания.

 

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- Вечер в Интерьерном: "Год венгерской свободы"

**

 

«Люди октября 1956 года» – так называется доклад, подготовленный Алексеем Макаровым  (Международный Мемориал, Москва, Издательский дом "Когита", Петербург), в котором речь идет о протестах и акциях солидарности с Венгрией в СССР в 1956-1957 годах. В этом докладе представлены краткие сведения о 141 гражданине СССР, кто, как поэт Наум Коржавин, мог сказать: «Но не предал я свой Будапешт».

Доклад «Люди 1956 года» был представлен 20 октября в Петербурге, в Интерьерном театре в рамках круглого стола Две недели венгерской свободы, посвященного Венгерскому восстанию 1956 года. В зрительном зале театра была развернута и документальная выставка о событиях в Венгрии шестидесятилетней давности, подготовленная Музеем Террора в Будапеште и представленная Генеральным консульством Венгрии в Петербурге.

Ранее на Когита!ру: Нежные оковы власти. Репортаж и Будапешта Наталии Шкаевой

Господин Ференц Надь-Ребек, генеральный консул Венгрии в Петербурге, открывая круглый стол, сказал: «Уважаемые гости, дорогие друзья! На сегодняшнем мероприятии мы отдаем дань памяти важному событию истории Венгрии. 60 лет назад в Будапеште вспыхнула революция против угнетения и самоуправства. Как это часто случается в истории, инициатором восстания стала молодежь. 60 лет назад, в октябре 1956 года, во время не простого периода на улицу вышли обычные молодые люди. События требовали храбрости и героизма, поэтому это молодое поколение, не раздумывая, принесло свои жизни в жертву свободе и независимости. Наш долг отдать дань почета и благодарности истинным героям революции, за их отвагу и любовь к родине. Мы должны помнить, что данная нам сейчас свобода есть у нас и благодаря им. Также мы отдаем дань почета и благодарности тем, кто поддерживал революцию за пределами Венгрии. Бывало, что эти сторонники, своей храброй борьбой за дело венгерской революции, как и в этой стране, жертвовали собственным будущим и свободой. 1956 год является разделительной линией Венгерской истории. Те, кто лично пережил эти события ждали и жаждали, чтобы память о случившемся получила достойное место в истории. А те, кто родился после 1956 года, жаждали жить при такой же свободе,  как и их ровесники в западной Европе. Поэтому присоединение к Евросоюзу после крушения диктатуры считалось само  собой разумеющимся».

Виктор Шейнис, доктор экономических наук, один из авторов Конституции РФ, депутат ГД РФ 1 и 2 созывов, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН и соавтор (вместе с Ирмой Кудровой) написанной в 1957 году статьи «Правда о Венгрии», прочел на круглом столе свой доклад «Венгерское восстание 60 лет спустя».

«Виктор Леонидович показал жесткие политические и человеческие портреты Яноша Кадара и Имре Надя, говорил о подавлении революции в Будапеште и особой роли в этом подавлении тогдашнего посла в Венгрии Юрия Андропова («Андропов – это истинный провокатор, подталкивавший к интервенции»), о немногих протестах того времени в Ленинграде. Важные слова были сказаны  Шейнисом об исследованиях венгерских событий своего друга, выдающего российского историка Валентина Михайловича Алексеева, книгу которого "Венгрия-56: прорыв цепи" Шейнису удалось издать с подробным предисловием в 1996, уже после смерти автора. Замечу, мне повезло быть одним из немногих слушателей полуофициального факультатива В.М. Алексеева в Герценовском институте в 1974-1975 годов - редких для брежневских времен интеллектуальных исторических семинаров. Свой доклад Виктор Шейнис завершил критическим комментарием по поводу антимигрантского «огораживания» в современной Венгрии», - так написал на своей странице в соцсети о выступлении Шейниса в Интерьерном театре профессор НИУ ВШЭ Владимир Костюшев, участник круглого стола.

Напомним, что  за статью «Правда о Венгрии» Шейнис был исключен из комсомола и аспирантуры и, прервав научную деятельность, вынужден был пойти расточником на Кировский завод в Ленинграде, где работал до 1964 года. В 1993 году Виктор Шейнис был награжден венгерским орденом. Выступая в Интерьерном театре, Шейнис вспомнил, что текст своей статьи «Правда о Венгрии» он много лет спустя попросил показать в архиве ФСБ, у самого автора текста не было. Ему выдали – на основании Закона о реабилитации, и даже предложили (это были не нынешние времена, а постперестроечные) сделать копию и вернуть в архив, а оригинал отдать автору. «Это был, конечно, наивный текст, - сказал Шейнис. – Одна из его идей: «Ленин бы так не поступил, ведь случившееся противоречит коммунистическим принципам».

Вспоминали о группе Револьта Пименова, звучали имена Бориса Вайля, Юрия Лёвина, видеосюжеты о Борисе Пустынцеве и самого молодого из протестовавших в Ленинграде Вадима Косырева (1940 года рождения). «Граждане! Сталинизм продолжает существовать – об этом свидетельствуют события в Польше и Венгрии, где свобода была раздавлена советскими танками», -  эти слова были написаны на листовках, которые Борис Пустынцев разбросал в Ленинграде в кинотеатре «Октябрь»…

Вячеслав Долинин (слева на фото) принес на вечер исторические артефакты – листовки НТС.

Вспоминали в Интерьерном театре  и текст Александра Городницкого «Будапешт 56»:

Танк горит на перекрёстке улиц,
Расстреляв последние снаряды,
В дымном жаре, в орудийном гуле,

У разбитой им же баррикады.
На его броне дымится краска
Не от немцем сброшенной фугаски,
Не на волжском вздыбленном песке, — 
Труп студента, детская коляска,
И обрывок флага на штыке.
Где и как, когда случилось это
В самый первый распроклятый раз?
Над казармой прежние портреты,
И приказ — по-прежнему приказ.
Разгребая жар чужой руками,
Принеся восстанию беду,
Парни с комсомольскими значками
Умирают в огненном чаду.
Их могилу не укроют лавры,
Лишь листок уронит на пол мать, — 
Извещение, что «смертью храбрых»,
«Смертью храбрых», — что ещё ей знать?
Как там встретят весть, что не вернулись, — 
Закусив губу или навзрыд?
Танк горит на перекрёстке улиц, — 
Хорошо, что этот танк горит!

Выступила на круглом столе и Ирина Савельевна  Вербловская, историк, экскурсовод, советская политзаключенная,  в 1956 году осужденная по делу групп  Револьта Пименова на 5 лет за то, что в ее квартире обсуждались венгерские события и ввод в Будапешт советских танков. После суда Вербловская была отправлена в единственный в СССР лагерь для политических заключенных женщин, расположенный в Кемеровской области (в ноябре 1959 лагерь был переведен на Тайшетскую трассу в Иркутскую область, в апреле 1961 — в Мордовию). После освобождения Вербловская некоторое время жила в Калинине (ныне г. Тверь), а в декабре 1963 года смогла получить прописку в Ленинграде. Всю жизнь проработала экскурсоводом.  Лишь в 1991 году реабилитирована. Ирина Савельевна говорила о тех, с кем, как она выразилась «довелось совпасть в ГУЛАГе», вспоминала, как побывала в Венгрии несколько лет назад и  все в зале Сейма встали, когда она вошла:»Это была моя компенсация за пять лет лагеря». Она вспоминала то, что чувствовали она сама и ее друзья в 1956 году: «Мое поколение выросло во время войны, солдаты для нас были освободителями, и то, чо наша армия подавляет революцию, вызывало жгучее чувство стыла, революцию нельзя внести на штыках, в том числе и на красных – это я тогда сказала на коммунальной кухне».

Револьт Пименов, сын Револьта Пименова был краток в своем выступлении – показал мемуары своего отца и  сказал о современности, о том, что нынешняя власть карикатурно пытается вернуть СССР.

Юлий Рыбаков прочитал стихи Наума Коржавина «Баллада о собственной гибели»: 

Я - обманутый в светлой надежде,
Я - лишенный Судьбы и души -
Только раз я восстал в Будапеште
Против наглости, гнета и лжи.

Только раз я простое значенье
Громких фраз - ощутил наяву.
Но потом потерпел пораженье
И померк. И с тех пор - не живу.

Грубой силой - под стоны и ропот -
Я убит на глазах у людей.
И усталая совесть Европы
Примирилась со смертью моей.

Только глупость, тоска и железо...
Память - стёрта. Нет больше надежд.
Я и сам никуда уж не лезу...
Но не предал я свой Будапешт.

Там однажды над страшною силой
Я поднялся - ей был не сродни.
Там и пал я... Хоть жил я в России.-
Где поныне влачу свои дни.

Галина Артеменко,

специально для Когита!ру

 

Фоторепортаж Надежды Киселевой, Когита!ру

 


A programot az 1956-os forradalom és szabadságharc 60. évfordulójára létrehozott Emlékbizottság támogatja. При поддержке Мемориального Комитета по 60-й годовщины Венгерской революции 1956 годa.


В подготовке события также принял участие Мсковский фиилал Фонда Фридриха Науманна "За свободу".