01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

О самом малочисленном коренном народе Ленинградской области

Вы здесь: Главная / Память / Коренные народы / О самом малочисленном коренном народе Ленинградской области

О самом малочисленном коренном народе Ленинградской области

Автор: Когита!ру — Дата создания: 11.08.2010 — Последние изменение: 12.08.2010
Участники: Фото: www.vatland.ru
В понедельник на этой неделе планета отмечала Международный день коренных народов мира. Этим текстом мы начинаем серию публикаций о коренных народах Петербурга и Ленинградской области, их проблемах и культурной жизни.

Как говорит Википедия, "в России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет около 500 тысяч человек, или 0,3 процента населения страны".

Самым малочисленным из малочисленных народов на Северо-Западе РФ является водь - финно-угорский коренной народ. По данным на 2002 год в России проживало 73 представителя этого народа. Из них на родине - Кингисеппском районе Ленинградской области - 12 человек и еще 12 человек в Петербурге.

Но официальный статус коренного народа водь получила совсем недавно.  13 октября 2008 было принято постановление правительства Российской Федерации о внесении води в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. В 2009 ЮНЕСКО включило водский язык в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся в критическом состоянии».

26 апреля 2005 в Петербурге была зарегистрирована Автономная Некоммерческая Организация "Общество Водской Культуры". Это общество создало свой сайт,

который так и остался неразработанным.

Новости о жизни води в Кингисеппском районе Ленинградской области можно узнать на другоим сайте, который поддерживает руководство Общества Водской культуры - Ингерманландия: водь и ижора.

 

На страницах этого сайта Татьяна Ефимова, пресдесадеть Общества Водской культуры, пишет: "20 век нанес такой сокрушительный удар по всем финским культурам нашей области, что, казалось, у води нет ни малейшего шанса на возрождение. Но он есть! Может быть один шанс из тысячи. И дали нам его:
  • эстонские учёные, которые работали со знатоками водской культуры в 20 веке и продолжают эту работу сейчас. И прежде всего, это работа выдающегося эстонского учёного П.Аристэ. Благодаря ему, мы имеем серию книг о води, которая составляет Сокровищницу водской культуры.
  • подвижники- энтузиасты, которые тратят свое время, силы и личные средства, чтобы нам помочь.
  • вожане, которые, несмотря ни на что, продолжают сохранять свое самоназвание -ваддя- и мудрый и богатый водский язык".

 

Последний фестиваль води - Лужицкая складчина - состоялся в деревне Лужицы 12 июля 2010.

Из краткой истории деревни Лужицы

"Лужицы Кингисеппского района Ленинградской области - последняя деревня компактного проживания води - коренного народа С-Петербургской губернии, "прежде прочих явившегося на поприще истории". Деревня расположена в южной части Лужской губы Финского залива.

Первое письменное упоминание о деревне относится к 1500 году. Современная деревня состоит из трёх водских деревень, присоединившихся в разное время друг к другу; собственно Luutsa ( Лужицы), SaviPja, (Глинки, присоединена в 1861-1864г.г.), LiivCUlA (Пески, присоединена в 1970 г.)

<...>

По первой Всероссийской переписи 1897 г. в деревне было 44 двора, в которых проживало 280 человек (в Лиивчюля 31 двор и 210 человек). Национальность определена, как финны православного исповедания. В центре деревни стояла часовня Святых Петра и Павла. На берегу Лужской губы - Морская часовня Николая Чудотворца.

Основными занятиями жителей деревни были торговля, судостроение и рыбная ловля, разведение скота и земледелие. В деревне была своя кузница, две торговые лавки, чайная, коптильня.

<...>

В период с 1934 по 1937 пережила репрессии. По незаконным обвинениям была осуждена большая часть молодого мужского населения. О депортация ингерманландского населения см. статью Ирины Флиге "Этнические депортации" в энциклопедии "Санкт-Петербург"  или на сайте НИЦ "Мемориал"

Соседствовала с деревнями Косколово, Пески, Краколье (Караколье), Верхние Лужицы (сожжена в 1943 году местным полицейским отрядом по приказу немцев).

В 1943 всё население деревни (330 человек и 220 человек из Песков), принудительно, вывезено в Финляндию. Большая часть деревни сожжена немцами. В 1944 году депортированное население возвращено в Россию и сослано в Калининскую, Ярославскую, Псковскую области. Из ссылки вернулось около трети населения. В 2001 году постоянного населения насчитывалось всего 72 чел.

С 1998 в деревне начал работу Первый Водский музей. Сожжён в 2001.

В 2005 начал работу второй Водский музей. Сожжён в 2006. Музей работал в рамках Организации "Общество Водской Культуры", зарегистрированной 26 апреля 2005 года.

Ежегодно, с 2000 в деревне проводится Водский праздник "Лужицкая складчина".

Продолжается работа исследователей с водскими знатоками языка и культуры.

Третий водский музей пытаются создавать с осени 2009, но пока пишут лишь о проблемах и волоките вокруг его возведения.

Еще одной причиной, из-за которой народ водь сегодня близок к полной ассимиляции, является строительство порта Усть-Луга. Создание порта, как пишет Википедия, "предусматривает снос деревни Краколье, а деревня Лужицы окажется в промзоне со всеми вытекающими из этого последствиями. <...> План развития порта предусматривает расселение жителей в города Ленинградской области".

 

См. также на Когита!ру:

"Компания Усть-Луга" отреагировала на нашу публикацию