01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Горький список утрат: Алексей Герман, Алексей Балабанов, Петр Тодоровский

Вы здесь: Главная / Память / In Memoriam. Некрологи / Горький список утрат: Алексей Герман, Алексей Балабанов, Петр Тодоровский

Горький список утрат: Алексей Герман, Алексей Балабанов, Петр Тодоровский

Автор: Российские СМИ — Дата создания: 24.05.2013 — Последние изменение: 24.05.2013
Участники: А. Алексеев
Не стало создателя «Любимой женщины механика Гаврилова», «Военно-полевого романа», «По главной улице с оркестром», «Интердевочки», «Анкор еще анкор»…

 

 

 

Из портала NEWSru.com:

Умер знаменитый кинорежиссер Петр Тодоровский

24.05.2013

В Москве на 88-м году жизни умер знаменитый советский и российский кинорежиссер Петр Тодоровский. Несколько дней назад он был доставлен в больницу с сердечным приступом.

"Да, к сожалению, Петра Ефимовича больше нет с нами", - подтвердила изданию Life News супруга режиссера Мира Григорьевна. За последние месяцы режиссер несколько раз проходил стационарное лечение в связи с проблемами с сердцем.

Врачи диагностировали у Тодоровского нестабильную стенокардию и ишемическую болезнь и назначили режиссеру восстановительный курс лечения. После лечения режиссера выписали, однако вскоре он снова почувствовал себя хуже. В итоге Тодоровского решили положить в один из лучших центров сердечно-сосудистой хирургии - имени Бакулева, где он и скончался.

Как рассказали в Совете кинематографистов, прощание с Тодоровским пройдет в Доме кино, передает "Интерфакс". "Это состоится в понедельник или во вторник - это будет решать семья", - заявил первый секретарь Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук.

 

Тодоровский снял более 20 фильмов, среди самых известных работ классика отечественного кинематографа - "Городской романс", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Военно-полевой роман", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор". В двух картинах снялся как актер, написал музыку к большинству своих фильмов.

 

Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года. С лета 1943 года - курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года - командир минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы, был ранен, награжден орденами Отечественной войны I и II степени и медалями.

Увиденное и пережитое в военные годы навсегда запечатлелось в памяти Петра Ефимовича и впоследствии не раз находило отражение в его фильмах.

В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКА. Его карьера в кино началась с работы в качестве оператора на киностудии "Молдова-фильм", около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.

Среди его операторских работ - "Молдавские напевы" (1955), "Весна на Заречной улице" (совместно с Радомиром Василевским, 1956), "Моя дочь" (1956), "Два Федора" (1958), "Жажда" (1959). В фильме "Никогда" (1962) Тодоровский был и сорежиссером (совместно с Владимиром Дьяченко). После этой картины Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм "Верность" (1964), после чего он снял картины "Фокусник" (1967), "Городской романс" (1969), "Своя земля" (1973), "Последняя жертва" (1975), "В день праздника" (1978), причем был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них.

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева "Был месяц май".

В 1980-х годах Петр Тодоровский снял фильмы "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Военно-полевой роман" (1983), "По главной улице с оркестром" (1986), "Интердевочка" (1989). Заметными событиями в российском кино стали и последующие картины Тодоровского - "Анкор, еще анкор!" (1992), "Какая чудная игра" (1995), в 1998 году он поставил мелодраму "Ретро втроем". В 2000-х годах вышли его фильмы "Жизнь забавами полна" (2001), "В созвездии Быка" (2003), "Риорита" (2008).

По биографической повести Петра Тодоровского "Вспоминай, не вспоминай" был снят сериал "Курсанты" (2004).

Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства, отмечает РИА "Новости". Не имея музыкального образования, он написал музыкальные темы и песни ко многим своим фильмам. Для фильма "По главной улице с оркестром" он написал две музыкальные темы, три песни. Тодоровский - автор песни "Городок провинциальный" на стихи Геннадия Шпаликова для фильма "Военно-полевой роман", а позднее стал автором музыки к фильмам "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем".

Тодоровский написал музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами ("Сильнее урагана" (1960), "Над нами Южный Крест" (1965) и других).

Вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным он записал компакт-диски "Ретро вдвоем" и "Ретро вдвоем - 2". Во многих песнях к дуэту присоединяется на контрабасе Игорь Иванушкин.

Петр Тодоровский - академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Обладатель большого количества призов многих международных и отечественных кинофестивалей. За первый же самостоятельный фильм "Верность" (1964) Тодоровский получил премию "Опера-прима" за лучший режиссерский дебют на ХХVI Международном кинофестивале в Венеции (1965). Вышедший на экраны в 1983 году его фильм "Военно-полевой роман" вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию "Оскар". На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании (1984) лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.

За фильм "Интердевочка" (1989) Петр Тодоровский стал обладателем призов "Ника" и "Созвездие-90", а также специального приза жюри на III Международном кинофестивале в Токио (1990).

Фильм "Анкор, еще анкор!" был удостоен приза "Ника" Российской академии киноискусств за лучший игровой фильм 1992 года, приза за лучший сценарий на Международном кинофестивале в Токио (1993), а также приза V Всероссийского фестиваля "Созвездие-93" и главного приза Открытого фестиваля в Сочи (1993). Лауреат премии "Золотой Овен" за 1995 год.

В 1996 году Петр Тодоровский за фильмы "Военно-полевой роман", "Анкор, еще анкор!" и "Какая чудная игра" был удостоен Государственной премии РФ.

В 2000 году Тодоровский получил Специальный приз президента за выдающийся вклад в развитие российского кино.

В 2004 году он стал лауреатом Национальной кинопремии "Ника" в номинации "Честь и достоинство".

В 2005 году - лауреатом российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф".

В 2012 году получил специальную награду премии "Ника" - золотую медаль.

Петр Тодоровский - народный артист РСФСР (1985), заслуженный деятель искусств УССР (1967). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV (1996), III (2000) и II (2005) степеней.

Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Вторая жена - Мира Григорьевна - по специальности инженер-лейтенант морского флота, позднее создала собственную независимую студию "Мирабель", на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем" и некоторые другие.

Сын Петра Тодоровского - Валерий - тоже стал кинорежиссером, сняв фильмы: "Любовь", "Страна глухих", "Любовник", "Стиляги".

**

 

Из портала «Esquire»:

«Правила жизни». Петр Тодоровский

Записал Михаил Ратгауз

Ум и талант не всегда совмещаются в человеке. Есть хорошая пословица: «Чем глупее фермер, тем крупней картофель». Это часто бывает в искусстве.

Испытание сытостью иногда труднее испытания бедностью.

Мои актрисы часто получали призы. Яковлева, Чурикова, Гурченко. Меня называют дамским мастером. Но это неправда.

Писать очень хорошо с шести-семи утра. Встаешь, душ, завтрак и за стол. Компьютер я не признаю, у меня старая машинка, «Эрика». Люблю, как она стучит в тишине.

Чем драматичней съемки, тем лучше выходит фильм.

Я знаю, что значит голод. В 1932-м я выбирал из веника пупырыщки, толок их с гнилой свеклой. Называлось это «матарженики».

Меня номинировали на «Оскар», но к этой поездке я отнесся спокойно. Наши были в Афганистане. Аэрофлот выгнали из Америки. Так что я понимал... . И еще была проблема со смокингом. У меня никакого смокинга не было. На «Мосфильме» нашли какой-то из сукна толщиной в два пальца, подогнали. Жара 28 градусов. Все в легких смокингах. А я сижу в этой шинели. С бабочкой. Мне не до Оскара. Я оттуда выскочил как ошпаренный.

Я помню конец оттепели. Никиту убрали. И стали опять закручивать гайки... То же самое и сейчас происходит, по-моему.

Сериалы — это животное, которое проглатывает актеров.

Когда первый раз идешь в атаку, не боишься. Бежишь, как теленок. Но после ранения, когда надо еще раз встать из окопов, ты совсем другой человек.

Я прикипел к музыке с самого детства. И до сих пор нахожусь в прикипевшем состоянии. За день я два-три раза подхожу к гитаре. Сижу, что-то бренькаю. Ищу решение.

У меня было не так много женщин. Не могу похвалиться, что я был такой уж «ловеласенко».

Я был комендантом немецкого городка на Эльбе. Мне дали задание: искать семьи видных нацистов, которые не успели перебежать к американцам. Нам донесли , что в городе спряталась племянница фельдмаршала Паулюса. Красивая, восемнадцатилетная девка. Мы устроили облаву, но она успела убежать через окно прямо в рожь, в поля. Но мы ее поймали. Я устроил ее официанткой в комендатуру, и на третий день мы стали с ней жить. Я хорошо ее помню, Ханнелору. Она была зенитчицей, хвалилась, что сбила американский самолет, рассказывала, что ребенком сидела на коленях у Гитлера. И отдалась в последнюю минуту какому-то немцу, солдату, в развалинах, чтобы не достаться русскому. А потом меня утром застал с ней в постели начальник политотдела корпуса полковник Долгополов. И ее увезли.

Люди крепко пьющие проживают 63-64 года. И все.

Я встречал людей, нафаршированных знаниями. Но по жизни — дурак дураком.

Говорят, режиссер умирает в актере. Так надо умереть в хорошем актере. А в плохом сколько не умирай...

Сейчас сложно собрать хорошую съемочную группу. Все в позе. Всем нужна лучшая аппаратура. А я снял «Военно-полевой роман» на две ручных камеры, для хроникеров.

В молодости легко быть счастливым.

Есть люди, которые карабкаются, что-то пытаются доказать. А некоторые просто сидят и наблюдают, как вода течет в реке, как дерутся воробьи за корку хлеба. Надо находить для этого время. Которое не находило наше поколение. Только работать, работать, работать! Мне трудно представить себя неработающим.

Я технически совершенно неприспособленный человек. Несмотря на то, что закончил операторский факультет. Нас учил Голдовский, отец Марины Голдовской, так он такие выводил формулы по светотехнике. Он весь в мелу, мы сидим, как дубари. Когда на экзамене кому-нибудь попадалась такая формула, он отворачивался и вставал у окна, а мы из-под стола доставали книги. А потом говорил: «Петя, вы уже переписали? Ну хорошо, давайте зачетку».

Я был однажды в Карловых Варах, в жюри. И понял, как там все происходит. Ты мне, я тебе.

Я смотрю футбол без звука. Я все понимаю. Зачем мне комментарии.

Я делал операцию на сердце в Мюнхене. На следующий день в моей двухместной палате открывается дверь, на пороге стоит высокий, симпатичный такой мужчина. Говорит мне: «НКВД? КГБ?». Выяснилось, что он 28 апреля 1945 года мальчиком попал в плен. И четыре года под Ижевском отмахал в тайге. Он мне как-то показывает: «Осколок русской мины у меня прошел вот тут». А я говорю: «А я — минометчик». И мы, как дураки, смеемся.

Самое веселое время — год так 1965-й. Я жил тогда в Одессе. Помню, «Современник» был на гастролях. Кто-то позвонил, нас приглашают в какой-то дом, там будет «Современник». Пьянка была жуткая. Были и Олег (Ефремов) , и Женя (Евстигнеев) . Закуски никакой, одни арбузы. В два часа ночи приехала дежурная машина со студии и нам сообщили, что нашу комнату в общежитии обокрали. Мы приехали, а там уже милиционер с собакой. Унесли все. Мы в чем были, в том и остались. Но все уже были сильно выпившие. Олег бегал с собакой, искал следы, милиционер тоже был пьян. Достали снова где-то водку, вино, и во дворе ночью все продолжалось. А что обокрали... какая разница.

У меня не было режиссерского образования. Одна интуиция. Я всегда держался на первом ощущении от сцены, на ее запахе.

Я люблю ездить на машине. Раньше уезжал за город и гнал. Это была свобода. От семьи, от работы.

Мне надо рассказывать кому-то сценарий, тогда он хорошо идет. А профессионал никогда ничего не рассказывает. Никогда.

Одежда меня никогда не волновала. Вот Марлен (Хуциев) — я был потрясен — может долго стоять, выбирать рубашку в полосочку. Он смотрит, что одна полоска идет не так. Линии не сходятся.. Я даже ему завидовал. Он мне говорил: «Петь, а почему ты без галстука?» А я: " А ты видел, чтобы Саша Володин ходил в галстуке?«. Я был потрясен, когда Ельцин вручал Володину Госпремию, кто-то его заставил надеть галстук. Я думаю, что когда он сел на место, он тут же его скомкал

В военном училище мне дали обувь 42-го размера. А у меня 43-й. И целый день на морозе были занятия, закаляли, готовили к окопам. Пальцы большие были обморожены. До сих пор страдаю.

Не люблю очень образованных женщин. Которые несут себя со страшной силой. Это становится противно.

Я никогда не считал деньги. И когда они посыпались после «Интердевочки», я не знал, что с ними делать. Я сам не мог даже догадаться, что на них можно купить дачу.

Все, что во мне есть хорошего, идет от матери.

Главное в жизни — любовь.

Когда строят дом, у него есть «нулевой цикл». Фундамент. Важно, чтобы у тебя был хороший «нулевой цикл», который закладывается в детстве. У меня не было хорошего.

Я могу преодолеть все, чтобы снять то, что я хочу. И никто меня остановить не сможет. Я научился этому у Марлена Хуциева. Это тихий, интеллигентный, но железной воли человек, который, когда уже все падают в обморок, продолжает свое дело.

Когда мы снимали «Весну на Заречной», там есть сцена, где героиня должна была заплакать, а она не плакала и не плакала. Наконец, после обеда вернулись, а она не плачет. А по тем временам надо было точно сдать картину минуту в минуту, иначе студия лишалась премии. Операторы сидели, фокус был, свет стоял, а она сидела на чемодане и не могла заплакать. Тогда два режиссера отошли в сторонку, пошептались, подошел один из них и сзади со всего размаху врезал ей по щеке. Она свалилась с чемодана на пол и стала реветь как корова. Ей кричат: «Текст! Текст!». До нее еле дошло. Такие тоже разрешаются методы. Я этого не знал ничего.

Гердт был мой ближайший друг. Ближе никого не было. Он мне все замещал. Все. Потом я остался без этого. Мне подарил Бог Гердта, Володина, Марлена, конечно.

Может, я не был бы режиссером, если бы не мой друг Поженян. По тем временам, чтобы оператор получил постановку... Он полетел в Киев к министру, на коленях читал стихи, сочинил про этого министра поэму. И тот подписал.

Гриша вообще — колоритная фигура. Я называл его «груда тел и суматоха явлений». Когда он учился в Литинституте, после очередной драки его вызвал ректор и сказал: «Чтоб вашей ноги тут не было». Он встал на руки и вышел из кабинета.

Марлен считает: «Черт с ним, что тогда была цензура жестокая. Но были какие-то правила игры. Какой-то порядок. Сейчас же просто делают, что хотят».

Как-то мы с Евстигнеевым поехали зарабатывать деньги. В Кировоград, после фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». Выступали три раза в день. Утром сеанс, днем и вечером. Директрисе кинотеатра он сказал: «Здесь за шторой всегда должен стоять коньяк». Он любил. У него, правда, и с собой всегда было.

**

 

относится к: ,
comments powered by Disqus