01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Страсть и доблесть. Уроки Кесельмана

Вы здесь: Главная / Память / In Memoriam. Некрологи / Страсть и доблесть. Уроки Кесельмана

Страсть и доблесть. Уроки Кесельмана

Автор: Владимир Костюшев — Дата создания: 18.02.2014 — Последние изменение: 19.02.2014
Участники: А. Алексеев
К заседанию Круглого стола памяти российского социолога Леонида Кесельиана, которое состоится в день его рождения, 19 февраля.

 

 

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

= Надежды маленький оркестрик…

= Леониду Кесельману исполнилось бы 70

 

Страсть и доблесть: уроки Леонида Кесельмана

 

Леонид был страстным человеком – ничего не делал без увлечения, без куража, без  страсти.. Как-то в интервью эстонскому радио в октябре 1988 года – после участия в учредительном съезде НФЭ – завершил интервью мушкетерским лозунгом: «С весельем и отвагой – мы победим!». Был романтиком и борцом – мушкетером в социологии.

Ярким Леонид был во всех исследовательских проектах, в которых участвовал – в «Человеке и его работе», «Социологии и театре», потом в ставших знаменитыми авторских проектах, связанных со многими конкретными темами, а более широко – с движениями огромного «социального тела» мегаполиса «Ленинград-Петербург».

Леонид Кесельман создал в российской социологии индустрию производства нового социологического знания – она началась с небольшого «гаража» в виде неформальной исследовательской группы, скоро стала «фабрикой» производства электоральной информации по мегаполису, и также скоро -  социологической «индустрией», представленной в СПб, Москве, Самаре и других городах.

Попробую понять «уроки Кесельмана».

Первый урок: метод. Сконструированная/изобретенная «кухня» городских уличных опросов оказалась точным методическим «ключом» для понимания сложных социальных процессов. Метод, сочетавший простоту, ясность, оперативность, дешевизну реализации – был на редкость адекватен перманентно меняющейся социальной реальности.

Второй урок: «фабрика». Практика регулярных – почти еженедельных уличных опросов – стала уникальной «фабрикой»/«индустрией» производства новой социологической информации об обществе - о сложных динамичных процессах самоощущения, самоидентификации, позиционирования, действиях людей.

Третий урок: обработка. Работа по регулярному сбору информации «от общества», продолжалась в оперативной обработке этой информации – ставшие нарицательными «решетки Кесельмана» представляли при этом не только общую картину (обобщенные характеристики городского населения), но прежде всего дифференциацию населения/ общества – именно в обнаружении различий социальных групп состояла ценность результатов исследований.

Четвертый урок: публичность. Кесельману и его коллегам удалось – большая редкость и для нашего времени! – организовать оперативную передачу результатов исследовательской работы самому «обществу» и общественности. Формула «Утром в анкете – вечером в газете!» - парафраз известного слогана – стала принципом работы «фабрики». Собранная и профессионально обработанная социологическая информация - благодаря журналистскому цеху, ставшему союзником - фантастически быстро возвращалась обществу! В период перестройки утренний народ смотрелся в зеркало «решеток Кесельмана», узнавал о себе новое и важное. Тексты Леонида и его коллег стали самостоятельным фактором изменения общественного сознания. Публичная социология в стране началась с Кесельмана. Другой особенностью «фабрики Кесельмана» стало участие в работе по сбору информации сотен добровольцев-интервьюеров. Все они, прошедшие школу профессионального инструктажа – журналисты и депутаты, общественники и студенты,  литераторы и профессиональные коллеги, люди театра и просто друзья – осваивали новый опыт публичной социологии, стали своего рода «носителями» новой информации/знания – в разных секторах общественной жизни города и страны. Думаю, важным следствием публичной социологии Кесельмана стало повышение уровня социологической образованности общества – своего рода новое открытие для общественности и общества науки «социология», а значит – и сопряженное с новым пониманием социологии форсированное переформатирование самого общества - через социологизацию общественного сознания.

Пятый урок: рефлексия. Полевая исследовательская работа сопровождалась у Леонида Евсеевича Кесельмана и его коллег (Марии Мацкевич, Владимира Звоновского и др.) – профессиональной теоретической и методологической рефлексией, отраженной в публикациях и научных докладах. Оперативных публикаций – с результатами опросов –  много, около 500 – и каждая из них содержала не только интерпретацию «решеток», но и важные наблюдения, гипотезы, обобщения (важно издать отдельным томом эти работы - подарок социологам, политикам, историкам, общественности, студентам). Собственно аналитических обобщающих публикаций немного – «Уличный опрос», «Координаты наркотизма», несколько статей. Теоретическая рефлексия заявлена и – не завершена. В последние годы жизни, уже больной, Леонид говорил, что занят обобщением, построением теории и – организацией некоего нового мега-проекта... 

Лучший критерий эффективности работы «фабрики» - воспроизводимость. В дни августовского путча 1991 года, когда Кесельман находился в отпуске, «фабрика» сработала быстро и профессионально – вечером после дневного опроса радио «Открытый город» уже сообщило о результатах.. Леонид узнал пост-фактум о проведенном «Центром Кесельмана» оперативном исследовании отношения горожан к путчу - в ночь на 21 августа у Мариинского дворца, куда примчался прямо с поезда..

Наш друг и коллега Леонид Евсеевич Кесельман – остается в истории российской социологии, в политической истории – уроками профессионализма, научной этики, человеческой доблести..

С весельем и отвагой, страстью и доблестью – Леонид победил.

Владимир Костюшев, социолог.

относится к: , , ,
comments powered by Disqus