01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

НКО

Общественная экспертиза официальной информации о госзаказах

Вы здесь: Главная / НКО / Новости Третьего сектора / Общественная экспертиза официальной информации о госзаказах

Общественная экспертиза официальной информации о госзаказах

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 17.09.2009 — Последние изменение: 17.09.2009
Участники: Фото: Институт региональной прессы
15 сентября 2009 в Институте региональной прессы прошла пресс-конференция: «Рейтинг информационной доступности официальных сайтов для размещения информации о государственных заказах. Результаты исследования Института развития свободы информации». Отчет правозащитников и экспертов записала Евгения Литвинова.

Сотрудники Института развития свободы информации (Петербург) и эксперт Комитета по защите свободы слова (Армения) рассказывали о проведенном исследовании и его результатах.


Иван Павлов,

председатель Совета Института развития свободы информации:

«Наша организация с 2004 года работает в сфере изучения различных аспектов доступа граждан к информации. Исследование, которые мы представим сегодня, мы проводим с 2008 года. Это второй этап мониторинга официальных сайтов для размещения информации о государственном заказе. У нас на сайте помещен рейтинг открытости и доступности этих сайтов. Почему это так важно для нас? Это исследование носит не только научный, но и гражданский, социальный характер. С 2004 года в России стало активно развиваться законодательство в сфере развития механизмов работы так называемого «электронного государства». Мы считаем, что эти механизмы должны помочь в борьбе с такими явлениями как коррупция, правовой нигилизм. А для работы этих механизмов лучшее, что есть – Интернет. Первым «противоядием» от коррупции является официальный сайт органов власти, на котором прежде всего должна быть размещена вся информация о деятельности этого органа. Не без нашего участия органы власти стали создавать свои сайты. С момента создания нашего Института развития свободы информации мы активно ведем судебную практику в этой сфере. В 2006 году мы обязали 7 федеральных органов исполнительной власти создать в сети Интернет свои официальные сайты для размещения на них информации. Это решение стало носить прецедентный характер для всех органов власти. В Правительстве РФ была создана специальная рабочая группа, которая следила за тем, как органы власти исполняют это решение. То исследование, которое мы проводим сейчас, посвящено специализированным сайтам. Такие сайты созданы в каждом субъекте РФ. На них размещается информация о том, как государство тратит деньги налогоплательщиков. Какие закупки делает, какие товары приобретает, какие услуги получает и по какой цене. Каков порядок проведения конкурсов на приобретение этих товаров и услуг. Сайты постепенно становятся основным источником информации. Это самое эффективное средство для получения информации о государственном заказе. Когда официальные сайты стали информативнее, стало легче с их помощью выявить признаки коррупции. Например, МВД разместило на официальном федеральном сайте госзакупок объявление об открытом конкурсе на приобретение предметов мебели и интерьера. Общая сумма заказа составила около 15 миллионов рублей. Один из предметов заказа – «кровать с ортопедическим массажем из массива европейской вишни, декорированная ручной резьбой и покрытая у изголовья и изножья тонким слоем золота (24 карата)». Эта позиция конкурса так и не  снята с сайта МВД, несмотря на разразившийся скандал в прессе.

Недавно мы были свидетелями еще одного скандала, когда администрация Санкт-Петербурга поставила на сайт госзакупок информацию о приобретении шампуров для шашлыков по индивидуальному заказу на сумму 461 тысяча рублей. По 8 тысяч 700 рублей за один шампур. Этот заказ был аннулирован впоследствии. В интернат для душевнобольных петербургские власти заказали головные уборы из песца и норки, «цельного, а не кусочками».Как попадают такие заказы на рынок госзакупок – неясно. Эта информация может стать предметом специального расследования. В том числе с последующим возбуждением уголовных дел в отношении коррумпированных чиновников.

Нередко на сайтах публикуют информацию о приобретении дорогостоящих машин для государственных органов власти и муниципалитетов. Когда журналисты замечают эти факты, заказы иногда аннулируются. Причины того, как этот заказ появился, часто остаются в тени. Пока этим никто не занимается. Мне бы очень хотелось, чтобы журналисты чаще обращались к материалом с официальных сайтов в своих расследованиях.

Мы замечаем некоторую позитивную динамику: органы власти становятся более прозрачными. Сайты судов стали более информативными. Например, на сайтах судов стали публиковаться обращения высокопоставленных чиновников с просьбой взять под контроль какое-то дело. Должностное лицо при этом высказывает личную заинтересованность, четко указывая, какую из сторон надо поддержать. Эти письма можно посмотреть на сайте Высшего Арбитражного суда.

Месроп Арутюнян,

эксперт Комитета по защите свободы слова (Армения):

Идея сотрудничества экспертов разных стран в сфере открытости информации состоит в обмене опытом, в использовании методики, которую уже несколько лет применяет Институт развития свободы информации. Мы решили тоже сделать мониторинг сайтов органов государственной власти в Армении, Азербайджане и Грузии. Мы хотим обмениваться информацией, сделать общий сайт, открыть эту информацию для всех. Я коротко расскажу о ситуации со свободой информации в Армении. С 2003 года у нас действует Закон о свободе информации. Очень либеральный закон. Сейчас Правительство готовит новый законопроект, чтобы несколько ограничить доступ к информации. Сейчас по действующему Закону владелец информации после получения запроса должен в течение 5 рабочих дней предоставить информацию. Если для ответа требуется дополнительная работа, то владелец информации за 5 дней отвечает, что ему необходимо дополнительное время. Но это время не может превышать 30 календарных дней.

Этот закон действует не только в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, но и в отношении негосударственных организаций, занимающих «монопольное или доминирующее положение на товарном рынке».

Тот, кто обращается с запросом на получение информации, не обязан обосновывать свой запрос. Эта норма все время раздражает наших чиновников. Если журналисты или представители общественности не получают информации, они сразу подают иск в суд на чиновников. Выиграли 90% дел.

Владимир Голубев,

эксперт, руководитель проекта «Мониторинг официальных сайтов для размещения информации о размещении заказов»:

Самыми актуальными во все времена являются денежные вопросы, особенно, если они напрямую связаны с бюджетом страны. О многочисленных злоупотреблениях в этой сфере неоднократно писали СМИ и заявляли сами представители властных структур.

Вопросы регулирования механизма закупок товаров/работ/услуг, повышения прозрачности в этой сфере в России регулирует ряд нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (проще говоря, Закон о госзакупках).

31 июля 2008 года президент России Дмитрий Медведев, в целях борьбы с коррупцией утвердил «Национальный план противодействия коррупции», где также рассматривается вопрос улучшения государственного управления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1.    совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;

2.    обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок,

Согласно закону о госзакупках, вся информация об этих закупках для государственных и муниципальных нужд должна размещаться на официальных сайтах в сети Интернет.  Сейчас сведения о закупках для федеральных государственных нужд размещается на официальном сайте Российской Федерации, по адресу, установленному Распоряжением Правительства РФ №229-р - www.zakupki.gov.ru.  Адреса официальных сайтов Субъектов Российской Федерации размещаются на официальном сайте Российской Федерации. Информация о закупках для муниципальных нужд размещается либо на сайтах Субъектов Российской Федерации, при отсутствии официальных сайтов о размещении заказов у муниципальных органов, при наличии у муниципальных органов своих сайтах на сайтах субъектов Российской федерации публикуются только извещения и дается ссылка на сайт муниципального образования.

Какая информация должна размещаться на сайте, согласно закону о госзакупках?

a.    Информация о закупках для государственных и муниципальных нужд;

b.    Реестр государственных контрактов;

c.    Реестр недобросовестных поставщиков.

Под информацией о закупках для государственных и муниципальных нужд понимается:

1.    Извещения;

2.    Конкурсная/аукционная документация;

3.    Проекты государственных контрактов;

4.    Протоколы вскрытия конвертов;

5.    Протоколы рассмотрения заявок;

6.    Протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

7.    Протоколы аукционов и пр.;

Интересен следующий факт: из трех перечисленных блоков информации (информация о закупках, реестр госконтрактов и реестр недобросовестных поставщиков) возможность поиска сведений и параметры этого поиска устанавливаются Постановлениями Правительства РФ № 807 от 27/12/2006 и № 292 от 15 мая 2007 гг только для двух, наименее интересных рядовым пользователям, — реестр госконтрактов и реестр поставщиков. Возможность поиска и параметры поиска данных в информации о закупках почему-то не предусматривается законодательством вообще. Случайным или не случайным является данный пробел — остается только догадываться.

В 2008 году наша организация впервые разработала и провела мониторинг информационной доступности официальных сайтов для размещения информации о размещении заказов.

В мониторинге приняли участие сайты Субъектов Российской Федерации и сайт Федеральных органов государственной власти.

Цель мониторинга состояла в оценке соответствия официальных сайтов для размещения информации о размещении заказов:

1.    требованиям действующего законодательства;

2.    общепринятым техническим требованиям, предъявляемым к сайтам;

3.    очевидным потребностям физических и юридических лиц – потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – в предоставлении информации, размещаемой на официальных сайтах для размещения информации о размещении заказов;

4.    требованиям, предъявляемым к функциональности пользовательского интерфейса, необходимого для удобной и продуктивной работы с имеющейся базой данных.

В соответствии с вышеперечисленными требованиями нами были разработаны параметры для оценки официальных сайтов. Все полученные параметры были разделены  на 5 основных логических блоков:

1.    Параметры содержательного характера;

2.    Параметры удобства визуального восприятия;

3.    Параметры удобства поиска сведений;

4.    Параметры статистического характера;

5.    Прочие параметры.

Параметры оценивались 3 критериям:

1.    необходимость;

2.    наличие;

3.    полнота.»

 

Участники пресс-конференции обратили внимание журналистов на то, что, несмотря на Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушений  меньше не становится. Свою задачу сотрудники Института развития свободы информации видят не только в фиксации «болевых точек», выявлении существующих проблем, но и в оказании помощи их решения.
Лучшие показатели по степени открытости на сентябрь 2009 года у Амурской области (77,35%). Однако этот сайт госзакупок явно создавали юмористы. На одной из страниц сайта вместо привычной «стрелочки», сопровождающей движение компьютерной мыши, появляется целая бригада сказочных существ: крылатая фея, человек-паук и т.д. Все они плавно перемещаются по экрану.
Есть и положительные сдвиги. Исправлено серьезное нарушение, допущенное ранее на сайте Республики Ингушетия. Прежде там для получения информации о госзакупках требовали пройти процедуру регистрации с вводом персональных данных вплоть до реквизитов банковских счетов.
В целом недочетов и ошибок было много: от банального отсутствия извещения о проведении закупок, конкурсной документации, протоколов до нечитаемых форматов и неработающей системы поиска.
В итоговом рейтинге информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти РФ, размещающих заказы, в 2009 году Санкт - Петербург занял 14-е место, а Ленинградская область – 45-е.

 

comments powered by Disqus