01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

НКО

НГО сквозь призму кризиса, прессы и чиновников

Вы здесь: Главная / НКО / Новости Третьего сектора / НГО сквозь призму кризиса, прессы и чиновников

НГО сквозь призму кризиса, прессы и чиновников

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 22.10.2009 — Последние изменение: 22.10.2009 Когита!ру
VIII общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», прошедший 19-20 октября и организованный МЦСЭИ Леонтьевский центр, стал, пожалуй, самым ярким из всех подобных мероприятий. Среди многочисленных круглых столов и пленарных заседаний форума не затерялась и дискуссия на тему «Механизмы укрепления социального партнерства». В дискуссии участвовал Андрей Рысев.


Попытки обсудить будущее региональное развитие собрали не только региональных представителей, но и Минэкономразвития, Минрегион. Статус мероприятия подчеркнул своим визитом вице-премьер Алексей Кудрин.

Андрей Рысев наблюдал за одной из значимых для контекста нашего портала дискуссии форума - «Механизмы укрепления социального партнерства».


Легитимизация благотворительности

 

Лейтмотивом общения за круглым столом стала появившаяся недавно Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, принятая в июле 2009 года Правительством РФ.

В ней, в частности заявлено: «Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других».

Об этом участникам также напомнил и заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артем Шадрин. Он также сообщил, что эта концепция в будущем может стать базой для появления специальных Законов РФ и субъектов Российской федерации.

В тоже время в Концепции утверждается, что «разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность» «остается значительным». Это связано, в частности, с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям.

Чуть более половины граждан полагают, что большинству российских благотворительных организаций можно доверять. Невысокий уровень доверия к субъектам благотворительной и добровольческой деятельности со стороны общества связан с недостатком информации о деятельности таких организаций и добровольцев, мотивации, целях и ее реальных результатах.

Сказываются неразвитость инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности и недостаточная эффективность применения налоговых льгот, предоставляемых в связи с благотворительной и добровольческой деятельностью граждан и организаций». Это и стало основой для дискуссии.

Из офисов в газеты

Как отметила в своем выступлении генеральный директор Агентства социальной информации Елена Тополева, деятельность НКО с точки зрения вовлечения граждан, лежит в диапазоне от 3% населения в Калининграде, до 10% в Москве. С другой стороны, опросы граждан говорят о том, что до 30% населения страны, по словам Елены Тополевой, хотят получить информацию о деятельности общественников и, по возможности, готовы участвовать в добровольчестве, «но не знают как».

Одним из выходов из создавшегося положения Елена Тополева видит продвижение «одного из важнейших инструментов реализации Концепции» - социальной рекламы. Правда это иногда входит в противоречие с руководством СМИ, которое считает такую рекламу либо не нужной, либо коммерческой. «Заставить СМИ или предложить им информацию на платной основе невозможно – продолжает специалист, - но возможно заинтриговать СМИ своими акциями, чтобы журналисты не смогли остаться в стороне от проводимых мероприятий».

Тут, правда, существует проблема, так как многие НКО просто не умеют общаться со СМИ. Здесь г-жа Тополева видит решение этого вопроса в дополнительном обучении общественников. «Если мы предложим креативные, нестандартные акции, то постепенно мы сможем привлечь прессу, когда журналисты просто не смогут остаться в стороне». Есть варианты объединения усилий в проведении акций, но здесь, зачастую возникает проблема коммуникации: НКО не только не понимают журналистов, но и друг друга.

Также еще одним вариантом развития ситуации может быть вовлечение в подобные акции известных лиц – популярных артистов, художников, представителей общественной и политической жизни регионов. Не стоит чураться и общения с институтами государственной власти, что также увеличивают интерес к благотворительной деятельности. Плюс самые простые, но, тем не менее, действенные способы, завлечения вплоть до разработки интересных логотипов акций и самих организаций.

Общественники надеются выжить

Пять лет назад невозможно было представить, что содействие развитию НКО будет проводиться с поддержкой государства, озвученной в Концепции - отметила Елена Павлычева, директор Фонда развития некоммерческих организаций. Тем не менее, она отметила, что, по данным опросов, НКО, которые провели различные организации в апреле-мае 2009, с учетом кризиса доходы организаций снизились на 61%. При этом, количество людей, внесших пожертвования увеличилось. Еще один факт – на 38% увеличились расходы НКО. Но самым важным Елена Павлычева назвала тот факт, что на 59% за последний год повысился спрос на деятельность некоммерческого сектора.

Другая часть исследования, по словам директора «Школы НКО», касался вопросов выживания негосударственного сектора. Согласно опросу 74% организаций не готовы стать государственными или муниципальными учреждениями. При этом 57% НКО считают невозможным закрытие или приостановку своей деятельности, демонстрируя устойчивость и гибкость в условиях кризиса. Более того, 51% общественных и некоммерческих организаций заявляют о готовности расширять свою деятельность.

Основной потребностью, которая ощущается в обществе – продолжает Елена Палычева, -  является потребность в организациях, которые занимаются в первую очередь правозащитной деятельностью, а также профессиональной подготовкой, вопросами трудоустройства и развитием малого бизнеса.

Для этого, отмечает эксперт, необходима разработка программ по диверсификации получения доходов организаций, строгий учет и планирование своих расходов и внедрение программ по привлечению волонтеров и добровольцев, а также частных пожертвований граждан и бизнеса.

Еще один способ привлечение средств, о котором упомянула Елена Палычева – использование современных систем коммуникации – Интернет, смс и другие. Она привела примеры, когда некоторые предприятия всего за два-три года получили через Интернет от нескольких миллионов рублей до 3 млн долларов.

Государство нам поможет?

Сегодня стало известно, что в развитие новых способов привлечения средств, внесла свой вклад Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях. Комиссия направила Госдуме, Минфину, Минюсту, Центробанку и Федеральной службе по финансовым рынкам пакет поправок к законам, позволяющих переводить деньги на благотворительные цели через платежные уличные терминалы, электронные кошельки или с помощью SMS.

Также было сказано, что в Общественной палате готовятся предложения по разработке региональных Концепций содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в регионах. При этом, директор «Школы НКО» отметила, что «концепция должна разрабатываться именно представителями негосударственного сектора, так как в каждом регионе есть своя специфика, и никто не знает ее лучше, чем представители местных НКО». А Общественная палата при помощи специалистов на федеральном уровне может дать предложения и комментарии на такие Концепции.

Еще одной инициативой может стать изменение Закона РФ «О рекламе». Елена Тополева и Артем Шадрин рассказали, что в настоящее время подготовлены поправки в Закон, согласно которым, по словам Шадрина, в частности «отдельной строкой в Законе будет прописано, что информация о благотворительных акциях не является рекламой». Это, по мнению специалистов, будет способствовать взаимодействию НКО со СМИ и исполнительной власти.

Елена Тополева поддержала представителя Минэкономразвития, назвав будущие поправки «революционными». Также она отметила, что риторика недавнего прошлого, направленная на фактическую дискредитацию НКО в духе расхожего выражения «шакалить у посольств», постепенно уходит в прошлое». Может, действительно, государство стало с большим интересом смотреть на деятельность некоммерческих организаций?..

comments powered by Disqus