01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

НКО

Юлия Пащенко. Общественная деятельность DE: история, status-quo, опыт

Вы здесь: Главная / НКО / 2-й конкурс эссе "Деятельность НКО в России и в Европе" / Юлия Пащенко. Общественная деятельность DE: история, status-quo, опыт

Юлия Пащенко. Общественная деятельность DE: история, status-quo, опыт

Автор: Юлия Пащенко, Таганрог — Дата создания: 13.07.2010 — Последние изменение: 14.07.2010 Когита!ру
Юлия Пащенко, председатель городской общественной организации российских немцев «Возрождение-Т» из Таганрога, стала одним из призеров 2-го открытого конкурса эссе "Деятельность НКО в Европе и России". В своей работе она представляет историю развития и опыт "третьего сектора" Германии.

Понятие общественной деятельности

Социальная добровольческая работа довольно таки хорошо изучена. Больше половины исследований общественной деятельности, проведённых с 1980 по 1997 годы, относятся к социальной сфере [1].

В немецком языке существует множество эквивалентов русского термина «общественная работа» [2]. Объяснить это можно тем, что общественная деятельность относится к сектору, характеризующемуся сложностью и многообразием понятий и терминов, дополняющих друг друга.

Общественная Работа - это особое направление, нацеленное на стимулирование локальных схем развития, особенно в сфере образования, начавшееся в колониальных странах после второй мировой войны. Первоначальный термин "общественное развитие",  то есть «движение, сформированное для создания лучших условий проживания всего населения при активном участии и инициативе местного общества» [3].

Из истории общественной деятельности

В традициях западных стран укоренилась помощь на общественных началах во имя всеобщего благоденствия и как показатель наполненной смыслом жизни.

Уже в древней Греции делом каждого гражданина было интересоваться жизнью общества, трудиться на его благо и дискутировать на собраниях о нуждах и требованиях города. Кто не принимал участие в подобных собраниях, считался Idiotes [4].

Во времена римской империи, а позднее и в городских республиках Италии, ориентировавшихся на религию и мораль греческой философии, была ярко выражена добродетель активных граждан, стремящихся улучшить всеобщее благосостояние.

Другие истоки социальной активности восходят к христианской традиции к заповеди о любви к ближнему, что было связано также с гарантией взаимопомощи.

В Средневековье это частично было замещено подаяниями нищим. С 1099 года основанный в Иерусалиме рыцарский орден оказывал помощь в виде госпиталей для нищих, старых и больных, руководствуясь христианскими убеждениями.

В постреформаторское время в общине можно было заработать себе «почесть и уважение». Впервые право граждан на участие в принятии решения было письменно зафиксировано прусским муниципалитетом в 1808 году, что позволило урегулировать коммунальное самоуправление и повысить значение общественной работы. Это был первый источник, в котором появилось понятие «общественная работа» («ehrenamtliche Arbeit») [5].

С развитием буржуазии, производительность труда и работа постепенно разрушили идеал республиканской идеи общего благосостояния. «Высокоморальный и добродетельный человек определялся теперь не своей общественной деятельностью, а экономической. В это время гражданские сообщества стали действовать больше как сообщества по интересам. Прежнее понятие свобода стало трактоваться как свобода в интересах собственной экономической выгоды» [6].

С середины до конца XVIII века возникли официальные учреждения, специализирующиеся на помощи бедным, в которых работали добровольцы, что можно считать первыми предпосылками возникновения социальной работы. По сути, в такой форме существует и по сей день социальная добровольческая деятельность граждан.

Во второй половине XIX века добровольцы создали коммунальное попечительство о бедных и обосновали таким образом базу современной организованной социальной работы. Иоганн Генрих Вихерн требовал от государства социальную ответственность и, начиная с «домов воспитания» стал основателем «Диаконии» («Diakonie»v [7] - благотворительная организация евангелической церкви).

9 июля 1852 в Эберфельде был подписан новый порядок о бедных «Эберфельдская система» - будущий образец попечительства о бедных Германии. Город Эберфельд был поделен на 26 районов с 26 добровольцами.

Нельзя недооценить значение женского движения XIX века для общественной деятельности. Во времена национал-социализма общественной работой занимались по принуждению «во имя благополучия нации». В 1957 на специальном съезде была организована акция солидарности для развития благотворительности в ФРГ по американскому принципу.

Status-Quo

«Качество» современного цивилизованного гражданского общества измеряется участием граждан в общественной жизни и соответственно в демократическом процессе [8].

Результаты исследований доказали, что в Германии растёт число добровольцев, участвующих в жизни общества. Это проявляется в различных формах – общественной, добровольной работе, в активном участии в неформальных объединениях, группах, союзах и организациях.

23 миллиона человек старше 14 лет работают на общественных началах в общинах, ассоциациях, союзах, организациях, церквях. Многие сферы социальной и общественной жизни обязаны своим существованием добровольцам. К их задачам относится: присмотр за детьми и стариками, охрана окружающей среды, животного мира, помощь при выполнении домашнего задания, помощь в качестве «Grüne Damen und Herren» [9] в больницах, госпиталях, домах престарелых, инвалидов, вспомогательная служба, телефон доверия (служба психологической помощи по телефону), проекты Agenda 21 [10], ассистирование в спортивных и культурных обществах, работа в Caritas [11] - благотворительной организации Римско-Католической церкви, работа в Diakonie, работа в так называемых «бесплатных лавочках»  [12], т.е. в магазинах, где за товар не взимается плата; добровольческие пожарные отряды.

Самая основная работа при предотвращении опасности, гражданская оборона ФРГ в большей степени выполняется членами общественных организаций. 2001 год был ознаменован как интернациональный год добровольцев. Состоялось множество акций на региональном и государственном уровне. Профсоюзы и церкви имеют наибольшее число добровольных работников, однако постепенно другие виды деятельности привлекают население.

К распространённым видам общественной работы относится добровольный социальный год. В Германии добровольцы получают возможность бесплатного проживания, оплаты страховки, денежного пособия на ребёнка, они обеспечиваются продовольствием и денежными средствами на «карманные расходы». При поступлении на работу ранее приветствовалось наличие пункта об осуществлении общественной работы, так как это характеризовало  кандидата как социально компетентного. В последние годы многие работодатели рассматривают подобные заявления с недоверием, так как общественная работа не вписывается в рамки современной работы по подбору кадров. Считается, что заявитель мог пренебрегать своим рабочим временем и тратить силы попусту [13]. Поэтому многие, устраиваясь на работу, умалчивают данный факт своей биографии.

Значимость общественной деятельности в каждой стране зависит от таких факторов как история, традиции и состояние социальной системы.

Факторы развития добровольческой деятельности

Опросы показали, что главный мотив граждан, занимающихся некоммерческой деятельностью, это возможность активного участия в жизни страны, коллектива, общества. Кроме того в общественную деятельность включаются те, у кого есть потребность в социальных контактах и интеграции. Альтруизм и контакт с единомышленниками стоит на первом месте среди конкретных ожиданий от добровольной деятельности.

В Германии установлено законом Job-AQTIV-Gesetz [14], что безработные обязаны быть включёнными в общественно-полезную работу без оплаты труда. Получающие пособие по безработице обязаны уведомлять агенство по труду об отработанных на общественных началах минимум 15 часах в неделю [15]. Общественная деятельность почётна, добровольна, однако при сложных экономических условиях может вменятся в обязанности (даже посредством закона).

С 1999 по 2004 годы так называемым добровольным инспекциям удалось составить отчёт, в котором содержатся факты о тенденциях добровольной общественной гражданской инициативы в Германии. Под  добровольной ангажированностью понимают проектную работу, а также формы самопомощи.

Paschenko1

В 1999 году 34% участников опроса не принимали никакого участия в общественной работе. 32% были активны в общественно полезной деятельности, то есть имеется в виду активное участие в общественной жизни: членство в группах, союзах, объединениях, организациях, учреждениях.

34% опрошенных добровольно безвозмездно трудились на благо общества  в течение длительного времени (как минимум в течение 9 лет) [16].

В 2004 году наблюдается тенденция увеличения процента добровольной занятости населения Германии в общественной деятельности.

Paschenko2

Нельзя оставить незамеченным тот факт, что, как правило, в деятельность подобного рода включаются граждане с высшим образованием, занимающие ответственные посты и относящиеся к возрастной группе 40-59 лет.

От немецкой молодёжи часто можно услышать, что общественная работа это не в духе современности. Более предпочтительно слово «доброволец». В Германии общественная работа «Ehrenamt» восходит к слову «Ehre», что означает «честь, почесть», т.е. почётная работа, выполняемая не за денежное вознаграждение. Без общественных работников и добровольцев не может существовать ни церковь, ни общество в целом. В евангелистской церкви Германии и 22 относящихся к ней церквях (объединённой, реформаторской (кальвинистской) и лютеранской) задействовано примерно 650 000 штатных служащих. По официальной статистике насчитывается 1 103 941 общественных работников [17].          

Добровольцы руководят хором, оказывают помощь школьникам при выполнении домашнего задания, организуют благотворительные распродажи. Но также и штатные сотрудники работают на общественных началах.

На всей территории ФРГ активно действуют 257 гражданских добровольческих фондов, половина из которых образовалась за последние 3 года (2006-2009). К концу 2008 года их состояние составляло более 130 миллионов евро [18]. И хотя деньги играют немаловажную роль для реализации идей, существуют более весомые факторы. По данным статистик, треть населения Германии работает на общественных началах.

Исследования показали, что в последние годы мотивация и цели добровольно ангажированных работников значительно изменились. Они стали требовать право на участие в принятии решения и соразмерное (не обязательно денежное) признание их деятельности. Появилось желание работать самостоятельно и брать на себя полную ответственность. С одной стороны такие изменения показывают, что добровольцы принимают свою работу всерьёз. С другой стороны, становится очевидно, что культура признания и уважения развита недостаточно, что оказывает влияние на изменение в работе штатных сотрудников. Речь идёт о так называемом руководстве добровольцами (Freiwilligenmanagement). Это означает, что к одной из основных задач работы будет относиться организация, координация общественной работы, а также привлечение населения к добровольческой деятельности. Существуют биржи добровольцев (аналог бирж труда), где можно зарегистрироваться в соответствии со своей компетенцией. Спрос и предложение необходимо координировать, так как многие неработающие по профессии могут передавать свой жизненный опыт дальше. Например, такие добровольцы проводят консультации для лиц, имеющих долговые обязательства, так как обычно очереди к налоговым инспекторам становятся всё длиннее. Добровольные консультанты помогают в сортировке документов, проводят разъяснительную работу. Таким образом ускоряется процесс погашения задолженности. При более близком рассмотрении вопроса, выясняется, что доминирует работа с молодёжью.

«… к выполнению общественной работы, у нас нет ни малейшего интереса. По данным издательства журнала SPIEGEL, всё большее количество коммун жалуется на недостаточный интерес граждан к добровольческой деятельности, особенно, что касается молодёжи. «Нет желания», «нет времени», «другие планы» - самые распространённые отговорки. […] Исследования Shell установили наименьшую социальную активность молодёжи с «низким уровнем образования» [19].

В связи с этим Германия намеревается перенять опыт США по организации добровольческой работы, где проводится рекламная компания общественных инициатив.

Так же школьники и студенты, принимающие участие в общественной работе, могут рассчитывать на официальное свидетельство.

Такая методика может рассматриваться как шаг на пути к культуре признания и уважения, укрепления жизненной позиции делиться с окружающими  своим талантом, способностями, навыками ради всеобщего блага, неважно какое название эта деятельность имеет «общественная» или «добровольческая».

«Третий сектор» и Non-Profit

Стабильной базой гражданского участия является третий сектор: широкий спектр общественно-полезных организаций.

В недавнем прошлом, в то время, когда главными темами на повестке дня были кризис партий, разочарование в политике и принципиальная «аполитизация» [20], из общественного сектора развилось новое явление, которое можно было обозначить как «политизация индивидуума и индивидуального общества»

К ним относятся не только новые формы гражданской активности. Понятие «третий сектор» охватывает добровольческие инициативы в сфере деятельности НКО (некоммерческих организаций).

«Слово Nonprofit («некоммерческий» противопоставляется коммерческим – «ориентированным на прибыль» организациям [в американском понятии], в то время как в Европе НКО принято понимать в первую очередь как не государственные организации» [21].

НКО создаются не по экономическим причинам, а для достижения социальных, культурных, управленческих, образовательных, благотворительных, научных целей. Во всём мире действует общая система управления НКО. Руководство обществ, союзов, объединений, самоуправлений осуществляется на общественных началах. Руководящий орган избирается или же назначается определёнными организациями, такими как фонды или учреждения.

Типичными правовыми формами НКО в Германии являются общественные ООО (GmbH) и зарегистрированные союзы (e.V.).

Финансирование НКО в Германии осуществляется за счёт членских взносов, пожертвований, грантов.

53%
субсидии
35 %
вклады государства
12 %
пожертвования

 

Вся совокупность некоммерческих организаций делится на две большие группы: 1) государственные некоммерческие организации; 2) негосударственные некоммерческие организации.

Согласно Лестер М.Саламон и Хельмуту К.Анхайер [22] НКО можно охарактеризовать как:

  • Формально структурированные,
  • Некоммерческие,
  • Самоуправляемые,
  • Не представляющие из себя союзы по принуждению.
Согласно международной классификации НКО (International Classification of Nonprofit Organizations – ICNPO) по сфере основной деятельности некоммерческие организации делятся на следующие группы [23]:


1. Культура и отдых:

Искусство и культура; Спорт, свободное время, отдых; Прочие клубы и общественные союзы.

2. Образование и наука:

Школы и учреждения; Университеты и институты; Прочие учреждения, работающие в области науки и образования.

3. Здоровье:

Больницы;Психиатрические клиники; Прочие организации здравоохранения.

4. Социальные службы:

Социальные службы и подобные социальные учреждения;         Финансовая помощь и поддержка; Гражданская оборона

5. Экология:

Защита окружающей среды; Защита животных и приюты для животных

6. Развитие, жилищное дело, занятость:

Развитие, общественная работа; Жилищное дело; Занятость, повышение квалификации.

7. Правовое устройство, интересы граждан/потребителей, политика:

Гражданские объединения, гражданские инициативы, организации потребителей; Правовое устройство и юридические консультации;    Политические организации

8. Фонды, общественная работа

9. Интернациональная деятельность

10. Религии

11. Хозяйственные союзы, профессиональные союзы, профессиональные ассоциации

12. Прочее.

Понятие некоммерческий сектор (Non-Profit-Sektor) часто применяется как синоним «третьего сектора». Организации, входящие в этот сектор услуг характеризует многообразие учреждений в области образования, здравоохранения, культуры, отдыха и социальной сферы. Партии, спортивные сообщества, экологические организации и группы по интересам также причисляются к некоммерческому сектору.

Некоммерческие организации могут быть причислены к третьему сектору по четырём основным аспектам:

  • общественные цели учреждения, которые должны служить всеобщему благу;
  • первоочередная цель должна ориентироваться на потребности общества, а не на прибыль;
  • НКО может характеризоваться по признаку финансирования (взносы, пожертвования и т.п.)
  • по степени налогообложения.

Организация относится в том случае к некоммерческому сектору, если её правовой статус служит общему благу и пользе.

Итак, общественная работа имеет свои преимущества: духовное и профессиональное развитие, более высокие шансы устройства на работу (большинство работодателей предпочитают кандидата, имеющего опыт работы в НКО, так как это характеризует человека как достойного, отзывчивого, открытого). В Германии участие в общественной деятельности даёт возможность получить необлагаемый налогом минимум до 500 евро, кроме того все затраты возмещаются.

61% населения Германии полностью соглашается с фразой: "За то, как я ощущаю себя в моей стране, я сам в ответе".

Граждане Германии осознают свою ответственность за процессы, происходящие в стране и выбирают активную позицию. Опыт работы немецкого некоммерческого сектора невозможно полностью скопировать и внедрить в российские условия, но есть много аспектов, над которыми стоит задуматься, проанализировать, а главное, поверить в свои силы «Я могу. Мы можем».

Именно под таким лозунгом существует в течение 18 лет «Организация российских немцев» - Возрождение-Т

в Таганроге. Главные направления работы общества образовательное, культурное и воспитательное. У нас открыты курсы для изучения немецкого языка, страноведения Германии, музыкальный клуб, клуб «Сеньоров» (клуб пожилых людей) и активно действующий молодёжный клуб, члены которого участвуют в общероссийских и интернациональных проектах, связанных не только с культурой Германии, но и направленных на решение экологических и гражданских проблем.

Опыт работы немецких организаций мы не можем перенять целиком и в один момент. Германия преодолела нелёгкий путь, длинной в десятилетия, чтобы достичь сегодняшнего уровня. Нам симпатична немецкая методика по привлечению населения к общественной работе. Мы также стараемся стимулировать молодёжь и старшее поколение «творить добро», делать что-то наполненное смыслом, делиться своим опытом и знаниями, помогать себе и другим не за денежное вознаграждение, а за право осознавать важность быть социально активным и видеть результаты своей гражданской ангажированности.

Предложения для развития и процветания общественной деятельности в России:

1. Привлекать молодёжь.

Это принесёт пользу в первую очередь самому молодому поколению, а соответственно и обществу в целом, так это способствует приобретению:

- опыта работы в определённой области;

- коммуникативных навыков и умения работать в  команде;

- контактов (возможно с будущими работодателями);

- проведение свободного времени не только с удовольствием, но и с пользой;

- и, наконец, заветный пункт «выполнение общественной деятельности» в CV и рекомендательное письмо для участия в международных программах.

2. Привлекать старшее поколение, для которого активное участие в деятельности это:

- признание;

- чувство собственного достоинства;

- востребованность;

- доступ к социальным структурам;

- расширение собственного поля деятельности;

- тренировка индивидуальных навыков;

- общение с единомышленниками.

Группа Городской общественной организации российских немцев «Возрождение-Т» в социальной сети ВКонтакте.ру.

Фотографии Городской общественной организации российских немцев «Возрождение-Т» из Таганрога (присланы автором эссе):

Возрождение_Е_2.jpg

Возрождение_Т_1.jpg

Возрождение_Т_3.jpg

Примечания:

[1] Hamburger, F. Handschrift aus Beher,Liebig,Rauschenbach 2002.

[2] Ehrenamt, Bürgerengagement, Bürgerinitiativen, bürgerschaftliches Engagement, freiwilliges Engagement, freiwillige Arbeit, Freiwilligenarbeit, Wohlfahrtstätigkeit.

[3] HMSO "Общественное развитие: справочник", 1958.

[4] (старогреч.: ἰδιώτης) idiótes в древней Греции обозначали граждан, не принимавших участие ни в общественной, ни в политической жизни. В военной лексике так называли простых солдат, не имевших право отдавать приказы. Позже это официальное обозначение простого солдата появилось в птолемеевом Египте. В настоящее время слово «идиот» отличается от своего первоначального употребления и означает «невежда, неуч, букв. отдельный, частный человек, не принимающий участия в общественной жизни».

[5] § 191 гласил о том, что граждане могут быть привлечены в обязательном порядке к выполнению общественной работы, не рассчитывая на денежное вознаграждение. Социально-благотворительную работу осуществляли женщины, возглавляемые чиновниками-общественниками.

[6] Birnkraut, G.: Ehrenamt in kulturellen Institutionen im Vergleich zwischen den USA und Deutschland, Dissertation, Hamburg 2003.

[7] Старогреч. διακονία, diakonia „служба“ от διάκονος „слуга“.

[8] Balwe, K. APuZ 12/2006, S.2

[9] «зелёные дамы, господа» названы так из-за зелёной формы, отличающей добровольных помощников от персонала

[10] программа, направленная на устойчивое развитие в 21 веке (nachhaltige Entwicklung,  sustainable development)

[11] от лат. «любовь к ближнему»

[12] в таких магазинах существует «правило трёх» - не брать более трёх вещей во избежание того, что товар будет быстро разобран и продан на «блошином рынке»

[13] Siehe dazu die Stadtausgabe der Frankfurter Rundschau vom 24. Februar 2007

[14] "Aktivieren, Qualifizieren, Trainieren, Investieren, Vermitteln" – Активировать, квалифицировать, тренировать, инвестировать, посредничать. Закон о реформе рынка труда. § 119, Abs. 2, SGB III  Вступил в силу 1.01.2002г.

[15] Памятка для безработных. Merkblatt für Arbeitslose. Bundesagentur für Arbeit, März 2009, abgerufen am 5. April 2009.

[16] Все данные были дословно зафиксированы и прошли официальную проверку.

[17] Zeitschrift „Chrismon“ 10.2009 „Auf ein Wort“, S. 10.

[18] Zeitung „An Rhein und Mosel“ Nr. 229 – Freitag, 2.10.2009, S. 23

[19] Bonner, St., Weiss A. „Generation doof. Wie blöd sind wir eigentlich“ Bastei Lübbe Taschenbuch B.60 596. S. 37, Köln 2010.

[20] Перевод автора с нем.термина «Entpolitisierung»

[21] Moos, G./Klug, W.: Basiswissen Wohlfahrtsverbände. Ernst Reinhardt Verlag München Basel, 2009, S.14

[22] Salamon, L.M.Anheier, H.K.: In search oft he nonprofit sector I:the question of definitions, in VOLUNTAS 3 (2): 125-151, 1992.

[23] Там же.

Юлия Пащенко.jpgОб авторе: Юлия Пащенко, председатель городской общественной организации российских немцев «Возрождение-Т» (Таганрог).