01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

НКО

Василина Конева: Что наша жизнь? - Проект

Вы здесь: Главная / НКО / 2-й конкурс эссе "Деятельность НКО в России и в Европе" / Василина Конева: Что наша жизнь? - Проект

Василина Конева: Что наша жизнь? - Проект

Автор: Василина Конева, Пермь — Дата создания: 09.07.2010 — Последние изменение: 12.07.2010 Когита!ру
Мы публикуем текст дипломантки 2-го открытого конкурса эссе "Деятельность НКО в Европе и России" журналистки Василины Коневой из Перми. В эссе рассказывается о пермском образовательном проекте для профессиональной ориентации старшеклассников "Твой профиль".

Каждый родитель задумывается о будущем своего ребенка: тщательно выбирает детский сад, музыкальные, танцевальные и другие кружки дополнительного развития, школу наконец.

Родители играют важную роль при поступлении ребенка в институт или университет. Хорошо, если ко времени выбора высшего учебного заведения будущий студент определил сферу своих интересов и знает, что, например, область медицины это то, чем ему следует заниматься.

Но, к сожалению, такие случаи редки. Как правило, молодой человек, заканчивая 11-й класс, не имеет представления о том, какая профессия ему по плечу.

Региональная статистика города Перми указывает на печальные цифры – около 74% учащихся высших учебных заведений на третий-четвертый год обучения уходят из университета или института, а 32% не работают по выбранной ранее специальности после выпуска.

Все это говорит о несовершенстве профориентационной системы нашего города. Многие школы просто не хотят тратить лишние деньги на «будущее» учеников, их единственная цель – распространить информацию о различных мероприятиях, вроде «Дня открытых дверей».

В помощь детям и родителям пермская команда студентов Пермского государственного университета – потанинских стипендиатов – целый год занимается реализацией проекта «Твой профиль».

Проект стал победителем на конкурсе социальных проектов в Новосибирске в рамках Летней школы благотворительного фонда Владимира Потанина и был удостоен гранта.

Суть проекта достаточно проста - его реализация проходит по трем направлениям:

1.    Мастер-классы со специалистами, которые знакомы с деловой средой и готовы рассказать, чем конкретно они занимаются, какие функции выполняют, какие навыки необходимы студенту для того, чтобы стать специалистом в данной области;

2.    Тренинги;

3.    Выезды на предприятия;

Занятия со школьниками проводятся в рамках учебного процесса один раз в неделю. Сегодня в проекте участвуют четыре ведущие школы Перми. 

В конечном счете, главная задача проекта – объяснить ученикам 10-х классов функциональное наполнение интересующих их профессий для того, чтобы в 11-м классе они смогли самостоятельно определить, специалистом какой области им лучше всего стать, а выбор ВУЗа и специальности впоследствии осуществляли осознанно. Тогда и родителям не придется «тыкать пальцем в небо», советуя своему сыну или дочери, куда пойти учиться.

Школьники, с которыми команда работает сейчас (школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, школа №9 с углубленным изучением физико-математических дисциплин) уже встретились со специалистами четырех различных сфер деятельности: с профессионалом в области PR, преподавателем ПГУ и ПГПУ (пермского педагогического университета), председателем регионального отделения МОД «Движение против рака» Николаем Пономаревым, с Андреем Луниным - юристом, заместителем директора Пермского юридического центра содействия бизнесу, с Аликиной Юлией, главным бухгалтером компании ООО Логистик Л7, а также с Андреем Белкиным – IT специалистом ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» и многими другими.

Способ проведения встреч с детьми специалисты выбирают самостоятельно, делая установку на интерактивное общение с аудиторией.

На мастер-классе по PR, например, ученики десятых классов были приятно удивлены спецификой общения Николая Пономарева: специалист не просто рассказывал детям обо всех плюсах и минусах своей профессии, но и старался заинтересовать молодежь, обсуждая со школьниками все виды PR-деятельности, открывая маленькие секреты создания имиджа современных звезд.

Важным является то, что сами школьники понимают важность и полезность проекта, в котором участвуют. Вот лишь один отзыв ученицы десятого класса школы №9.

Анна Андреева: «Мне очень нравится ваш проект. Он действительно очень важен для будущего. Дает представление о профессиях и знания, которые пригодятся в жизни. Нам очень повезло, что мы имеем возможность в нем участвовать».

На данном этапе организаторы проекта, по их собственным словам, не могут представить ничего важнее такого результата, как положительный отклик со стороны учеников.

«Мы видим, что наша программа помогает ребятам ,- рассказывает капитан команды Сергей Сердюков, -  это лучшая награда. Механизм запущен и работает, будем надеяться мы сможем изменить систему профориентации к лучшему».
   
Немного подробнее о предприятиях. Проект-дело тонкое. Представленный выше материал официален и как-то мало разбавлен эмоциями. Когда я его создавала, не упомянула о том, что сама являюсь членом команды «Твой профиль».

За год работы много эмоциональных переживаний пришлось испытать моей душе. Они закрепились в огромном количестве заметок, репортажей и эссе. Хочу поделиться двумя «криками души».

Первый крик: «Минералка»

 Протон

ГТРК
ООО ЛУКОЙЛ
Минеральные удобрения
Законодательное собрание
Дизайн-студия «НЕО»
Радио «Максимум»
РОСГОССТРАХ
Пермские моторы
Западно-Уральскийбанк Сбербанка России
ПНОС
Реакция газеты«Пермский университет»
Финам
Rival Music
Тройка Диалог


Кто из школьников десятых классов может сказать, что посетил все эти предприятия города Перми за одно учебное полугодие? Вы задумались?

Ответ есть: десятиклассники школы №32, лицея имени Каменских, лицея №2, а также учащиеся лицея №9.

В рамках проекта «Твой профиль», организованного студентами Пермского государственного университета, ребята один раз в неделю собирались у крыльца школы, где их ждал автобус и два-четыре часа полезной, интересной информации.

Минеральные удобрения. 15 марта. 14:00
Встречаем детей у школы. Сегодня они, кажется, в хорошем настроении, несмотря на морозную погоду. Автобус почти переполнен, школьники весело болтают о прошедшем учебном дне. Группа мальчишек на задних сидениях - слушают музыку, врубив плеер на мобильном телефоне на полную катушку. Некоторые ребята опаздывают, но водитель терпелив. Этому седовласому мужчине не очень понятно, зачем десятиклассники собрались посетить промышленное предприятие.

На ступеньки автобуса поднимается классный руководитель ребят и преподаватель химии одновременно. Шум стихает. Женщина здоровается с водителем и с нами. После небольшой паузы она начинает осыпать ребят вопросами о составе химических элементов. Мы, давно забывшие, что такое уроки химии в школе, переглядываемся и наблюдаем за реакцией детей.

Сдерживая смех, активный ученик 10"а" без ошибок рассказывает формулу карбоната калия. Учительница химии вздыхает, дескать, мало ребята теперь знают, и начинает вспоминать, какое основательное образование было в ее годы…

Тем временем, до места назначения остается всего лишь несколько минут. За окном холодное мартовское солнце. На душе необъяснимая радость – сегодня мы откроем ребятам еще один мир.

Автобус останавливается у пропускного пункта. Суровый охранник в камуфляже просит нас подождать. Дети в предвкушении. Мы дозваниваемся до нашего экскурсовода. Учительница химии заканчивает историю о том, какую именно она хочет шубу к следующей зиме.

Александр, наш гид по территории «Минеральных удобрений», появился достаточно быстро. Его кожаная куртка и классические черные брюки кричали о том, что Александр, вероятно, занимает должность работника умственного труда. И только перекинутая через плечо темно-зеленого цвета сумка указывала на принадлежность нашего экскурсовода к промышленному предприятию. В сумке оказался противогаз. Как объяснил Александр, на территории «Минеральных удобрений» есть обязательное правило – никто из сотрудников или гостей не должен подвергать свое здоровье опасности, а противогаз необходим в случае чрезвычайной ситуации на производстве. Такие ситуации, к слову,случаются достаточно редко, но правило соблюдается всеми беспрекословно.

Школьники обрадовались перспективе натянуть на себя резиновую маску. При входе на территорию мальчишки даже устроили фотосессию в противогазах. Когда Александр сообщил, что сумка с противогазом может остаться на плече, школьники нахмурились,а учительница химии, напротив, приободрилась,сказав, что у нее впереди еще родительское собрание и появляться на нем с испорченной прической совсем не обязательно.

Первая остановка в маршруте – главный центр управления ОАО «Минеральные удобрения». Экскурсовод провел нас в шикарный зал для конференций, переговоров и заседаний для того, чтобы показать информационный фильм об одном из главных промышленных предприятий нашего города.

На большом экране мелькают картинки и лица, люди рассказывают о том, какого это, быть в команде «Минералки». Фильм скучный, если честно признаться.

Больший интерес вызывает системный администратор, подготовивший технику к просмотру фильма, а если точнее, его внешний вид: кожаные штаны, синяя рубашка и маленькая сережка в ухе. Школьницы не сводили с него глаз, а одна, повернувшись к нам, сказала: «Так вот они какие, сисадмины «Минералки»!».

После ознакомительной части Александр пригласил главного инженера, и мы оправились, наконец, на производство. Дорога от главного центра заняла около десяти минут, но этого хватило, чтоб у детей, у нас и учительницы химии закружилась голова от количества зданий, цехов, сооружений, труб, проводов, дверей, складов, а также от оглушительного шума, распространявшегося по всей территории предприятия.

Главный инженер объяснил источник гула: «Так работают печи риформинга, - рассказывал он. – В них мы получаем конвертированный газ для синтеза аммиака».

Учительница химии тут же подхватила тему разговора, начав спорить с главным инженером о более эффективных способах получения консервированного газа. Сначала мы испугались того, что школьники начнут скучать, не понимая, о чем говорит их учительница и сотрудник «Минералки», но когда несколько ребят живо включились в спор, стало ясно, что здесь они чувствуют себя в своей тарелке.

Главный инженер привел нашу группу к высокому зданию, вдоль которого тянулась лестница наверх. Ребята с энтузиазмом поспешили подняться по ней, мы последовали за ними, а учительница химии и Александр предпочли остаться внизу.

Поднявшись, мы увидели что-то вроде маленьких железных окошек, расположенных по периметру всего здания – это и были печи риформинга. Главный инженер рассказывал о принципах работы этих печей, но его речь заглушало сильнейшее гудение, раздававшееся из окошек.

Рты у всех открылись после того, как распахнулась дверь печи. Внутри было большое пространство, напоминавшее жерло вулкана, откуда вылетал расплавленный воздух;две огромных трубы перегоняли газ снизу вверх, отчего его можно было видеть – масса красно-оранжевого цвета, похожая на раскаленную сталь.

Спустившись вниз, наша любопытная команда двинулась дальше. Александр объявил: «А теперь нас ждет «Башня»!». Наверняка у многих с этим словом ассоциируется что-то невыразимо прекрасное, с высокими, заостренными крышами и треугольными оконцами.Но! Не тут-то было. Это же «Минералка».Здание, представшее перед нами, походило на обычный семиэтажный жилой дом,который построили в 1980-е.

Александр объяснил – это гордость и радость предприятия, поскольку внутри производят то, чем славятся «Минеральные удобрения» на всю Россию, а именно карбонаты.

Мы вошли внутрь. У каждого, в том числе и учительницы химии, повторно открылся рот. Все внутри было белым – пол, стены, лестницы, потолок, засохшие цветы на подоконниках, светильники, ручки дверей…

Оказалось, это остаточная пыль от производимых карбонатов, именно она превратила все этажи здания в покои Снежной Королевы. На самом верху «Башни» ждал главный сюрприз, то, что по словам учительницы химии удается увидеть не каждому великому ученому – так называемый «кипящий слой» - огромная «ванна», где перемешиваются и сортируются карбонаты.

Зрелище, надо заметить, завораживающее. Представьте себе большое озеро, в котором с оглушительным треском кипит снег, а теперь добавьте к этому впечатлению специфический запах и густой туман, и вы получите 20% от реальной картины.

Пора было уезжать, сдавать противогазы, рассаживать детей в автобус, прощаться с экскурсоводом. По глазам детей была видна готовность провести на «Минералке» еще пару часов…

Увы, новый мир должен был продолжать свою работу, а Александр должен был отдохнуть от вопросов учительницы, которые не прекращались на протяжении всей четырехчасовой экскурсии.

Автобус закрыл двери. Всю обратную дорогу школьники делились впечатлениями, шутили, рассматривали сделанные фотографии.

А мы думали – как хорошо…

Второй крик: Вот и все?


7 апреля, пять часов вечера. Иду по длинному асфальтированному тротуару, что ведет на Локомотивную. Мимо проносятся машины. Робкое весеннее солнце пытается согреть мои замерзшие уши.

Только что закончилось одно из самых важных дел моей жизни (теперь я с уверенностью это заявляю).

В последний раз я встретила ребят, последний раз видела, как они стройным шагом заходят в центр НЛП. Сегодня состоялся финальный тренинг. В центре говорили о навыках публичного выступления. Школьники слушали, записывали, участвовали в импровизированном спиче.

Я сидела позади и все это время наблюдала. Как же повзрослели наши ребята. Еще я думала. Думала о том, что все эти двенадцать месяцев стремилась к успешному завершению проекта, к признанию результативности нашей методики, к тому, чтобы мир подростка, стоящего перед серьезным выбором, стал немного проще и ярче...

Что же в итоге? К концу тренинга пришло осознание – я участвовала в проекте, отдавала свои силы, время, энтузиазм не только ради школьников, а еще и ради себя. Проект помог мне. Он помог обрести опыт, связи, впечатления и…друзей. О таких пишут в книжках. Я нашла соратников по духу, по интересам, встретила тех, с кем можно работать до шести утра и одновременно решать личные проблемы, запивая и радость и горе крепким чаем.

Сделали мы что-то важное для нашего общества? Да. Помогли ли мы школьникам определиться с правильным выбором? Безусловно. Вы скажите, что на этот вопрос могут ответить лишь сами ребята, и не ошибетесь. Я с уверенностью говорю за них «да», так как видела и знаю первые результаты нашей деятельности.

Многие десятиклассники со следующего года будут ходить на курсы при различных вузах нашего города, большинство учащихся начали развивать себя в каком-то одном направлении личных интересов. Кто-то из ребят начал усиленно заниматься определенным предметом,  предполагая сдавать его при поступлении в университет. Некоторые активно начали общаться со специалистами, расспрашивать их о тонкостях и «уловках» той или иной профессии. Если это нельзя назвать помощью в определении правильного выбора, тогда что вообще можно?

Все наши школьники получили огромную порцию необходимой информации о состоянии рынка труда нашего города, а также о системе работы наиболее крупных предприятий Перми.

Об этом я думала, уже приближаясь к остановке. Душу согревала еще одна мысль – у любого из ребят теперь есть выбор, есть общая картина, у них немного открылись глаза.

Я готова пройти этот путь заново, потому как подобная работа заставляет поверить – ты в состоянии помочь другому человеку, в силах изменить его жизнь в лучшую сторону.

Приезжаю домой, сажусь за компьютер, наливаю кофе. Вот и все…

Раздается звонок мобильника, на связи капитан: «Вась, - взволнованным голосом начинает он, - как прошло? Хорошо? Ну, я так и думал. Слушай, завтра необходимо съездить и забрать из ПКИПКРО….».

Диалог длился около двадцати минут. Я положила трубку и засмеялась. Впереди еще столько всего! Куча встреч, звонков, поездок. Все надо собрать, систематизировать, подписать, отослать.

А где-то в воздухе витает - вот и все?

P.S. 

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:Ybx_jrmpKUaP3M::&t=1&usg=__OpVmX5x_Gcho54q7MNPXQtMmOtM=

"Ребята - Оля, Оля, Настя, Сережа. Мы вместе так долго. Мы такие молодцы. Остаемся с курсом на победу. Правда?
Ваш комиссар.

Об авторе: Василина Конева, 21 год. Студентка Пермского государственного университета. Журналист. Живет в Перми.

 

См. также на Когита!ру:

Второй конкурс эссе: "Деятельность НКО в Европе и России"

Наш 2-й конкурс эссе собрал более 40 участников

Итоги 2-го конкурса эссе

О I-м Конкурсе статей и эссе «Гражданское общество и решение социальных проблем в Европе»

СМИ о Когита!ру: Польша в исследованиях молодых социальных аналитиков в Петербурге

 

 

comments powered by Disqus