01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

"Апгрейд обезьяны": большая история маленькой книжки?

Вы здесь: Главная / Новости / Тренды / "Апгрейд обезьяны": большая история маленькой книжки?

"Апгрейд обезьяны": большая история маленькой книжки?

Автор: Анна Желнина — Дата создания: 14.09.2009 — Последние изменение: 14.09.2009
Уверена, что знаю, какая книга станет самой популярной в ближайшие недели. Стоит в России что-то запретить или закрыть – интерес со стороны огромной части общественности обеспечен. 14 сентября такую услугу книге Александра Никонова «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности» оказала петербургская прокуратура.

Теперь «Апгрейд обезьяны» - а заодно и остальные книги автора – прочитают даже те, кто иначе никогда бы не собрался. Александру Никонову определенно стоит сказать спасибо петербургской прокуратуре и «Международной некоммерческой организации - Европейские города против наркотиков» (European Cities Against Drugs – ECAD). Именно эта организация в мае 2009 года обратилась в прокуратуру с заявлением, в котором попросила «оказать содействие в нарушении законодательства». Нарушено оно было тем, что глава 36 «Мифы о наркотиках» книги «Апгрейд обезьяны» содержит «пропаганду суицида, пропаганду употребления наркотических средств, информацию опасную для читателя, информацию не соответствующую действительности, а так же призывы, направленные против действующего законодательства России».

Это заявление за подписью К.И. Ксынкина и Г.В. Зазулина было направлено прокурору С.-Петербурга С.П. Зайцеву в конце мая. Тот перенаправил запрос московским коллегам – поскольку автор «подозрительной» книги проживает в Москве. Но «московские прокуроры оказались умнее питерских. Они написали отказ в возбуждении дела под совершенно формальным предлогом и отправили его в Питер», - пишет Александр Никонов в своем блоге. И вот в сентябре – шумная эпопея с изъятием и проверками. Распространителям и торговым сетям, которые имеют договоры на продажу этой книги (ООО «Питер Пресс», «Нью-Питер», «Буквоед» и «Росторг»), вынесены «предостережения».

«Книга получила так называемую Беляевскую премию, которую мне вручали, кстати говоря, в том же самом Питере, в котором книгу и запретили. Книга переводится на иностранные языки. А в России, на родине автора, ее запретили!», - комментирует Никонов.

Не/заслуженная слава. Нужное подчеркнуть

 

Теперь о книге и об авторе наперебой пишут новостные издания, им вторит шквал постов в блогах, призывы читать книгу, «пока не поздно», отзывы тех, кто срочно книгу начал читать, обновление статьи в Википедии, удивленные вопрошания – а что будет с изъятым тиражом? Его сожгут? Эксперты высказываются: например, в интервью БИА писатель Сергей Переслегин говорит: «Самое гнусное, что было в фашистском режиме — это неприятие чужого мнения, сжигание и запрет книг. Все чаще это происходит в современности. Действия чиновников в случае с Никоновым противоречат законодательству. Здесь затронута такая проблема, которая должна волновать каждого члена общества».

Цинику везде видится пиар. Не думаю, что писатель Никонов, издательство или «Европейские города против наркотиков» от этой шумихи проиграют. Особенно писатель - некоторые его книги даже на обложке имеют гордое слово "скандальный", так что скандальность - это и есть идея. 

Не хочется, однако, здесь обсуждать достоинства и недостатки книги – автор этих строк заведомо необъективен: знакомство пару лет назад с другой книгой Никонова «Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека» вызвало бурю негодования в моей душе и надолго отбило желание интересоваться творчеством писателя.

Но можно как угодно относиться к писателю Никонову. Издательство ЭНАС, издающее его произведения, предваряет «Апгрейд обезьяны» следующим замечанием: «Появление в издательстве "НЦ ЭНАС" книги Александра Никонова вызвало бурную и противоречивую реакцию коллектива. Мнения разделились: от категорического неприятия до восторженных откликов». И вот это нормально – когда разделяются мнения. Когда одни имеют право увидеть в книжке попытки автора с интонацией всезнайки произнести провокативные фразы, а другие – возможность «пересмотреть свои взгляды на жизнь». Одни видят «передергивания» и «фальсификации», а другим книга «придает волю к жизни» (см. обсуждение здесь).

Одни видят «передергивания» и «фальсификации», а другим книга «придает волю к жизни»

В общем, как бы мы ни относились к этой книге, признание книг вредными в России автоматически приобретает политический подтекст, заставляет задуматься о свободе слова и усомниться в полной искренности тех, кто книгу запрещает. Списки «запрещенного» и «вредного» в нашей стране «украшены» такими более сильными вещами, как книги Андрея Пионтковского и выставка «Запрещенное искусство» - так стоит ли ставить в один ряд с ними «Апгрейд обезьяны» и дарить ореол героя автору этой гораздо менее интересной книги?

У «Апгрейда обезьяны» есть предисловие от издательства и введение, по которому люди уже могут догадаться – надо ли им ее читать. И пусть действительно автор допускает логические ошибки и запутывает читателя, в чем его упрекают господа Ксынкин и Зазулин, это не повод требовать изъять книгу из продажи. Иногда это требование может возыметь обратный эффект. 

 

Информация о книге "Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности" в Википедии

Сайт Александра Никонова 

comments powered by Disqus