01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

В поиске интонации

Вы здесь: Главная / Новости / Театр / В поиске интонации

В поиске интонации

Автор: Алена Львова — Дата создания: 10.10.2020 — Последние изменение: 10.10.2020
Хабаровск сегодня на слуху. Два с половиной месяца уличных шествий в защиту губернатора, мирный, но требовательный и принципиальный характер протестов вызывает уважение и внимание российского общества. И потому так интересно было познакомиться с творчеством Хабаровского краевого театра драмы.

Санкт-Петербургский театр юного зрителя им. А. Брянцева открыл после длительного карантина обменные гастроли под эгидой Министерства культуры России. В Петербург хабаровский театр приехал впервые за все время своего существования. Оно и понятно – далеко, дорого. Только путешествие фур с декорациями занимает месяц. Хабаровчанам легче съездить со своими спектаклями в Китай или Японию.

На сцене ТЮЗа петербургские зрители могли увидеть несколько спектаклей хабаровчан. Неоднозначную реакцию вызвал поставленный два года назад на хабаровской сцене молодым петербургским режиссером Николаем Русским спектакль по М. Булгакову «Собачье сердце». Все действие уложилось в полтора часа. На сцене возникло два Шарикова разом, которых сыграли два актера разом, точнее, актер и актриса (Алексей Малыш и Татьяна Малыгина) - задумка осталась не очень понятной, может, в женском обличье это была душа собаки? В спектакле довольно много эксцентрики, акценты смещены в сторону авторского текста, а не игры, много внимания на себя оттягивает музыкальная часть, эдакие «ритмы планеты». Со своей оригинальной музыкой был интересен экзальтированный актер Василий Казанцев. 

Постановка явно рассчитана на молодежь, не очень знакомую с киноверсией Бортко, которую переплюнуть очень сложно. Где же раздобыть обаяние, подобное евстигнеевскому? Месседж зрителю послан, на первый взгляд, довольно простой: пока ты дворовый пес, ты существо мирное, уязвимое, вызывающее жалость, а преврати тебя усилиями профессора Преображенского (заслуженный артист Хабаровского края Дмитрий Кишко) и доктора Борменталя (Сергей Краснов) в человека со своими правами, обнаглеешь до безобразия и отомстишь по полной за свои прежние унижения. Всяк ли эксперимент, даже во славу науки, оправдан? Ну, а уж социальная справедливость – понятие совершенно относительное. Чьи права будут защищены? За сто лет со времени Октябрьской революции на этот вопрос общество так и не получило достойного ответа. Он из разряда вечного. 

Возможно, молодой зритель находит в этом послании москвича Булгакова, воспроизведенным петербургским  постановщиком на хабаровской сцене, что-то свое, созвучное нынешним ритмам и ощущению времени? Судить трудно. Но определенно спектакль можно считать фестивальным, это достаточно любопытный эксперимент.  

На Малой сцене ТЮЗа также состоялась премьера «Мой бедный Марат». Хабаровский режиссер Сергей Листопадов мало того, что сам впервые приехал в Петербург, но случилось так, что именно петербуржцы стали первыми зрителями его постановки пьесы А. Арбузова, где история завязана на истории любви, родившейся в блокадную ленинградскую зиму. Из-за карантина запланированная на весну премьера сорвалась. В Хабаровске успели сделать только прогоны. 

В этом старании показать не только сложную человеческую драму, но и приметы Ленинграда через кадры кинохроники, через виды городских доминант, через окно, где бесконечно по «стеклу» бьют струи дождя – именно ощущается желание сквозь тысячи километров приблизиться к этому особому месту – трагедии и величия. Временами психологически проникаешься сложно-переплетенными отношениями Лики (Юлия Медеведева), Марата (Станислав Воронин) и Леонидика (Александр Кисилев), временами раздражаешься от неточной интонации. Как  поверить в то, что почти умирающие, замерзающие, кое-как сберегающие в себе энергию люди так  активно двигались, так громко говорили, кричали, требовали? По многим свидетельствам очевидцев-блокадников, сил на любовь не оставалось. Было ограниченное количество желаний: утолить голод, согреться, и, возможно, спасти близкого человека. Духовным и творческим людям было легче: они вели дневники, рисовали, играли на музыкальных инструментах (если их не успевали пустить на дрова), и это как-то держало в суровую блокадную зиму 41-42-го. Марат бросает обвинение Лике в том, что она уничтожила его детство, растапливая печку его фотографиями. Много ли она получила тепла от этого? В тексте Арбузова заложено много глубины, но она не слишком считывается в игре актеров. А ведь именно это чувство вины Лики, и в то же время ее отзывчивость, которую она проявит к погибающему Леонидику, и позволят героям сблизиться, понять жертвенность каждого по отношению к друг другу. Режиссер вместе с молодыми артистами будто наощупь двигаются к этому пониманию замысла Арбузова: спасти человека от смерти в экстремальной ситуации – это еще не самый большой подвиг. И даже на войне спасти – геройство, но ведь это еще не все. А спасти его тем, что отойти от него, или, наоборот, не уйти и не потешить этим свою гордыню – вот оно, человеческое, тонкое, благородное. 

В спектакле много русского рока. Не всегда все это гармонично сочетается с действием. В конце звучит «Перемен…» Цоя. Листопадов пояснил, что с протестным движением на улицах Хабаровска это никак не связано: "Музыкальное оформление спектакля было задумано еще весной 2020-го. Просто энергия этой песни так хорошо ложится на стремление героев да и молодой публики что-то менять в своей жизни, поэтому Цой пришелся к месту".

Есть надежда, что спектакль еще наполнится кровеносной системой, которая идет от сердца к сердцу. Режиссер признался, что знакомство с реальным Петербургом, атмосферой этого города, безусловно, поможет ему и артистам в поиске верной интонации.

Все-таки как важны культурные обмены между городами и театрами, особенно если те находятся на полярно разделенных географических точках. И хорошо бы, артисты успевали что-то сами посмотреть в местах своих гастролей.

В эти же сентябрьские дни питерский ТЮЗ показал в Хабаровские и Владивостоке постановки «Зимняя сказка", «Бедная Лиза», "Человек в футляре", "Сказка о потерянном времени", "Плыл кораблик белопарусный, "Страдания юного Вертера". Как говорят актеры, прием зрителей был необычайно теплым. Дальний Восток стал куда ближе.

Алена Львова

Фото предоставлено пресс-службой Хабаровского театра драмы.

comments powered by Disqus