01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Театры благородных эгоистов

Вы здесь: Главная / Новости / Театр / Театры благородных эгоистов

Театры благородных эгоистов

Автор: Галина Артёменко — Дата создания: 29.04.2014 — Последние изменение: 29.04.2014
Участники: Наталья Хрущёва, фото
Когита!ру
«Благородное дело – это эгоистическая вещь, потому что ты сам очень многое получаешь. Я всегда хотела изменить мир...» - так сказала литовский режиссер Каролина Жерните на днях на круглом столе в петербургском театре «Зазеркалье», где шло обсуждение, каким должен быть и каков есть театр для особых людей и театр особых людей.

Перед круглым столом Московский театр кукол в рамках программы фестиваля «Арлекин» показал свой уже ставший знаменитым спектакль «с закрытыми глазами» «Майская Ночь» по страшной гоголевской повести. Спектакль поставила Каролина Жерните.

На сцену актеры приходят вместе со своими слепыми зрителями, которых создатели спектакля называют «восприниматели». Ведь они не видят, как разворачивается страшная история панночки и ведьмы, как прекрасна украинская ночь и как крепко и искренне Левко любит Галю. Они воспринимают все это через песни, речь, музыку, плеск воды, шум листвы в садах, через ощущения – как тычется дворовый песик мокрым носом в ладонь, как страшно касается когтистая лапа ведьмы, обратившейся в кошку. Они вдыхают свежесть огурцов, зелени и хлеба, что на столе у сельского головы и даже пробуют свежевыпеченные пирожки. «Восприниматели» все время действия на сцене – в специальных креслах, которые актеры периодически, по ходу спектакля и в зависимости от мизансцены, перемещают, создавая  ощущение реального перемещения из сада на берег заброшенного пруда и т.д.

Зрители зрячие тоже есть. Их больше и они не на сцене, а, как и полагается зрячим, сидят в креслах зрительного зала и смотрят действо. Но у каждого рядом – черная повязка. Можешь закрыть глаза и попытаться ощутить всеми оставшимися чувствами, как воспринимает окружающее незрячий человек.

Для Каролины Жерните это не первый спектакль, который она создавала для зрячих и незрячих людей. Первый – еще в студенчестве, в Литве – «Сказки пчелки», следующий был «Ежик и туман» в Набережных Челнах. Актеры, прежде чем начать репетировать,  наверное, с месяц ходили по театру с закрытыми глазами, потом – на улице. Чтобы обострить другие чувства, чтобы, открыв глаза после темноты, обрадоваться хлынувшему свету и понять, сколь много дано человеку и даже если отнято – все равно дано. Потому что незрячий – зряч душой, восприимчив к мельчайшим нюансам, словам, прикосновениям, запахам. После каждого спектакля актеры и зрители – и те, что на сцене, и те, что в зале, обсуждают увиденное и прочувствованное.

На одном из представлений в Москве, как рассказывала режиссер по пластике Наталья Мирная, на спектакль пришла молодая пара с Дальнего Востока, они приехали в командировку. «Молодые люди, активные, работающие. Они узнали о спектакле и специально задержались на пару дней. Девушка после спектакля сказала: «Вы сегодня исполнили мою мечту. Я не вижу с рождения и мечтала, чтобы специально для меня сделали спектакль, и я не по тифлокомментариям ориентировалась, а находилась внутри действия». Это не сравнимо с 5D кинотеатрами. Это совсем другие ощущения».

Каролина Жерните все время вспоминает один случай: «На одном из показов сидел слепой мальчик, у которого было так много энергии, что актерам приходилось придумывать ему новые задания. Он трогал и складывал в карманы все, что попадалось под руку: камушки, фасоль, много-много всего. В конце он, кончено, первым стал говорить о своих ощущениях и вспомнил: «Знаете, еще был цветок. У меня его нет». И одна зрячая девочка  из публики в зале сказала: «У меня есть», – вышла на сцену, и они стали меняться. И долго-долго разговаривали, они нашли общий язык, им было интересно».

«Общий язык» нашли зрители и актеры спектакля внеконкурсной программы «Арлекина» «Штуковины и Финтифлюшки», разыгранного на сцене «Зазеркалья» театром «Пиано» из Нижегородской школы-интерната для глухих детей. Театру больше 20 лет – как и саму школу, его знают в Европе, а также на российской «Золотой маске». «Арлекин» принимает «Пиано» второй раз. Дети на сцене удивительно пластичны, они танцуют, «превращаются» в разных животных, бегают под дождем…И периодически приглашают детей из зрительного зала включиться в действо на сцене, вместе импровизировать…И дети – глухие и слышащие – прекрасно понимают друг друга.

Директор школы,  режиссер  и художественный  руководитель театра «Пиано» Владимир Чикишев, часто отвечает на один и тот же вопрос: юные актеры, танцуя под музыку, чувствуют вибрацию пола? или все же хоть что-то слышат? Нет, не чувствуют и не слышат, но они свободно могут фантазировать, они радостно двигаются и импровизируют. «Интернат – это резервация, говорит Чикишев.  – И наша главная задача – спасти детей, и главное событие – когда ребенок на сцене».

Возможно, на последующих «Арлекинах» удастся увидеть и международный проект – «Театр без границ» Петербург-Германия-Швейцария, о котором рассказала руководитель театральной студии в психоневрологическом интернате №3 Петергофа Елена Шифферс из благотворительной организации «Перспективы». Проект, в котором особые и профессиональные актеры собираются вместе и за три недели создают спектакль о человеческих отношениях, о самом важном в жизни – любви и понимании. Он существует с 2007 года. Авторами проекта созданы три спектакля – «Прогулка», «Время без слов», «Колыбельная ветра».

В июле этого года «Театр без границ» едет в швейцарский Лугано на театральный фестиваль.


comments powered by Disqus