01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Старосветские помещики открывают сезон в ТЮЗе

Вы здесь: Главная / Новости / Театр / Старосветские помещики открывают сезон в ТЮЗе

Старосветские помещики открывают сезон в ТЮЗе

Автор: Елена Добрякова — Дата создания: 02.09.2015 — Последние изменение: 02.09.2015
Завтра, 3 сентября, Санкт-Петербургский Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева открывает свой 94-й сезон спектаклем по Николаю Гоголю «Старосветские помещики». Елена Добрякова поговорила с исполнителями главных ролей.

Постановка осуществлена режиссером Георгием Васильевым в 1996 году и оформлена известным театральным художником Эмилем Капелюшем. Спектакль 20-й год не сходит с афиши ТЮЗа, остаётся актуальным для разных поколений зрителей.

В 1997 году тюзовские «Старосветские помещики» были отобраны для показа на Русских сезонах в Авиньоне. Параллельно Авиньон увидел и еще один гоголевский спектакль: Валерий Фокин поставил в Москве, в Центре Мейерхольда «Нумер в губернском городе NN» по поэме «Мертвые души». Французская критика восторженно приняла обе российские постановки, отметив, что спектакль Фокина «блистателен в своей механистичности», а постановка Васильева обладает «удивительной теплотой и тонкостью».

«Старосветских помещиков» можно ставить сатирически, а можно лирически. Чуткий ценитель классики Георгий Васильев (к сожалению, рано ушедший от нас – 17 июня 2014 года) пошел путем романтическим, придав персонажам обаяние любовных, а не бытовых отношений и лирический подтекст обыденным вещам. Пульхерия Ивановна (Ирина Соколова)  и Афанасий Иванович (Валерий Дьяченко) поглощены процессом еды, угощения кулинарными изысками заезжего гостя (в спектакле это сам Гоголь, играет его Борис Ивушин). Но это не самоцель, а повод для общения, возможность поделиться добром, теплом, счастьем. Приготовление пирожков для пожилых супругов превращается в игру в прятки, а разность взаимоотношений с кошкой и собакой добавляет драматизма к добропорядочному укладу их жизни.

 Наш спектакль объездил множество стран, мы играли «Старосветских помещиков» в Латвии, Эстонии, Литве, Франции, Германии, Чехии, Турции, Белоруссии, побывали в Москве на фестивале русской драмы, во Владимире, во множестве провинциальных городов России,  – рассказывает исполнитель роли Афанасия Ивановича народный артист России Валерий Дьяченко. – Зритель к нам приходит самого разного возраста, и многие люди плачут, так трогает их незамысловатая история взаимоотношений двух пожилых людей. Каждый зритель находит какие-то ассоциации, переклички с собственной жизнью, с судьбой своих родителей. Этот спектакль, позволяющий нам каждый раз по-новому дышать и существовать в нем, совсем не устарел, это вечная и очень человеческая, милая и добрая история.

Спектакль был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», лауреатом этой премии стала и народная артистка Ирина Соколова, которая очень любит свою роль – хлопотливой, умеющей беззаветной любить своего мужа Пульхерии Ивановны. Да и немудрено – треть сознательной жизни артистка сопереживает и сочувствует радостям и горестям своей героини.

Автору этих строк довелось увидеть «Старосветских помещиков» на Международном фестивале «Детский Петербург» в Праге. Зритель собрался на оба показа совсем юный – лет 10-15. И случился удивительно чуткий приём.

 – Мне кажется, несмотря на детский возраст, зритель этот взрослый спектакль хорошо понял и почувствовал, - поделилась тогда со мной Ирина Соколова. – Гоголевская тема маленького человека, с такой тонкостью и трепетностью поданная режиссером Георгием Васильевым, обладает качеством вневременности и всеохватности мира, хотя и показывает историю незаметных, затерянных в глубинке Малороссии людей. Думаю, это очень важная для нашего театра постановка: она несет добро, которого явно не хватает в современном мире.

Спектакль остаётся одним из любимых и петербургским зрителем. Осенью 2015 его можно увидеть 3 и 19 сентября и 3 октября.

Елена Добрякова

Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа

относится к: , ,
comments powered by Disqus