01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Попытка вырваться в лучший мир

Вы здесь: Главная / Новости / Театр / Попытка вырваться в лучший мир

Попытка вырваться в лучший мир

Автор: Елена Добрякова — Дата создания: 16.11.2020 — Последние изменение: 16.11.2020
Актер ТЮЗа Кузьма Стомаченко номинирован на молодежную театральную премию «Прорыв» за роль Райского в спектакле «Обрыв».

Закончивший СПбГАТИ – актерскую студию Григория Дитятковского при БДТ, – Кузьма Стомаченко пришел в Санкт-Петербургский Театр Юных Зрителей около десяти лет назад. В молодом актере кроется то обаяние, которое не сразу бросается в глаза, но от роли к роли можно видеть, как Стомаченко набирает силу, яркость, как образы становятся глубже, многоплановее. Он интересен и трогателен в "Подростке" Достоевского. Многие зрители заметили Стомаченко в главной роли в абсурдистском спектакле "Летний день" по Мрожеку, безусловно, запомнили в роли Паши в "Дорогой Елене Сергеевне" по пьесе Людмилы Разумовской.

Кузьма умеет быть смешным  его Медведь в шекспировской «Зимней сказке» (режиссер Уланбек Баялиев) добавил юмористических красок спектаклю. Романтичен и прекрасен Грей у Стомаченко в мюзикле "Алые паруса" (постановка Сусанны Цирюк). А в последних своих ролях молодой артист доказывает, что умеет стягивать внимание и к своему герою, и к сложному конфликту, заложенному авторами: весьма убедительны его Райский в гончаровском «Обрыве» (режиссер Анатолий Ледуховский) и Нил в премьерных «Мещанах» по Горькому, поставленных молодым московским режиссером экспериментального направления Елизаветой Бондарь.

Однако сам актер говорит, что всего себя отдать театру – не тот путь, которым следует идти. Если ты не успеваешь прочитать книгу, сходить в кино с любимой женщиной, посмотреть спектакль в другом театре, понаблюдать за каждый день меняющимся поведением маленького сына, да просто полениться и подумать о жизни, тебе нечего будет принести в театр, нечем наполнить свои роли. Нынешний карантин Кузьма склонен рассматривать как возможность накопить энергию.

– Я провел два месяца в деревне с семьей. Мы там много чего сделали – построили дом, забор, вырыли пруд. Сын, которому сейчас год и 2 месяца, был счастлив.  Природа благодатно воздействует, никаких нервов – мы все уравновесились. Предпочитаю смотреть на все в жизни с юмором и оптимизмом.  

Узнав о том, что он номинирован на молодежную премию «Прорыв» за «Обрыв» (за роль Райского), Кузьма пошутил насчет того, что тут явно не обошлось без любви жюри к однокоренным словам. Роль Райского очень важна для актера, он вложил в нее много душевных сил и собственной философии. Признается, что порой на сцене чувствует себя именно Райским, думает, ощущает, как его персонаж. А так происходит далеко не со всеми ролями.

– С режиссером Анатолием Ледуховским было потрясающе интересно работать, –рассказывает Кузьма. – Он творческая личность, художник, педагог, который любит артистов.  Мы отвечали ему взаимностью. Много  смеялись, ходили на репетиции с романом под мышкой, все мысли крутились вокруг нашей работы. Включали разные шутки, например, сюрреалистическую сцену с топором, когда Райский бросается с ним на Веру. Мой Райский хочет  вырваться в новую жизнь, в другое мироощущение. Вот и у меня это желание есть.

Стомаченко не ждет у моря погоды. Если ему нравится какая-то роль, он будет ее добиваться. Так было с «Обрывом». Актер не был распределен, но он пришел к Ледуховскому и предложил себя на роль Райского.  Эта уверенность понравилась приглашенному режиссеру, и результат получился достойным.  

– В жизни и в работе очень важны личные моменты, пересечения, совпадения, – считает Кузьма. – Оказалось, что у Анатолия Владимировича есть дом в деревне в Воронежской области, он стоит на самом обрыве над рекой. Возможно, эта картинка ему представлялась, пока он репетировал с нами, и мы воспринимали эту его эмоцию, и нам всем это помогало.

Спектакль «Обрыв», хоть и полон предчувствий революции, и женской борьбы за свои права, но он, прежде всего, о вечном поиске любви, счастья, о том, что всем нам постоянно чего-то не хватает. Нас, человеческих существ, то и дело одолевает страсть, любовная или еще какая-то, и вот именно эта страсть и ведет нас к обрыву. В какой-то момент Райский оказывается на краю. Наверное, спасется, наверное, уцелеет.

На вопрос, что лично ему, актеру Кузьме Стомаченко, дала роль Райского, он говорит, что после нее особенно научился ценить настоящий момент. Людям все время кажется, что лучшее впереди, вот придет новый режиссер, будет новый, самый лучший спектакль и случится там лучшая твоя роль. А сейчас? То, что происходит именно сейчас, это же и есть счастье – семья, работа, здоровье, друзья, новые знания, открытия, радость общения.

Если окинуть сыгранные на сцене ТЮЗа роли, то самой близкой по духу к неуспокоенному Райскому Кузьма считает, как ни странно, Пашу из спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. Постановке Александра Иванова уже 7 лет, но она по-прежнему невероятно востребована зрителем.

– Паша тоже в чем-то философ. Просто он еще маленький, но может превратиться в Райского, – размышляет Кузьма. – Тот в порыве чувств способен предать, не заметив, что человек страдает от каких-то его поступков. Паша, мне кажется, тоже. Но я все равно оправдываю Райского. У него много недостатков, но он человек живой, ищущий. Он хочет найти свое счастье, понять себя.

Новым этапом для Кузьмы стала работа над ролью Нила в спектакле «Мещане» в постановке Елизаветы Бондарь. Это был долгий и очень увлекательный совместный поиск интонации, конфликта. Сначала процесс шел трудно, но в какой-то момент режиссер открылся актерам, а актеры – режиссеру. Нил, безусловно, как и все остальные в горьковской пьесе, мещанин и останется им же, однако сделавшим какую-то попытку вырваться из патриархального уклада. В ткань спектакля вошел образ охранника из нашего времени, который читает письма современных людей. В этих письмах их размышления,  желание свободы. Вот такой проброс от бесплодных попыток перемен к реальным шагам. И в этом мерцающая вера в то, что голос разума, призыв к гуманности будут услышаны.

Кузьма верит в лучшие качества человека, может, поэтому в его героях остается некий зазор на исправление. При всем цинизме, который охватил наш мир, актер пытается отстоять романтизм. Он видит этот романтизм и в молодых зрителях, и в подростках, которым преподает театральное дело в детской студии "ТЕАТР-класс" под руководством Ольги Карленко и Сергея Бызгу. 

– Я не знаю, есть ли у меня дар преподавать детям, – говорит Кузьма. – Я пришел в студию для того, чтобы самому поучиться. Дети очень удивляют. Неожиданными мыслями, настоящими прорывами человеческими, и это бывает до слез. Дети так трогательно верят во что-то, и это порой оказывается сильнее всяческих новомодных приемов. В придуманных ими этюдах может возникнуть простая лирическая история, и она тебя  пронимает до мурашек. Если б артистам такую веру сохранять, было бы здорово: не пойти по головам, удержаться от конфликтов, от зависти. Когда у меня накапливается тяжесть нерешенных проблем и путаница в голове, я прихожу к детям, отдаю им что-то из своего опыта, а потом с лихвой получаю от них и радость, и силы. 

Кузьма верит в очищающую силу театра. Ведь здесь происходит таинство сопричастности зрителей к происходящему на сцене и совместное переживание эмоцией со всем залом. Самым строгим и справедливым  зрителем актер считает своего преподавателя английского, переводчика,  работавшего завлитом в ТЮЗе, а потом в МДТ Михаила Фёдоровича Стронина. Много лет они сохраняют доверительное общение, Кузьме очень нужны эти философские беседы с учителем, обсуждения книг, спектаклей, шутки на английском языке. Михаил Фёдорович привил тягу к изучению языков. Кузьма считает, что через отношение к родному языку мы проявляемся как личности, как граждане страны. А знание других языков раздвигает границы мира. И, как особенно показало сегодняшнее время, мир очень связан и уязвим. Сейчас особенно понимаешь, говорит Кузьма, как необходим людям театр – живой, не онлайн, говорящий в современном ритме о нас самих.

comments powered by Disqus