01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Дети подают сигналы

Вы здесь: Главная / Новости / Театр / Дети подают сигналы

Дети подают сигналы

Автор: Елена Добрякова: текст, фото — Дата создания: 23.03.2015 — Последние изменение: 23.03.2015
Главное, расслышать и понять... Журналист Елена Добрякова написала для Когита!ру о XVI Брянцевском фестивале.

В Петербурге завершился XVI Международный Брянцевский фестиваль детских театров и студий, который проходил в ТЮЗе им. А. А. Брянцева. Как это случалось и раньше, на ходу рождались идеи будущих постановок и планов о сотрудничестве коллективов из разных стран.

Спектакли были непохожи и по решению, и по жанрам, и по мастерству. Но интересными были все 24, отобранные из 130 заявленных на конкурс. Так что же волнует сегодня детей и подростков из Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Мурманска, Тбилиси, Нарвы, Хельсинки? О чем им важно и хочется говорить?

Приезжающий в третий раз на фестиваль грузинский коллектив «Театрали» из Тбилиси показал героический спектакль «Бахтриони», где много метафоричности, ярости, страсти. Как считает руководитель театра Лаша Гогониашвили, молодым актерам важно помнить корни своего народа, а не постигать мир только из айподов.

Столь модное явление, как экспериментирование с классикой, не обходит стороной детские театры, правда, оно не такое смелое, как в театрах профессиональных. Порой это легкие вкрапления атрибутов современной жизни, музыкальных хитов, или соединение классических произведений разных авторов в один смысловой ряд, где ориентиром выступает имя главной героини (спектакль «Анны» театра лицея искусств «Санкт-Петербург», режиссер Лариса Дмитриева). Иногда это привнесение новых красок, например, цитаты из картины Брейгеля «Слепцы», в пушкинскую поэтику («Сказка о Золотом петушке», студия при театре «Зазеркалье», режиссер Ольга Манусова). Интересный ход придумала Галина Мотошина (студия «Счастливая долина» при школе № 264 Кировского района) – маленькие дети разыграли спектакль «Самозванец», в котором соединили хвастливого Незнайку, героя из повести Николая Носова, с гоголевским Хлестаковым. Частый ход – обращение к скоморошеству, а также выход в финале белого ангела.

 Сегодня детский театр обретает новую функцию  из воспитательного он больше превращается в образовательный: дети с большим удовольствием прочтут классическое произведение, когда им надо будет разыграть его на сцене,  считает театральный критик Алексей Пасуев.

Думаю, современным детям важно приближать классику к своей жизни, иначе материал им действительно скучен, непонятен. А если им повезет, и с ними будут работать талантливые педагоги, то классика даже в ее прямом прочтении окажется свежа и увлекательна. Такими примерами стали азартно прожитый, ритмически и пластически точно решенный «Конек-Горбунок» театра «6-а класс» из Мурманска (режиссер Мария Юрьева), и совершенно блестяще сыгранный спектакль «Разсказы» по Чехову актерами студии «Дуэт» Московского района (режиссеры Ирина и Аршад Аликперовы). В этот же ряд стоит добавить легкий, изящный, остроумный спектакль «Полоумный Журден» Михаила Булгакова (режиссер Валерий Дьяченко) в исполнении ребят из петербургского «Лицейского художественного театра», «Шинель» по Гоголю студии «Комиксы» из Нарвы (режиссер Ирина Феофанова), «Моцарт и Сальери» театра «Александрино» Кировского района (режиссеры Алла Белоусова, Максим Зарецкий).

Детей волнует смысл жизни, где и в чем найти себя, как построить отношения с родителями, с друзьями, понять, какая бывает любовь – жертвенная, эгоистичная, светлая? Это можно решить через обращение к классике, как это сделал театр-студия «Отражение» Приморского района (руководитель Нина Иконникова), рассказавший о сложных взаимоотношениях матери с детьми в спектакле «Человеческая женщина» по «Вассе Железновой» Горького. А можно взять современные пьесы и вложить туда все свои самые больные вопросы - таким путем пошла театральная студия «На Пушкинской» из Воронежа.

 Мы с нашим руководителем Татьяной Сезоненко до того ставили Ломоносова, Пушкина, Ахматову, рассказала исполнительница главной роли Лиза Коваль. – Но в какой-то момент остро захотелось говорить о нас самих, о нашей боли, о наших проблемах. Мы разыскали пьесы Екатерины Ткачевой и Вадима Леванова, соединили их в одну и поставили спектакль «Все, кроме любви…».

Сумела растрогать и зрителей, и жюри искренняя, живая игра Ксении Юрковой (театр-студия «Творильня», Ижевск, режиссер Владимир Рубцов), которая исполнила главную роль в спектакле «Поллианна» по пьесе Э. Портера. Девочка сумела доказать, что в этом мире самое сильное оружие и лекарство от всех невзгод – добро.

Чудесным подарком оказался мюзикл «Мари Папинс» театральной студии «Музыканты» из Детского центра культуры Хельсинки (режиссер Светлана Нюстрем) – юные артисты талантливо исполнили российские хиты.

Фестиваль детских театров, считающийся самым серьезным и авторитетным в Петербурге, убедил в том, насколько дети талантливы, как они умеют быть вовлеченными в творческий процесс, насколько тонко и точно воспринимают все сигналы этого мира. При этом фестиваль показал и явную нехватку современной драматургии для подростков.

 Я вижу, как с каждым годом наш Брянцевский фестиваль набирает обороты, уровень работ растет, сказал председатель жюри, народный артист России Николай Иванов. – Я уверен, дети, коснувшиеся театра, отличаются от обычных сверстников, они более чистые и внимательные к себе и к миру. Не все станут профессиональными артистами, но это не так важно. Главное, они научатся быть творцами, в том числе и своей собственной жизни.

В заключительный день фестиваля названы три главных победителя: спектакли «Моцарт и Сальери» (Санкт-Петербург), «Поллианна» (Ижевск), «Конек-горбунок» (Мурманск).

Сцена из спектакля «Моцарт и Сальери» театра «Александрино» Кировского района Санкт-Петербурга (режиссеры Алла Белоусова, Максим Зарецкий).

Елена Добрякова, специально для Когита!ру. Фото автора

относится к: , , ,
comments powered by Disqus