01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Мария Каневская о правовом регулировании и положении НГО и НКО в Петербурге

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Мария Каневская о правовом регулировании и положении НГО и НКО в Петербурге

Мария Каневская о правовом регулировании и положении НГО и НКО в Петербурге

Автор: Мария Каневская — Дата создания: 28.06.2009 — Последние изменение: 28.06.2009 газета "Лига избирательниц"
Итоги работы негосударственных и некоммерческих организаций в 2008 году в Петербурге подвела директор автономной некоммерческой организации «Ресурсный Правозащитный Центр» Мария Каневская. Мы воспроизводим статью Марии Каневской, опубликованную в газете "Лига избирательниц" № 5 (102) июнь 2009.

Санкт-Петербург по численному составу находится на втором месте после Москвы по количеству официально зарегистрированных некоммерческих организаций (всех организационно-правовых форм). При отсутствии официальной статистики за 2008 год можно утверждать, что это порядка 17–20 тысяч организаций, к которым можно добавить некоторое количество общественных объединений, действующих без регистрации.

За прошедший год произошли весьма существенные изменения законодательства, которые отразились на всех организациях третьего сектора в Санкт-Петербурге и по всей стране. К таким изменениям можно отнести изданный на пике социальной напряженности Указ нового президента России Д. А. Медведева, согласно которому функции по регистрации и контролю за некоммерческими организациями были переданы от Росрегистрации Минюсту РФ (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Согласно данным Федеральной прямой линии по правовой поддержке НКО (8-800-3333-068) в период с мая по сентябрь 2008 года уменьшилось количество отказов в регистрации НКО в связи с тем, что сотрудники регистрирующего ведомства в некоторых случаях предлагали забрать документы для доработки, так как не в полной мере работал механизм регистрации. Отметим, что документы на регистрацию некоммерческих организаций все равно подавались в территориальное управление Росрегистрации, проходили экспертизу у ее сотрудников, но юридически выдаваемые документы содержали печать и подписи сотрудников Минюста РФ.

В конце декабря юристам Ресурсного Правозащитного центра удалось защитить права инициативной группы в суде («Новые люди»), который принял решение о том, что в заявлении на регистрацию некоммерческая организация вправе самостоятельно указывать любые виды экономической деятельности (ОКВЭД), не противоречащие своему уставу, а Министерство юстиции не в праве включать это основание в свой арсенал положений отказов. Приведем лишь некоторые примеры отказов в регистрации: Санкт-Петербургская Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация Черлидерс – группы поддержки спортивных команд», зарегистрированная Минюстом в 2005 году, получила отказ от Управления Минюста по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при попытке изменить свой адрес (местонахождение) в связи с тем, что ее название нарушает действующее законодательство; Автономная некоммерческая организация социальных услуг «ГАООРДИ-Сервис» получила отказ в регистрации, в том числе на основании того, что руководитель общественной организации – учредителя не подала в 2007 году сведения о своем переизбрании в Единый государственный реестр юридических лиц, несмотря на то что с 1992 года руководитель не менялся и законодательство таких требований не содержит. В настоящее время по указанным делам Ресурсным Правозащитным центром направлены жалобы в суд. Эти дела носят для нашего города прецедентный характер, поскольку незначительное количество организаций находят в себе силы отстаивать именно свои права, а не права своих целевых групп. Требования Управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части, касающейся необходимости предоставления комплекта документов на регистрацию сведений о руководителе некоммерческой организации даже в том случае, если лицо не меняется, являются абсурдными и нарушают нормы пункта 5 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в которой указано, что «юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о» - «с»... обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства».

Многочисленные проверки, начатые в эпоху «расцвета» Росрегистрации, плавно продолжаются и по сегодняшний день, несмотря на то что сроки принятия решений уже давно прошли. Яркий пример – вынесение предупреждения Еврейской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга по результатам проведенной проверки через 1,5 года после ее окончания. Более того, чиновники умудряются в такой ситуации выносить предупреждения, ссылаясь на все те же регламенты Росрегистрации.

В связи с неожиданной передачей полномочий удалось спасти от ликвидации и прекращения деятельности многие организации. Так, лишившись полномочий, сотрудники Росрегистрации потеряли возможность обращаться с исками о ликвидации и прекращении деятельности в суды. Таким образом, удалось «спастись» Учреждению «Институт биосенсорной психологии», с иском о прекращении деятельности которого Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось 13 мая 2008 года. Правозащитная организация «Гражданский контроль» добилась правды в суде, результатом которого было решение о недопустимости сотрудников Росрегистрации запрашивать в ходе проверки деятельности корреспонденции организации, поскольку в ней могли содержаться персональные сведения и личная информация обратившихся в правозащитную организацию граждан.

Созданная искусственно Росрегистрация так и не смогла вписаться в общую систему государственных органов и, получив огромные полномочия по контролю за некоммерческими организациями, часто подменяла собой другие государственные органы и была фактически расформирована.

Значительно сократился перечень международных организаций, выделяющих гранты, безвозмездная помощь которых не подлежат налогообложению и не учитывается в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов, со 101 до 12 организаций (Постановление Правительства РФ №485 от 28.06.2008 г.).

На этом законодатели не остановились и пошли дальше по пути полного отсечения НКО от возможных ресурсов. Незаметно для некоммерческих организаций вступил 02 июля 2008 года в силу Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «о концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 17.1, согласно которой «заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования /…/ иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров».
Исключения составляют случаи, когда «права на это имущество предоставляются на основании: актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации; решения суда, вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом».

Таким образом, некоммерческие организации, не имеющие помещений на праве собственности (а это подавляющее большинство организаций в Санкт-Петербурге), не смогут больше заключать договоры на льготных условиях, а те, кто имеет такие договоры, не сможет их перезаключать на новый срок.
Начиная с июля этого года некоммерческие организации вынуждены конкурировать наряду с коммерческими организациями на право аренды занимаемых площадей.
Очевидно также, что механизм решения проблемы – выкуп помещений, предложенный властью для организаций малого и среднего бизнеса, не подходит для некоммерческих организаций, поскольку последние не имеют достаточных ресурсов для приобретения подобной недвижимости даже с рассрочкой или отсрочкой платежа.

В случае если в ближайшее время в ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не будут внесены поправки, учитывающие особенности и интересы НКО, будет ясно, что эта статья включена властями в арсенал средств, используемых для дальнейшего удушения третьего сектора.

Вообще проблема адреса для своей деятельности существует у подавляющего большинства инициативных групп, желающих зарегистрировать НКО. В Санкт-Петербурге проблема поиска подходящего помещения для регистрации, в отличие от других регионов, не решена. Так, на жилое помещение можно зарегистрировать только благотворительную по статусу организацию, хотя и для других организаций в законодательстве запрета нет. Такая ситуация характерна именно для нашего города, если посмотреть, то в соседней Карелии таких проблем нет и организации спокойно регистрируются на квартиру учредителей и получают корреспонденцию. Более того, поскольку жилище гражданина охраняется нормами Конституции РФ, то, имея регистрацию на адрес жилого помещения, можно быть уверенными, что проверяющие органы без соответствующих санкций просто так не смогут проникнуть в квартиру.

В заключение отметим, что ситуация с соблюдением права на объединение в Санкт-Петербурге за 2008 год кардинально не улучшилась, и вряд ли есть предпосылки говорить о ее улучшении в следующем году. В связи с набирающим обороты экономическим кризисом, вышеописанными изменениями в законодательстве и значительным сокращением налоговых поступлений в бюджет города, на наш взгляд, следует ожидать большей «активности» налоговых органов при проверках негосударственных некоммерческих организаций, нежели Управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Мария Каневская, кандидат юридических наук, директор АНО «Ресурсный Правозащитный Центр»

Сайт АНО "Ресурсный правозащитный центр"

Первоисточник статьи

comments powered by Disqus