01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Трамвайный парк. Следующая остановка «Телефабрика»

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Трамвайный парк. Следующая остановка «Телефабрика»

Трамвайный парк. Следующая остановка «Телефабрика»

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 31.12.2010 — Последние изменение: 01.01.2011 Когита!ру
Под занавес 2010 года в Петербурге прошли любопытные слушания «по проекту планировки и межевания" некоей территории на Васильевском острове...
Территория ограничена Малым проспектом, 19 линией, Средним проспектом и 24 линией. Если говорить буквально, то речь шла о застройке Трамвайного парка №2 на Васильевском острове. Либо на его месте, либо на части его предполагается строительство многофункционального комплекса, венцом которого является возведение «Телефабрики». Предысторию, слушания и будущее данной территории анализировал Андрей Рысев.

 

Райский сад на заброшенном месте

Идея застройки этой, скажем прямо, не самой респектабельной территории Васильевского острова, появилась в 2007 году. Тогда было подписано межправительственное соглашение между Венгрией и Россией, которое предусматривало реализацию проекта, постановление правительства Санкт-Петербурга №747 по этому поводу было принято 23 июня 2009 года.

Администрация Петербурга выделила венгерским партнерам территорию бывшего трамвайного парка имени Леонова. 7,8 га были предоставлены целевым назначением: концерн TriGranit должен построить филармонический концертный зал и современную телевизионную студию.

Предполагается, что TriGranit до 2012 года за свой счет застраивает центральную часть квартала - 34,8 тысяч квадратных метров - меньше половины бывшего парка - где и будут находиться концертный зал и Телефабрика. Затем город выкупает у инвестора эти учреждения за 25 лет. Доход TriGranit будет получать с коммерческой недвижимости - гостиниц и «зданий двойного назначения», которую планирует построить во вторую очередь — к 2014-2015 году. Кроме того, по проекту предполагается «восстановить историческое зонирование Васильевского острова» - пробить 20-21-ю и 22-23-ю линии до Малого проспекта.

Публично организованные слушания

В итоге данная концепция и была вынесена на общественные слушания. Они были не такими бурными и нервными, как по вопросу неудавшегося Охта-центра, однако зал Администрации ВО был переполнен. Анализируя ситуацию, можно было с уверенностью сказать, что «поклонники» проекта расположились в партере, противники – на «галерке».

В начале мероприятия было заявлено, что на этой территории предполагается реализация проекта, заказчиком которого выступило ЗАО «Петербургский центр мультимедийных проектов ТелеГрад», разработчиком - ООО Институт Территориального развития. Проект предполагает строительство за 2,5 года многофункционального общеcтвенно-делового комплекса общей площадью 242 тыс. кв. м, объем инвестиций, хоть и не оглашался, составит по данным Когита!ру - 1, 5 млрд долл. В комплекс планируется включить построенные Дворец искусств с концертным залом на 1,7 тыс. мест, выставочный и мультимедийный комплексы, телестудию, гостиницы бизнес-центры и торговые объекты. Инвестор реализует этот проект совместно с АО TriGranit Development Corporation (Венгрия).

Но главным вопросом слушаний стал, конечно же, располагающийся на данной территории Трамвайный музей. Как заявил исполнительный директор ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов "Телеград"» Семен Краснов: «Я сам, когда увидел эти трамвайчики, просто влюбился в них!». В итоге он подчеркнул, что музей «обязательно будет сохранен, равно как и подъездные пути». Краснов заверил, что сносить исторические сооружения на территории парка не планируется, однако по закону разрешен частичный демонтаж объектов, которые не являются зданиями фронтальной застройки.

Основой проекта, как отметил Сергей Краснов, будет «культурная составляющая». В настоящее время, по его словам, объявлен конкурс на проектирование и строительство Дворца искусств. Создание объекта будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, его возведение завершится в течение 28 месяцев. Остальные объекты, в том числе коммерческие и социальные, как отметил представитель компании, будут вводиться параллельно или после постройки дворца.

Эти тезисы оспорил депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев. Напомнив собравшимся, что в настоящее время непосредственно исторические здания трамвпарка представляют из себя три сдвоенных ангара. И, если три «полусарая» собираются сохранить, то три других, располагающихся стык в стык к ним, предлагается снести, что нарушает требования к зонам ЗРЗ-2, к которым относится и данная территория. «Именно эти сносимые полусараи и собираются снести инвесторы!» - воскликнул парламентарий. При этом он напомнил, что они были построены «до 1917 года, а значит, по законодательству, не могут быть снесены или реконструированы».

В итоге своего первого выступления Алексей Ковалев заявил, что подготовленный проект нарушает сразу три закона: два городских – ПЗЗ и «Закон об охране объектов культурного наследия», и один федеральный – Градостроительный кодекс.

К нему присоединились представители движения «Петербуржцы за общественный транспорт», а также активисты группы «ЭРА» (экология рядовой архитектуры – Когита!ру) выступающие в защиту трамвайного музея. По их мнению, если планы инвестора будут реализованы в том виде, в котором они представлены сейчас, то больше половины экспонатов будут утеряны безвозвратно: «Для реализации проекта застройки квартала, где предполагается возведение Дворца искусств, инвестор намерен полностью снести три здания начала 20 века, относящихся к образцам промышленной архитектуры».

После этих выступлений в спор вступили представители второй стороны. «Жители Васильевского острова», неожиданно поддержали проект и высказались за снос старых объектов трамвайного ДЕПО. В основном это были представители сферы образования и культуры. Педагоги заявили, что вместо заброшенной промзоны будут построены культурные центры, а у молодых мам появится место для прогулок с детьми. «Сколько уже можно смотреть на эту черную дыру в нашем районе. Детям негде гулять, и они бродяжничают по этому парку. Если появится на его месте новый, красивый квартал, всем только лучше станет», - отметила одна из участниц. Ей же вторила и одна из студенток СПбГУ. Кто-то из работников дошкольного образования, явно запланировано, задала вопрос: «Будет ли построен детский сад?». Ответ был не менее очевиден: «Будут. Конечно, не в том размере как хотелось бы, но несколько больше, чем требуют нормативы». Ну а самый предсказуемый вопрос – «Сколько рабочих мест появится в районе?» получил ответ от Сергея Краснова – 3,5 тысячи.

Не-лирические отступления

Выйдя из переполнено зала Василеостровской администрации, пока шли «бои местного значения», хочется рассказать о том, что же предшествовало этой дискуссии с позиции градозащитников.

Лидер «Группа ЭРА» Алексей Ярэма, рассказал в интервью ИА REGNUM «накануне слушаний градозащитники обратились к прокурору Санкт-Петербурга Сергею Зайцеву с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства при подготовке к реализации проекта, в особенности - к сносу Василеостровского трампарка. К настоящему времени выделены три предполагаемых к застройке участка, границы которых проходят прямо по существующим зданиям. Подобного рода "межевание" не только противоречит природе вещей и здравому смыслу, но и категорически запрещено Земельным кодексом Российской Федерации».

Авторы заявления, переданного в городскую прокуратуру, также обращают внимание на то, что историко-культурная экспертиза, заказанная будущим инвестором - компанией «Телеград», якобы выявила «отсутствие архитектурной ценности» у половины подлинных трамвайных депо начала XX века, в то время как все три корпуса этого депо уже были официально признаны выявленными объектами культурного наследия. Активисты требуют «признать незаконными и подлежащими отмене ряд распоряжений КГА и КГИОП, принятых с нарушениями закона».

Также стоит отметить, что несколько лет подряд в Санкт-Петербурге активисты отмечают 15 апреля - день пуска трамвая после блокадной зимы - ветеранов и блокадников приглашают проехать на ретро-трамвае. Комитет по культуре совсем недавно инициировал проект «Музыкальный трамвай» - именно он открыл столь успешно прошедшую 11 декабря «Ночь музыки в Санкт-Петербурге».

Кроме того, с 14 по 18 декабря проходила «Неделя действий в защиту Василеостровского трамвайного парка». В рамках этой недели в Санкт-Петербургском Доме ученых была представлена концепция создания на базе Василеостровского трамвайного парка Музея городского транспорта. Авторы концепции - ведущий инженер-конструктор отдела конструкторских работ службы подвижного состава ГУП «Горэлектротранс» Дмитрий Карпов, специалист-техник Игорь Герасимов, архитектор Виктор Туралин, а также председатель регионального общественного движения «Петербуржцы - за общественный транспорт» Владимир Федоров. Они считают, что концепция создания интерактивного Музея городского транспорта не противоречит развитию территории и вполне бы смогла при желании инвестора «ужиться» с «Телеградом». При этом нужны, по мнению организаторов, компромиссные решения, к примеру, отказ от очередного конгреесс-холла, сохранение старых корпусов и уникального пространства.

В концепции музея, о котором рассказывалось в течение Недели, описано, как это можно сделать, также дается описание ретро-маршрутов по городу, столь характерных для европейских городов, пешеходной зоны внутри музейного пространства с устройством различных инсталляций, где бы посетитель последовательно попадал из Петербурга 1907 года в Ленинград 1980-х годов. «Мы предусмотрели и социальную составляющую - сотрудничество со школами и учебными заведениями, и сотрудничество с музеями и другими учреждениями культуры города, и работу с инвалидами, и обучение молодежи, и то, как музей может зарабатывать деньги - за счет платных мероприятий на своей территории и за счет специально созданных для сдачи в аренду ретро-трамваев и троллейбусов. При грамотном менеджменте все это можно сделать. Но к нам никто не прислушался», - рассказал ИА REGNUM Виктор Туралин.

Концепция музея получила благожелательные рецензии. Рецензенты - доктор технических наук, заместитель директора Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров, доктор архитектуры, сопредседатель петербургского отделения ВООПиК Маргарита Штиглиц, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музееведения и экскурсоведения СПбГУКИ Елена Мастеница. Также готовность поддержать начинания активистов выразил Политехнический музей Москвы в лице заместителя директора Наталии Чечель и Петербургский Союз учёных в лице Михаила Конашева.

А как же жители?

Отдышавшись, возвращаемся в зал. Странным образом ряды в партере уже были не совсем заполнены. Многие заметили, что сразу после выступлений, жители, радеющие «За» строительство, покидали слушания, не дождавшись их итогов. Может быть, просто устали…

Тем временем тема разговора несколько сменилась. Оставшиеся василеостровцы, а зал, к тому времени на треть опустел, интересовались будущим домов, которые предполагается снести в случае реализации проекта. Согласно документам (имеются в распоряжении Когита!ру) на этой территории существуют два дома: Средний пр. д. 79, литера А и Средний пр. д. 79 корп. 1, литера Б. В них зарегистрированы: 23 квартиры, 41 семья, 88 человек и 19 квартир, 28 семей, 65 человек соответственно. «Что же будет с нами?» - спросила одна из жительниц.

Ответ показался любопытным. Организаторы слушаний заявили, что «это не относится к вопросу слушаний, так как эти вопросы должны решаться на последующих стадиях ». Этот ответ вызвал некоторое изумление. Жительница Татьяна, уже после слушаний возмущалась: «А чему тогда посвящены слушания, если мне не могут ответить на вопрос, - где я буду жить и что мне дадут взамен?».

Ну а «взамен» планируется построить четыре 11-ти этажных дома. И это уже вложено в проект. Почему же в этот же проект не было заложено переселение вышеперечисленных семей во вновь построенные дома?

На слушаниях также были подняты темы зеленых и прогулочных зон, а также транспортной инфраструктуры. По поводу последней инициаторы отметили, что планируется построить подземные парковки в общей сложности на 1200 мест. А вот с подъездами к ним как-то пока не понятно. Разве что планируется построить Новоадмиралтейский мост через Неву, и пробиты 20-21-я и 22-23-я линии до Малого проспекта и пробить Мичманскую улицу до Наличной улицы. Правда, многие из этих мероприятий будут осуществлены не за счет инвестора, но за деньги бюджета города.

Что же касается прогулок, то предполагается сохранить «один из бульваров вдоль 18 – 19 линии», ну а в целом, по словам авторов проекта «все будет строиться не плотно – по-человечески».  

Не-секретные документы

Ну а вернувшись к проекту будущего «Трамвайного музея» слово вновь взял Алексей Ковалев. Он сообщил, что «Я видел секретные документы (громкий смех в зале – Когита!ру), где сообщается, что только 20 трамваев прошли экспертизу и признаны музейными экспонатами, а остальные куда?!». Другие градозащитники рассказали, что в остающихся ангарах можно разместить лишь 32 экспоната из 70-ти.

А на вопрос «Остальные куда»? ответ выходит из справки (имеется в распоряжении Когита!ру), подписанной начальником отдела строительства и землепользования Администрации Василеостровского района Николая Михеева. В ней, в частности, указывается, что:

- застройщик, за счет собственных средств обязуется не только сохранить существующие экспонаты, оставшиеся после передачи имущества Трамвайного парка №2 (парк имени «Леонова») на баланс трамвайного парка №3 (в Петроградском районе), но и осуществить проектирование и строительство Музея транспорта, который будет функционировать в едином культурном центре совместно с объектами культуры, планируемых к строительству на данной территории.

Там же уточняется, что еще в 2002 году исторические трамваи с Васильевского были переданы на баланс Петроградки. Ну а если посмотреть прищурясь, то можно прочитать: «… проектирование и строительство Музея транспорта, который будет функционировать в едином культурном центре совместно…»… Этого, правда не прозвучало (возможно, к счастью, на слушаниях, а то бы они так быстро не закончились). Зато прозвучала фраза г-на Краснова: «Я Вам обещаю: Ни один кирпич не упадет с исторических зданий!». Но как же тогда «проектирование и строительство»?

Ответ не заставил себя долго ждать. Г-н Ковалев парировал заявления застройщика «Я вам обещаю: Мы не дадим уничтожить ни одну историческую постройку!».

Ну а всем представителям культуры, профессуры, учителей и воспитателей, ответ (также не высказанный на слушаниях), можно почерпнуть из той же справки:

- На основании письма Комитета по культуре от 14.12.2009г. № 01-7-3744/09-0-0 об изыскании возможности строительства нового здания музыкальной школы для размещения ГОУ ДОД «Санкт-Петербургская музыкальная школа № 11» администрацией района направлено письмо в КГА и ЗАО «ЦММП» «ТелеГрад» 21.01.2010г. № 01-10-4687/09 для внесения изменений (дополнений) в техническое задание на разработку ПП и ПМ (проекта планировки и межевания – Когита!ру). На данное обращение получен отказ от ЗАО «ЦММП» «ТелеГрад».

Вот вам и забота о детях. Видимо задачи другие. При этом чувствуется, что Администрация Василеостровского района оказывается «заложником» в этой ситуации. Справку заключает фраза:

- Проектной документацией администрация района не располагает.

Тем не менее, и в целом, и по итогам слушаний администрация района поддерживает проект. Подводя итоги длившихся несколько часов общественных слушаний, глава администрации Василеостровского района Владимир Омельницкий Когита!ру отметил, что они прошли «довольно оживленно и в целом большинство жителей, находящихся в зале, одобрили проект». По его мнению, важно то, что «проект интересен с архитектурной точки зрения и важен для всего района».  Ну а самое главное, заключил глава района: «предполагается создание 3400 рабочих мест».

Официально же итоги слушаний будут представлены сразу после новогодних каникул. Ну а в апреле 2011г., предполагает Сергей Краснов, правительство Петербурга официально поддержит проект, а летом, предполагают застройщики, уже начнется строительство. Конечно, если проекту не перебежит дорогу «черная кошка» в лице Алексея Ковалева; «зайцы» из «Группы Эра», ну и все остальные петербуржцы, которые «За общественный транспорт». Ковалев отмечает: «территория должна развиваться, но ее развитие должно опираться на историю». Ну а кто стоит за иным способом развития – «когитим» вместе.

Справка:

Что мы можем потерять (из Концепции музея городского транспорта):

"Весь комплекс представляет собой яркий образец промышленной архитектуры конца XIX начала XX века. В нём чудесным образом сочетается внешняя красота и утилитарное предназначение без ущерба для производственного процесса. Василеостровский трамвайный парк - это первый трамвайный парк Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1905 году, и к 1907 году был сдан в эксплуатацию "полусарай №1", откуда и состоялся выход первых трамвайных вагонов.

Василеостровский трампарк имеет и общероссийскую ценность, так как это первые в стране здания депо, изначально спроектированные для электрического трамвая, а не переделанные ангары для конки, как в других городах, где трамвай пошёл раньше. Полностью комплекс был сдан к 1910 году. Строительство парка предусматривалось в ходе осуществления пуска первой очереди Санкт-Петербургского трамвая, утвержденного Городской думой. Конкурс на осуществление проекта выиграло общество "Вестингауз". Архитектор зданий депо гр. инженер Л.Б. Горенберг, инженеры Ф.О. Тейхман, А.Г. Коган.

В градостроительном отношении особую средообразующую роль играют видовые зоны на лицевые фасады зданий депо с западной стороны, а также с востока, со стороны 19-й линии В.О. и визуальная связь (видовой коридор) площади с веером выездов со Средним проспектом В.О. Она корреспондируется с расположенным напротив зданием Геологического комитета - архитектурным акцентом в окружающей застройке. Парк на Васильевском острове является одним из последних уцелевших исторических комплексов депо. Вагонные сараи Рождественского и Крестовского трамвайных парков были снесены в течение последних 5 лет. Перспектива развития города ставит под угрозу существование двух оставшихся исторических депо Московского и Петроградского трамвайных парков. В связи с этим, сохранение в полном объеме комплекса вагонных сараев Василеостровского трамвайного парка приобретает особую историческую значимость.

На сегодняшний день в структуре ГУП "Горэлектротранс" существует структурное подразделение "Музей". В коллекции музея находится 45 трамвайных вагона и 18 троллейбусов. В настоящее время полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации 22 трамвайных вагона выпуска от начала 1930-х до начала 1990-х годов. Среди них вагон-имитация "Brush" - один из первых вагонов Санкт-Петербурга, изготовленных на одноимённом британском заводе. Восемь вагонов типа МС ("Моторный стальной"), производившиеся в Петрограде-Ленинграде на заводе "Красный путиловец". Также представлен весь модельный ряд вагонов, созданных и серийно производившихся на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ - ЗРГЭТ - ЛТТЗ - ПТМЗ). Среди них легендарная "Американка" - трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 ("Ленинградский моторный", "Ленинградский прицепной", цифра обозначает год разработки первого вагона модели). Трамвайные поезда ЛМ-47 и ЛП-47, ЛМ-49 и ЛП-49 ("Слон"), вагон ЛМ-57 ("Стиляга"), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 ("Аквариум"), ещё встречающийся в городе вагон ЛМ-68М, некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 ("Ленинградский вагон сочленённый") и его более современный преемник ЛВС-93.

Остальные 22 трамвайных вагона ожидают реставрации и составляют уникальный музейный фонд. Среди них, в частности, оригинальные специальные вагоны выпуска 1915-х - 1960-х годов, пережившие блокаду. Также в коллекции находится 18 троллейбусов, охватывающих весь период их существования в Ленинграде. Среди них ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска, ныне старейший троллейбус в мире), МТБ-82Д 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска и ЗиУ-682Б (ЗиУ-9) 1972 года выпуска. 6 троллейбусов полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации, 11 остальные ждут реставрации и составляют фонд музея. В настоящее время коллекция располагается в двух ближних к Среднему пр. корпусах бывшего Василеостровского трамвайного парка по адресу Средний проспект, д. 77. Второй средний корпус полностью используются для технического обслуживания и временного размещения экспонатов, ожидающих реставрации, и неэксплуатируемых трамваев и троллейбусов. Третий дальний корпус обеспечивает эксплуатацию линейных поездов трамвайного парка № 3 - это нынешний шестой трамвайный маршрут".

 

comments powered by Disqus